5 правил работы с родственниками
Фото: freepik.com, senivpetro
Сегодня поговорим о том, как управлять родственниками. Ведь нередко бывает так, что, когда больше никто не хочет идти в нашу новую фирму, именно близкие становятся ее первыми сотрудниками. Порой нам даже кажется, что, пригласив на работу родного человека, мы сделаем добро и ему, и себе. Но, конечно же, нужно знать и учитывать обратную сторону медали.
Многие из тех, кто проходил через деловое сотрудничество с родственниками, зарекались, что больше не будут повторять этот опыт. Но, тем не менее, во всем мире очень много успешных семейных бизнесов, и люди работают вместе вполне счастливо. Почему так происходит? Ответ на это вопрос прост – они соблюдают определенные правила и принципы, которые позволяют успешно управлять родственниками.
5 правил управления родственниками
1. Подчиняйте их себе
Не пытайтесь избавиться от родных и не игнорируйте необходимость управления. Не говорите: «Я не могу тобой управлять. Давай, чтобы все было по-честному, тобой будет руководить человек, нанятый со стороны». Получается, что этот человек будет стоять между вами. И если он начнет оказывать какие-то жесткие воздействия, то родственник придет к вам с жалобой. Возникнет конфликт, в результате чего «сторонний руководитель» поймет, что под ним есть незаменимый для вас сотрудник, которым он не может управлять и которого не может уволить, но ответственность за него будет оставаться.
Поэтому все родственники напрямую подчиняются друг другу по одной вертикали. Между ними не должно быть никаких других нанятых людей. Держите это бремя на себе.
2. Держите равную дистанцию
Эта дистанция должна быть в любых деловых отношениях, независимо от степени родства. Если вы обращаетесь ко всем сотрудникам по имени и отчеству, для родных не должно быть исключений. Не давайте им информацию, которую вы не доверяете другим и которая так или иначе может поставить под удар чей-либо авторитет и репутацию. Между вами и вашим близким человеком должны сохраняться отношения «руководитель – сотрудник».
3. Не подстраивайте должность под человека
Ваш хороший и добрый родственник хочет работать в вашей компании. Он умеет чуть-чуть продавать, чуть-чуть заниматься закупками, немного работать в интернете, знает кое-что про CRM. Все эти 4 функции совместим в одну должность и отдадим ему, чтобы он занимался тем, что ему интересно? Это очень большая ошибка, если, конечно, фирма у вас не состоит из трех человек и вы не хотите, чтобы она такой и осталась.
Для того, чтобы компания динамично развивалась, нужно определить даже для самого близкого человека конкретную должность, на которую вы могли бы нанять сотрудника со стороны. Пусть это будет место менеджера по продажам, начальника отдела, менеджера по закупкам, бухгалтера, финансового менеджера или любое другое. Неважно, что половину обязанностей ваш родственник пока не умеет выполнять хорошо, ведь ему можно предложить пройти учебные курсы или дать наставника, чтобы довести до соответствия должностным требованиям. Так вы сделаете вклад в развитие компании, потому что если этот человек уйдет, то вы легко его замените. А он сможет по своей конкретной должности найти работу в другом месте. Всем остальным сотрудникам же будет понятно, что у него за роль, и, соответственно, у них будут адекватные ожидания и требования к нему.
Помните об этом и никогда не делайте должность под человека, особенно под его слабости.
4. Ставьте в приоритет рабочие отношения
Если вы хотите сохранить прекрасные родственные или дружеские отношения, то не стоит работать вместе. Это аксиома! Поэтому, когда мои родственники обращались с просьбой об устройстве на работу, я говорил, мол, да, место есть, и если вы подходите, то я вас возьму, но при условии, что вам важнее работа, чем родственные отношения, так как я теперь буду руководителем, а вы – сотрудниками. Потом, когда вы перестанете у меня работать, мы снова восстановим отношения и будем обращаться друг к другу на «ты». Но пока вы у меня в штате, все, извините, вы жертвуете нашими семейными отношениями. Я не могу пытаться сохранить одновременно и родственно-дружеские отношения, и рабочие. Последние будут в приоритете.
И никаких «в пятницу вечером мы с тобой родственники» - так не бывает. Если работаем вместе, значит мы коллеги – это единственный возможный вариант. Пожалуй, исключением будут только отношения мужа и жены, если они ведут семейный бизнес вместе.
5. Расставайтесь до наступления серьезных проблем
Это нужно делать до того, как все вокруг начнут спрашивать, сколько это можно терпеть? Ваш авторитет будет падать, мотивация сотрудников тоже… Поэтому, как вы только почувствуете, что человек не понимает, делайте официальные предупреждения. Одно, второе, дисциплинарные меры. Если это не поможет, вам нужно с ним расстаться. Благодарите его и говорите: «Давай вернемся к нашим родственным отношениям. Я ужасно соскучился по временам, когда мы с тобой нормально общались».
Соблюдая эти 5 правил, вы пройдете это испытание успешно.
Муж и жена в семейном бизнесе
Как рассказал Павел Сивожелезов, муж и жена в семейном бизнесе – это уже другая история. И 5 озвученных правил управления родственниками здесь уже не действуют. О том, как достичь согласия и успеха в бизнесе, но при этом сохранить чудесные семейные отношения, как получать удовольствие не только от совместной жизни, но и от работы – можно прочитать здесь.