Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Меняется мир - меняется потребитель

Топ наблюдений от Институт тренинга – АРБ Про

Фото: freepik

Наш мир продолжает меняться. События наслаиваются друг на друга. Сейчас задача руководителей – подождать и удержать людей рядом с собой.

На происходящее вокруг могут быть разные взгляды и внутри компании, и за ее пределами. Важно помнить, что мы все в одной лодке. В этот период важно сохранять спокойствие и распространять его на свое окружение.

Сейчас можно заметить рассеянность, снижение работоспособности и отвлечение от работы даже у тех, кто находится в росте. Мы все отвлекаемся на внешний фон. Но здесь встает вопрос сроков. Сколько мы можем позволить себе быть в дисбалансе, прежде чем сможем вернуться в строй?

Сегодняшняя статистика показывает, что число жителей в стране уменьшается. Рождаемость падает, миграция растет, новые семьи образуются недостаточно часто, растут разводы. Есть, конечно, еще и обратная миграция, но качество уезжающих и качество въезжающих нельзя сравнивать: страну покидает наиболее платежеспособное население, а тем, кто только приехал, нужно время на ассимиляцию, наработку доходов и достижение статуса экономически активного сегмента. Динамика индекса уверенности потребителя застыла в отрицательном значении –30%.

События, влияющие на большую часть людей, наслаиваются друг от друга. Сейчас паника подавляет логическое мышление. Мы видим, что если раньше какие-то критические вещи случались раз в два-три года, то сейчас такие события участились внутри одного года. Общий фон, нехватка кадров, безработица в отдельных направлениях, частичная мобилизация. Обостряются из-за долгосрочного стресса даже физические болезни – клиники фиксируют участившиеся и корпоративные, и частные обращения. Экономика напрямую влияет на нашу психологию и здоровье.

Первая тенденция в поведении людей – это осторожное потребление и чувствительность к цене. За январь-сентябрь выросло число поисковых запросов о том, как экономить. Люди переходят к сдержанной жизни, принципу достаточности. Но осторожное потребление у нас не в кошельке, а в голове.

Активизировалась стратегия экономных покупателей. Из аналитики по разным проектам мы видим, что люди выбирают магазины с более низкими ценами, ищут желтые ценники, покупают только необходимые продукты. Доля прибыли в оффлайн-магазинах заметно снизилась. Продажи только акционных товаров говорят о недостаточной проработке маркетинга. То есть продукты без скидок просто не являются привлекательными. Этому стоит уделять время.

На онлайн-площадках доля продаж со скидками больше, но зачастую там это лишь стратегический ход, поскольку предварительно делается большая наценка. У этого есть своя специфика.

В оффлайн-магазинах развивается формат дискаунтера, где нет желтых ценников, но цены низкие на все. Люди не ходят искать в магазине подходящие для себя ценники, а идут туда, где все цены будут их устраивать. Все это отражение одной и той же тенденции

Сейчас резко просел сегмент платежеспособной аудитории. На 30% снизилась посещаемость дорогих ресторанов в Москве. При этом нет смысла искусственно занижать цены: это не изменит ситуацию просто потому, что клиентов стало меньше. Нужно искать пути удержания оставшейся аудитории, сохранять настрой и работать на лояльность людей.

Настроения меняются в моменте. Много непредвиденных факторов, последствия которых сложно прогнозировать. На фоне всего этого важно уметь отслеживать то, что происходит с рынком, сегментом и потенциальными клиентами. Необходима «приборная панель», которая позволит мгновенно видеть колебания спроса на товары и услуги.

Второе изменение в поведении потребителей – стратегия ситуативного реагирования. Люди либо сметают товары, либо замирают, останавливая наши продажи. Чтобы отследить это, нужно сверяться с оперативными индексами, смотреть, к чему предрасположены те или иные сферы.

Третий тренд – закрепление онлайн-навыков. Все, что удобно делать дистанционно, люди делают дистанционно. У нас нет потребности очного общения, поэтому растет спрос на боты, мессенджеры, онлайн-сервисы.

Идет встречное движение в разных областях. Продолжается цифровая трансформация, например, в медицине. Многие люди пользуются сервисами онлайн-консультаций и записи к врачу. Появился феномен app-based parenting, то есть родительство, основанное на приложениях. У взрослых часто не бывает времени во что-то вникать, поэтому дети растут на приложениях – обучающих и досуговых. Родители же опираются на технические устройства, не прибегая, например, к услугам детских оффлайн-центров. Это ниша, решения которой позволяют пользователям сократить время на решение определенных задач. Поняв, что мы можем приложить, нам удастся закрыть такие процессы своими компетенциями и заработать на этом.

Четвертая тенденция – чаты и каналы ценнее пабликов. Группы по интересам в мессенджерах стали приоритетными формами обмена информацией. Важным медиа стал Telegram, однако собрать там аудиторию и быть в контакте с ней сложнее на фоне бурного роста чатов, каналов и контента. Не всем и не всегда это подходит. Но, несмотря на снижение охватов, лидеры мнений продолжают работать на свою аудиторию.

Пятый тренд – запрос на безопасность, заботу и маленькие радости. Важно транслировать спокойствие и своей команде, и клиентам. Нужна регулярная честная коммуникация по актуальной ситуации, позиции и планам – то, на что можно опереться. Информационный дефицит порождает домыслы, сплетни. Персоналу нужна поддержка – психологическая, юридическая, бонусы. А клиентам – гибкость в переговорах и условиях, скорость и человеческое отношение, а также подарки, которые ничего не стоят, но удивят и порадуют.

Узнать актуальную качественную аналитику и тренды развития экономики и политики в 2023 году, а также получить стратегический прогноз и рекомендации по ведению бизнеса в новых условиях смогут участники конференции «Базовые стратегии – 2023», которая пройдет 28 ноября в конгресс-холле «Кошелев».

Подробная информация о конференции и приобретении билетов доступна по телефону: +7 (8422) 50-55-03.

Реклама. Рекламодатель ГК "АРБ-ПРО".

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: