По волнам нашей памяти
Январь, 1998
К западу от России – друзья или враги?
В первом номере «ДО» мы писали не только о деноминации, противостоянии слухам, новогодних корпоративах, рекламных приколах, но и о геополитике. Наш автор вспомнил события 1991 года, когда создание ГКЧП «стало маленьким камушком, обрушившим огромную лавину». Вряд ли сами путчисты понимали, какую мощную энергию распада они высвобождают, вводя танки в Москву, блокируя М. Горбачева в Форосе и запуская по телевидению балет «Лебединое озеро».
И да, мы писали и об Украине, которая наиболее решительно из всех союзных республик выступила за национальную независимость (на референдуме 1 декабря 1991 года 80% проголосовали за выход из состава СССР).
В статье говорилось, что геополитические итоги распада СССР для самой Российской Федерации были близки к катастрофическим. Крушение «коммунистического ада» не привело к торжеству «демократического рая». Особенно ощутимым ущерб чувствовался на западном направлении российской внешней политики. Фактически возродилось допетровское государство XVII в., лишенное выхода к Балтийскому и Черному морям и позволяющее своим западным соседям паразитировать на транзите российских товаров на мировые рынки. В 1995 году российские товары, в основном энергоносители, составили 74% стоимости товаров, транспортируемых через Украину.
Киев навязывает Москве свои условия выплаты долга за импорт энергоносителей, оцениваемого в 1995 году в 5 млрд долларов. Россия, кроме того, несет значительные потери на завышении транзитных тарифов.
А еще в первых номерах журнала мы публиковали… анекдоты.
Вот, например.
Новый русский заваливается к директору одной фирмы на работу (все как полагается –сотовый телефон, малиновый пиджак, etc). Директора нет на месте. Секретарша предлагает: «Вы телефончик оставьте, он позвонит!»
Новый русский: «Да ты че, дура, ошалела, трубка тыщу баксов стоит!»
Кстати, доллар тогда стоил 5,99 руб.
Декабрь, 2005
В Ульяновск возвращается «столичность»?
В конце 2005-го руководство области озвучило стратегически важную цель: Ульяновск должен стать одним из самых красивых и благоустроенных городов России. Тогдашний губернатор Сергей Морозов подчеркивал, что изначально Симбирск задумывался отнюдь не как провинция, а как город, близкий к столичной культуре, столичному шику.
К реализации этих планов должен был подключиться ульяновский бизнес. Первой весточкой перемен стало открытие современного торгово-офисного комплекса «Амарант». До 2005 года Ульяновск был единственным среди крупных городов Поволжья, не имевших современных торговых комплексов.
За 17 лет в городе открылось множество современных торговых центров и магазинов, стали благоустраиваться улицы, парки и скверы, появилась первая набережная, но до столичности, о которой так много говорили местные власти, Ульяновск, к сожалению, так и не дотянул.
Январь, 2008
Иномарки наступают
«ДО» рассуждало о перспективах отечественного авторынка. В то время эксперты полагали, что к 2012 году наша автопромышленность избавится от статуса второстепенного «отверточного придатка» мирового автопрома, станет серьезной производственной площадкой и полноценным сектором российской экономики.
Однако прогнозы не сбылись, на улицах города так и остались преобладать иномарки. Сегодня с введением санкций ситуация начала меняться, большинство зарубежных автомобильных брендов покинули Россию, заводы встали. Если так будет продолжаться, то ульяновцам придется массово пересаживаться на отечественные машины. Не случайно в ноябре в столице вновь было запущено производство «Москвичей».
Июнь, 2008
Занялись наружкой
За полгода до очередного кризиса наш журнал писал о создании в регионе Ассоциации коммуникационных агентств Ульяновской области, которая, в частности, озаботилась проблемой наружки в сердце города. Специалисты отмечали, что обилие наружной рекламы на улице Гончарова идет в разрез с архитектурно-историческим обликом центра города. Спустя 14 лет ситуация с рекламой на главной ульяновской «артерии» изменилась в лучшую сторону, но борьба за идеальный облик улицы Гончарова все еще продолжается.
Август, 2009
Ульяновская область: социально-культурный портрет
Редакция «ДО» задалась вопросом: кто мы такие, ульяновцы, чем живем и что из себя представляем? Выяснилось, что 17% земляков не испытывают особых чувств к родному региону, и только 18% рады, что живут здесь. Исследователи пришли к выводу, что в целом население области проявляет низкую гражданскую и инновационную активность, недоверие органам власти. Для значительной части ульяновцев характерна адаптационная модель выживания и приспособления, а не развития. Главный вывод: для более динамичного социально-экономического развития региона социокультурный потенциал населения области используется недостаточно.
В 2022 году мы вновь провели опрос на данную тему и узнали, что в своем большинстве ульяновцы раздражительны, медлительны, угрюмы, озлоблены, завистливы, и у них есть черты национализма. Многие считают, что жители рано ложатся спать: в городе отсутствует ночная жизнь и не развита инфраструктура.
Декабрь, 2012
Будущее Ульяновска – за комплексной застройкой
Мы написали о Генплане Ульяновска, согласно которому промышленные зоны должны быть вынесены из центра города за его черту. А будущее стройкомплекса виделось в комплексной застройке, в пример этому приводился развивающийся район на набережной возле УлГУ, где на пустыре вырос мини-городок. В дальнейшем в регионе предполагалось строительство жилищных комплексов, современных парковок, обустройство дворовых территорий, озеленение.
Спустя годы планы начали сбываться, в городе появились новые микрорайоны: «Новая жизнь», «Юго-Западный» «Аквамарин», Greenпарк и другие. Промышленные предприятия тоже стали выносить за черту центра города, например, завод «Контактор» переехал на промзону.
Ноябрь, 2017
Чем живет авиационная столица России
Мы рассказывали, как работают самолетостроительные предприятия и компании, локализованные вокруг них. На момент выхода публикации в регионе насчитывается около 80 организаций, работающих в сфере разработки и производства авиатехники и компонентов, техобслуживания и ремонта воздушных судов, высшего и среднего профессионально-технического образования по авиационным специальностям, НИОКР, авиаперевозок и логистики.
В 2022 году с введением санкций российская авиационная промышленность начала переживать очередной бум. Об этом свидетельствует набор новых сотрудников в филиал ПАО «Ил» – Авиастар» в связи с тем, что предприятие начало выполнять государственный контракт, активно занимается вопросами технического перевооружения и наращиванием мощностей.
Фото: К. Салмин