Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Дом для самолетов

21 августа в нашей стране будет отмечаться День Воздушного Флота России, праздник, к которому наша авиационная столица имеет непосредственное отношение. Накануне торжества «ДО» побывало в Головном отраслевом музее истории гражданской авиации.

Фото: Константин Салмин

В 1983 году в Ульяновске рядом с аэропортом был создан Музей гражданской авиации Центра ГА СЭВ, который сейчас носит название Головной отраслевой музей истории гражданской авиации и принадлежит УИГА. Выставочное пространство имеет лётное поле и 4 зала с экспонатами, иллюстрирующими историю авиации со времён гражданской войны до наших дней. Общее количество экспонатов составляет более 4000 единиц хранения, отражающих историю гражданской авиации со времен зарождения до наших дней. Особенностью музея является тот факт, что практически все экспонаты летательных аппаратов прибыли сюда своим ходом.

Основной частью музея является уникальная выставка отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации, размещённая на территории площадью около 18 га, примыкающей к территории аэропорта.

В музее рассказывают, что вся техника была им передана после завершения ее летного ресурса, часть найдена поисковыми группами и энтузиастами по всей стране. На выставке экспонируется около 50 единиц авиационной техники, от маленького По-2 до современных реактивных гигантов. Среди них самолеты: Ак-1, По-2, Ан-2, Ан-14, Л-29, Л-410, М-15, Ту-104, МиГ-25, Ту-134, Ту-114, Ил-18, Ил-62, Ту-144; вертолеты: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8. Одиннадцать экспонатов музея являются памятниками науки и техники. Это Ант-4(ТБ-1)-1925г; Ил-14- 1950г; Як-12М-1946г; Ми-1-1948г; Ту-104-1955г; Ту-114-1957г; Ту-116-1957г; Ту-124-1960г; Ту-144-1968г, Ил-62-1963г., Ил-154Б-1968г.

Некоторые из представленных в музее под открытом небом экспонатов являются уникальными.

Например, ТУ-144 (бортовой номер 77110) – первый в мире сверхзвуковой авиалайнер. Осуществлял пассажирские перевозки Москва-Алма-Ата (1977-1978 гг.). Экспонировался на международном авиасалоне Ле-Бурже (Франция). В настоящий момент является наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту-144.


ТУ-104 – первый советский реактивный авиалайнер. Выполнил первый полет и провел испытания самолета (1955) уроженец Симбирского края, летчик-испытатель, Герой Советского Союза (посмертно) Ю.А. Алашеев.


АНТ-4 – первый в мире тяжелый цельнометаллический бомбардировщик (моноплан). На самолете такого типа был совершен первый перелет из СССР в США в 1929 году.


ТУ-114 известен, тем, что является одним из четырёх самолётов, бравшихся в своеобразный «лизинг» японской авиакомпанией JAL (Japan Airlines). Трое его собратьев-«японцев» до наших дней не дожили. А борт ценен еще и тем, что является одним из трёх сохранившихся экземпляров этого типа самолёта.


Самолет ТУ-116 был произведен на базе бомбардировщика ТУ-95 специально для первого лица государства Никиты Хрущёва. Из двух экземпляров до наших дней дожил только один.


ТУ-134 является рядовым тружеником «Аэрофлота» (МГА). Вопреки слухам, самолет не снимался в фильме Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», работа над которым кипела в ульяновском аэропорте.


Среди экспонатов единственной репликой, полностью воссозданной по архивным чертежам, является полноразмерная модель АК-1 сообщества «Добролёт». Это был первый пассажирский лайнер СССР, способный вместить в салоне трёх взрослых человек. Оригинальный самолёт был сконструирован в 1923 году в единственном экземпляре.


Головной отраслевой музей истории гражданской авиации является уникальным экскурсионным объектом, который охотно посещают тысячи туристов из разных уголков страны. Неоднократно на территории музея проходили съемки программ про путешествия, документальных и художественных фильмов.


Фото: Константин Салмин

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: