Учеба для лидера. Новая реальность
Фото: freepik
Диана Гладких, методолог крупных онлайн-школ и миллионных проектов;
Сергей Лукашкин, эксперт по цифровой трансформации, реинжинирингу бизнес-процессов и стандартов обслуживания;
Александр Потапов, медиаэксперт, методист и эксперт в организации образовательных процессов в областях медиа, управления персоналом, лингвистики и бизнес-администрирования.
– Как, на ваш взгляд, изменился рынок бизнес-образования в России? Что изменилось у вас?
Диана Гладких:
– Первое, что хочется отметить, это то, что в целом рынок бизнес-образования развивался, но был нацелен на практические навыки, на развитие конкретных компетенций и лидерских качеств. И бизнес-образование до недавнего момента было либо корпоративным, либо представляло небольшие курсы, которые давали прокачку конкретного навыка.
Сейчас к бизнес-образованию более повышенное внимание, поскольку изменился не только сам рынок, но и поведение клиентов-учеников, изменился также и сам подход к выбору профессии. Сейчас с рынка труда стремительно уходят старые профессии и появляются новые. Закрываются привычные для человека истории и направления, в которых он еще несколько лет назад мог успешно зарабатывать. И для того, чтобы сейчас быстро перестроиться, фундаментальное образование такой возможности не предоставляет, потому что не успевает оперативно адаптироваться и предложить новые программы обучения.
Бизнес же сам по себе очень гибок, поэтому он стал обучать себя самостоятельно. Понял, что, не имея возможности найти кадры под новые задачи, необходимо обучать людей самому. Например, ресторанный бизнес, который мог спокойно обучать сотрудников внутри компании, вышел на новый уровень и стал обучать широкую аудиторию, в процессе тестирования оставляя себе самые перспективные кадры.
Бизнес-образование сейчас конкретно нацелено на получение профессии в новых направлениях, которые связаны с трендами. Например, кибербезопасность или IT-профессии с технологиями, с новыми логистическими цепочками, то, что сформировано запросами экономики.
Александр Потапов:
– Мы видим, что бизнес-школы предлагают еще более гибкие способы обучения в 2022 году. Более 70% руководителей бизнес-школ, принявших участие в недавнем опросе, заявили, что альтернативные дипломы являются обязательной частью стратегии бизнес-школы. Ряд университетов перезапустили свою программу MBA в супергибкой, наращиваемой модели с тремя сертификатами. Для многих школ составные микроаккредитации станут полезным инструментом набора персонала. Таким образом, предлагая микросертификаты, школы могут повысить узнаваемость бренда, продемонстрировать свой опыт и привлечь более широкую аудиторию кандидатов, а также создать сильный стимул для учащихся продолжать обучение по полным программам на получение ученой степени.
Сергей Лукашкин:
– С 2020 года произошло серьезное развитие онлайн-образования, а до 2025 года, уверен, оно качественно изменится: возрастет доля курсов, связанных с развитием конкретных навыков и компетенций. Конкурентным преимуществом в сфере бизнес-образования станут его доступность и возможность дальнейшего трудоустройства. Это значит, что крупнейшие технологические и промышленные компании будут создавать свои курсы, а возможно, и образовательные платформы, чтобы закрыть свою потребность в квалифицированных кадрах. Несмотря на то, что в 2022 году компании временно сокращают расходы на образование сотрудников, сейчас наблюдается высокий спрос на обучение специалистов IT-сегмента, в особенности по направлениям «программирование» и «аналитика».
– Как меняется портрет клиента, его запросы?
Диана Гладких:
– Конечно, клиент поменялся. Потому что тот, кто сейчас покупает бизнес-курсы, не просто добирает знания, чтобы стать лучше и сильнее профессионально. Люди получают бизнес-образование, чтобы получить конкретный навык, который можно будет сразу монетизировать. Люди не хотят платить за то, что возможно в перспективе принесет деньги. Люди хотят обучаться тому, что даст возможность заработка прямо в процессе обучения.
Сейчас очень большой спрос на курсы, которые демонстрируют, как заработать на этом инструменте. Среди онлайн-школ к методологам и продуктологам поставлена задача, каким образом сформировать навык продаж и как показать инструмент зарабатывания денег.
Если раньше аудитория покупала курсы впрок и была готова ждать запуск обучения за полгода, то сейчас люди очень точно выбирают сам продукт, смотрят, насколько быстро можно туда встроиться. Внимательно изучают, насколько курс интегрируется в их жизнь и как получится совмещать работу и обучение, потому что многие уже «переели» облачных курсов и их хранения в облаке, которые лежат, а времени и желания воспользоваться ими нет.
Люди сейчас в своих потребностях (см. Пирамиду Маслоу) спустились на базовый уровень – удовлетворения запроса своей безопасности, в том числе и финансовой. Поэтому продать сейчас систематизацию бизнеса намного сложнее, чем продать тему «Как стабилизировать доход и выйти на обороты в 300 тысяч в месяц».
Публика стала более внимательной и избирательной: теория никого не привлекает. Если нет четких инструкций и навыков для монетизации, то курсы продаются сложно. Было много курсов по хобби – теперь этот рынок просел на 50–70% в некоторых направлениях. Но есть надежда, что он вновь станет расти, потому что людям кроме работы нужно заниматься и своими увлечениями. Сейчас для многих это заработок, прокачка себя, востребованность.
Александр Потапов:
– Успешные студенты демонстрируют гибкость самыми разными способами. Готовность к сотрудничеству, например, показывает способность принимать идеи других членов команды. Каждый бизнес стремится достичь выдающихся результатов. Таким образом, очень важно исследовать влияние факторов, способствующих успеху. Студенты МBА – люди, которые строят бизнес, занимаются творчеством и делают невозможное возможным. Таким образом, характеристики предпринимателей могут рассматриваться как ценные, уникальные, редкие и воспроизводимые ресурсы для фирм и являются решающими факторами их успеха.
Традиционно возраст использовался как одна из важных переменных в современных социальных исследованиях для классификации людей и объяснения различий между ними. Возраст – это время жизни, и с возрастом возникает квалификация. Навыки людей могут улучшаться с возрастом, потому что они учатся эффективно управлять временем и ресурсами.
Сергей Лукашкин:
– Студенты хотят быстрее получать новые знания и навыки. Старые форматы не всегда так эффективны в онлайне. Из-за высокой конкуренции в сфере бизнес-образования приходится постоянно совершенствовать программы, делать их практико-ориентированными, вводить новые интерактивные форматы обучения, особенно это касается отработки конкретных навыков. Сюда же относится геймификация – использование VR, игровых платформ – тренд, который уже не первый год востребован в сфере образования. Также важно учитывать, что в сфере образования накапливается большой объем данных и, как следствие, начинается использование цифрового профиля, который обеспечивает более персонализированный подход, основанный на параметрах конкретной специальности, навыков и знаний.