Как профилактические визиты снижают административное давление на бизнес
Фото: pch.vector, freepik
Екатерина Толчина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области:
Уже четвертый год уполномоченный при президенте Российской Федерации Борис Юрьевич Титов проводит аналитическую работу по определению эффективности работы контрольно-надзорных органов. Регулярно рассчитывается индекс административного давления на бизнес. Он оценивает снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности на бизнес, а также эффективность внедрения риск-ориентированного подхода и количество проведенных профилактических мероприятий, которые не заканчиваются штрафами. Два года подряд Ульяновская область занимала лидирующие позиции по минимальному административному давлению на бизнес, что стало важным показателем делового климата региона.
Наталья Саркисова, руководитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области:
В настоящее время существует федеральный закон, который определяет полномочия контрольно-надзорных органов по проведению проверок. Одним из видов таких мероприятий являются профилактические визиты. Эти полномочия реализует Государственная инспекция труда.
В первую очередь профилактические визиты направлены на повышение информированности предпринимательского сообщества о способах соблюдения требований законодательства, а также устранения условий и причин, которые могут способствовать появлению правонарушений.
Профилактические визиты проводятся инспектором в форме беседы по месту осуществления деятельности юридического лица. В ходе визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности и принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, а также об основаниях и рекомендациях по его снижению. Также может осуществляться консультирование. При этом во время профилактического визита не выдаются предписания и не применяются меры административного воздействия, а разъяснения носят рекомендательный характер.
Для проведения профилактического визита необходимо направить в Государственную инспекцию труда соответствующее заявление любым доступным способом.
При выборе формы профилактической беседы через использование видеоконференцсвязи в адрес организации будет переслана ссылка. Поэтому в заявлении необходимо указать конкретное лицо, которое будет контактировать с госинспектором, и действующий электронный адрес организации. Также следует отобразить имеющиеся вопросы, проблемные моменты, которые интересуют работодателя и на которые необходимо дать разъяснения со ссылкой на нормы закона. О необходимости проведения профилактического визита организация уведомляет Государственную инспекцию труда за 5 рабочих дней с учетом регистрации заявления.
Сегодня нашей основной задачей является переход от штрафных санкций к их предупреждению. Благодаря профилактическим визитам мы не только разъясняем работодателю, как применить нормы закона, но и получаем обратную связь.
В трудовую инспекцию за консультацией можно обратиться по телефону: 44-29-56
Вячеслав Вагин, заместитель главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ульяновской области:
Надзорные органы МЧС давно начали работу по снижению административного давления на бизнес. Если говорить про Ульяновскую область, мы были одними из первых, кто начал внедрение риск-ориентированного подхода при формировании плана надзорных мероприятий. На базе нашей области проект запускался и дальше реализовывался по всей стране.
Практически ежегодно количество плановых надзорных мероприятий в Ульяновске, начиная с 2015 года, уменьшалось. В 2014 году были проведены 500 плановых проверок, а в 2021 всего 140. Это связано и с действующим мораторием.
В этом году также было отмечено снижение числа проверок. Наша работа позволяет занимать передовые позиции в рейтинге по оценкам контрольно-надзорных мероприятий бизнесом. В прошлом году по этому параметру среди всех глав МЧС России наш регион занял 5 место, в Приволжском федеральном округе – 2. Основной мерой административного воздействия было предупреждение. Также этому способствовала низкая доля хозяйствующих субъектов, не относящихся к муниципальному и государственному секторам проверки. И, самое главное, доля профилактических визитов от общего числа контрольно-надзорных мероприятий составила 49% по области, а по России – 26%. В регионе это создает условия для снижения уровня административного давления со стороны надзорных органов МЧС.
Инспекторы государственного пожарного надзора при посещении объекта в рамках профилактического визита осуществляют информирование, инструктирование, консультирование и поверхностный осмотр, на основании чего могут предоставить контролируемому лицу исчерпывающую информацию о нарушениях, которые целесообразно устранить. Предписания не составляются и не выдаются. Профилактический визит носит исключительно информационную функцию и помогает обратить внимание на то, как устранить существующие нарушения без последствий.
Нужно подчеркнуть, что государственный пожарный надзор осуществляет контроль той серы безопасности, которая связана с жизнью и здоровьем граждан. Мы смотрим на нарушения, представляющие непосредственную угрозу пожара, связанные с функционалом и возможностью предупреждения и своевременной эвакуацией людей в целях избежания тяжких последствий. Предпринимателю необходимо помнить, что обеспечение безопасности – это его первостепенная задача, поскольку в своей деятельности мы не можем рисковать жизнью и здоровьем граждан.
Если компания решила воспользоваться помощью нашей структуры, необходимо подать заявление через портал Госуслуг или сделать обращение в адрес управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Ульяновской области. По телефону 42-64-06 можно получить информацию и разъяснения по порядку подачи заявления
Елена Филькина, директор образовательного центра «Смарт»:
Стоит отметить, что тема для нас актуальна, потому что под нашей ответственностью два объекта со сложной спецификой – школа иностранных языков и детские иностранные лагеря. Оба направления не попадают под действующие моратории, поэтому мы регулярно проходим различные проверки. В этом году организации исполняется 10 лет. Нужно выделить три заметных изменения в проведении контрольно-надзорных мероприятий, которые за это время произошли.
В первую очередь, отношения с проверяющими органами. Раньше они напоминали родительско-детские: инспекторы приходили найти и наказать, а мы, как дети, хотели не разобрать проблему, а избежать штрафа. Это не было плюсом ни бизнесу, ни общей безопасности. Но сейчас ситуация изменилась и стала больше напоминать взаимодействие двух взрослых сторон, которые работают, чтобы было хорошо, а не для того, чтобы вскрылись какие-то огрехи. Контрольно-надзорные органы подсказывают, как правильнее организовать деятельность и обезопасить детей. Это самый большой плюс.
Второй важный момент, это понятность разъяснений, переход на чек-листы и информационные визиты. У нас есть возможность доступного информирования как по сложным вопросам, так и по самым элементарным.
В 2019 году, когда не было профилактических мер, мы открывали загородный центр Смарт. Мы пришли в МЧС за помощью, потому что самостоятельно обеспечить безопасность такой крупной инфраструктуры, как детский загородный лагерь, просто невозможно. Сотрудники выявили 119 нарушений и выписали штраф. При этом у нас не было ни одного ребенка, мы даже не открыли объект, а были еще в процессе ремонта. Но нам сказали, что иного механизма просто нет. Чтобы сказать, что не так, нас обязаны были оштрафовать. Теперь эта ситуация невозможна, ведь существуют профилактические визиты.
Третий момент – штрафы. Раньше, в зависимости от количества, они могли достигать довольно крупной суммы, например, из-за нарушений в узких сферах законодательства. Сейчас есть предостережения, которые говорят о том, как нельзя делать. По ним в течение 30 дней мы отчитываемся, что все нарушения устранили. Это комфортно и вежливо. Мы понимаем, что работаем с проверяющим органом как команда.
Екатерина Толчина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области:
У нас действует приоритет предупреждения и профилактики над наказанием. Любое юридическое лицо, которому важно понимать свое соответствие нормам законодательства, может провести один из видов профилактических мероприятий. Их важнейшая задача – помочь соблюсти необходимые требования. Проверяющие дадут исчерпывающие разъяснения, как не нарушить те или иные нормы, которые могут нести серьезные последствия для компании.
Приглашая контрольно-надзорные органы с профилактическим визитом, компания не получит никаких санкций, даже если представитель найдет какие-либо нарушения, но получит рекомендации по их устранению.