€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Цветы для радости
Фото предоставлено Юлией Мухаметзяновой
Розовые розы, красные гвоздики
В России флористика в отличие от европейских стран начала развиваться значительно позже. В СССР был дефицит цветов, в муниципальных магазинах ассортимент представлен скудно – красные гвоздики, каллы, розы. В 60-70 годах стало популярным японское искусство икебана, но все же большинство людей предпочитало привычные яркие композиции из роз, тюльпанов, гладиолусов.
С началом перестройки появилась возможность привозить цветы, которых у нас раньше даже не видели, и тогда оказалось, что тюльпаны бывают не только красными и белыми. Флористика как направление дизайна развивалась локально – в кружках по иекебане, при Домах пионеров. С открытием границ российская флористика получила толчок к развитию, дизайнеры начали посещать международные выставки и стали полноценными участниками культурного взаимообмена, привнося на российскую почву новые тренды и подходы. Российский потребитель, получив возможность наблюдать, что предлагает европейский рынок, сформировал запрос на новую эстетику букетов к праздникам. Внятным ответом стали частные школы, где стало возможным освоить основы современной флористики и европейской аранжировки на профессиональном уровне.
В 2008 году в Сочи состоялся Первый Всероссийский Форум, участие в котором приняли специалисты пятидесяти компаний из 27 регионов страны. Они приняли решение создать Флористический Союз, чтобы оперативно решать проблемы отрасли, в том числе в области государственной поддержки. В 2009 году были разработаны профессиональные стандарты, перечень требований к квалификации «флорист», проведена государственная регистрация. А в календаре появился новый праздник – День флориста, отмечаемый ежегодно с 2009 года 24 июля.
Антикризисный букет
Цветы в России продаются преимущественно импортные - либо сами срезы, либо посадочный материал: клубни, луковицы, саженцы. До 24 февраля 2022 года доля отечественной продукции на рынке свежих срезанных цветов и флористической зелени была не более 20%. Остальные 80% принадлежали зарубежным производителям, которые поставляли товар напрямую из Эквадора, Кении или через цветочный аукцион в Нидерландах. Эта страна является крупнейшим европейским логистическим хабом в отрасли свежих срезанных цветов. Значительное количество прибывающих из Нидерландов цветов имеют не голландское, а опять-таки латиноамериканское происхождение. Небольшая доля рынка приходится на Таиланд, Израиль, Италию. В целом объем цветочного рынка РФ составляет в год около $3,5 млрд.
Себестоимость срезанных цветов, выращенных в России, заметно выше, чем в Колумбии или Эквадоре. Высокогорный климат этих стран Латинской Америки, при котором розам не требуются теплицы, и дешевая рабочая сила позволяют устанавливать привлекательные цены на продукцию. В России же климат не позволяет выращивать многие виды цветов в открытом грунте, требуются современные теплицы с обогревом.
Опыт кризисов 2008, 2014 и 2020 годов показал: российский покупатель приобретает цветы, невзирая на экономическую обстановку, поскольку это универсальный и красивый способ поздравления.
Срок жизни срезанных растений зависит от вида и сорта — от недели до четырех, иногда дольше. После срезки цветы подвергаются прекулингу – охлаждению, которое вводит растение в анабиоз. При хранении и транспортировке цветок содержится в специальных температурных условиях и влажности. 80% цветка до розничных магазинов едет «на сухую», что позволяет затормозить процесс цветения и цикл жизни растения. И уже на месте флористы достают цветок, зачищают, убирают ненужные листья, ставят в воду, чтобы цветок прошел процедуру подпития. Эта та часть профессии флориста, которая не видима потребителю и создает ложное впечатление, что работа исключительно простая. На самом деле, это нелегкий труд, связанный с водой, переносом тяжестей, умением работать с различными инструментами - шуруповертом, лобзиком, плоскогубцами, применяемых при создании аранжировок. Например, в Голландии эта профессия часто мужская, в России же традиционно флористикой занимались женщины, мужчины стали приходить позднее. В России это Дмититрий Туркан, Андрей Филоненко, Вадим Казанский, Рома Штенгауэр, которые виртуозно делают прекрасные инсталляции.
Дарить цветы — особая культура
Стремление удивить девушку уже давно не сводится к покупке большого мишки и букета из роз, зато небанальные цветочные композиции в кругах продвинутых эстетов стали обычным делом. Во флористике, как и в моде, существуют тренды.
- Еще лет 10 назад, - рассказывает основательница салона «Цветы и штучки» Юлия Мухаметзянова, - основополагающим трендом в российской флористике был курс на европейскую флористику. Пышно упакованные букеты из роз или хризантем в слюде уступили образцам европейской коммерческой флористики. Это плотно собранные букеты с большим количеством цветов и садовой зелени, с укороченным стеблем.
В середине 2010-х кроме Европы стала активно задавать тон Азия, в которой цветы – традиционно объект особого поклонения, воспеваемый в поэзии и искусстве. Из Азии пришел тренд на броскую упаковку, на искусственные или окрашенные элементы в букетах. Если раньше красили непосредственно сам цветок или стебель, и это считалось моветоном уже лет 20 назад, то новый тренд породил новую технологию – оттенок задается на корневой системе и цветок подрастает окрашенным. Появились сложные оттенки – винтажной припыленной розы, персиковые тона и сглаженные шалфейные. Азиатский тренд - яркий, новаторский, отсылающий к ретро-концепции, когда флорист использует разные необычные элементы декора в букете, создает пышные композиции в садовом стиле в металлических чашах, вазонах из керамики или цветного стекла.
Второй тренд, полярно противоположный азиатскому, но в равной степени присутствующий на рынке - это эко-тренд. Люди, столкнувшись с рисками пандемии и замкнутости в городах и квартирах, нацелены на лицезрение кусочка природы у себя дома. Если первый тренд – многообразие форм и красок, то второй, что прослеживается и в ландшафтном дизайне, позволяет флористу использовать больше натуральных элементов - травы, колосьев, суккулентов, хлопка, кокосового волокна, дерева, максимально приближаясь к природе. При составлении композиции применяется органическая пена, которая подлежит переработке, а в качестве декора вместо пластиковой ленты и атласа используется джут, пенька, каленая проволока. Такие композиции органичнее всего смотрятся в вазах природных фактур - стекло, бетон, керамика. По словам Юлии, «оба тренда будут активно продвигаться, оба имеют право на существование. Приверженцы традиционных ценностей так же будут покупать пышные букеты из роз, молодежь будет тяготеть к зелени, травам, суккулентам. Мир движется в сторону более индивидуализированного потребления. Чем более индивидуальные услуги оказывает салон, тем больше шансов у него выжить. Все типовое вытесняется крупными сетями. Остаются те, кто готов представить свое видение цветов, видение продукта. Конкурировать можно только своим личным представлением и индивидуальным подходом к клиенту. Сейчас клиента не удивить букетом из 25 роз. Будущее за тем, что сможет предложить флорист, чтобы удивить клиента.
Фото предоставлено Юлией Мухаметзяновой