Бизнес будущего: какие тренды сформировали итоги 2022 года
Фото: rawpixel.com, freepik.com
Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства «PR Partner»:
- Прошлый год вызвал серьезную турбулентность в экономике, бизнесе и многих других сферах. С конца февраля 2022 маркетинг в России тоже изменился. Мы столкнулись с уходом иностранных клиентов, урезанием бюджетов, трудностями с международными расчетами. Например, одной европейской компании пришлось пройти все круги бюрократического ада, чтобы сделать платеж на наш счет. Кажется, что иностранным клиентам теперь проще найти исполнителя в своей стране. Инфошум, в свою очередь, провоцировал сложности с выпуском продуктов. Приходилось делать паузу, выжидать момент, чтобы наши инфоповоды не терялись в политической повестке.
К концу года многие компании адаптировались к новым условиям. А те, кто не смог, покинули рынок.
Кризис, к сожалению, никуда не денется и в 2023. Но правила выживания приобретают более понятные очертания. Покупательская способность выравнивается, волатильность курса становится ниже, выстраиваются новые логистические цепочки. Возникают новые тенденции в бизнесе: оптимизация внутренних процессов, пересмотр ниши и ценовой политики, трансформация маркетинговых активностей. Многим придется искать больше точек соприкосновения с потребителями, работать над улучшением клиентского опыта, совершенствовать нативные инструменты продвижения, анализировать и использовать big data, развивать социальную составляющую.
Сейчас бизнесу невыгодно урезать расходы на маркетинг из-за происходящего импортозамещения. У российских компаний впервые появился шанс занять ниши ушедших зарубежных конкурентов. Главная задача маркетологов — сформировать у людей новые привычки потребления и завоевать их доверие на годы вперед.
Эльвира Галимова, основатель PR-бюро «Done Media» и образовательной платформы «Done Media Kafedra»:
По ряду очевидных причин горизонт планирования для многих предпринимателей (и не только для них) резко сузился. Планировать что-то на далекую перспективу сейчас просто нельзя. Если раньше можно было запускать новые проекты в экспериментальном формате, не опасаясь за некоторые провалы, рассчитывая на кредитование и прочие «спасательные круги», то теперь такой подход неактуален. Бизнес действует практически в мануальном режиме и работает «здесь и сейчас».
Говорить о перспективах сложно, но можно. Очевидно, что будут востребованы такие направления как IT, сельское хозяйство, финансы. Также может наметиться рост в нише рекламы, маркетинга и PR.
Конкуренция на внутреннем рынке, скорее всего, будет расти. И крупные компании, и индивидуальные предприниматели начинают бороться за выживание на отечественном рынке. Для этого им необходимо активно включиться в работу над повышением узнаваемости бренда, наращиванием ссылочной массы в печатных и онлайн-СМИ. Услуги и товары должны быть на виду, чтобы потенциальный клиент мог быстро и просто выбрать для себя актуальное предложение, связаться с поставщиком, а далее – заключить сделку и осуществить продажу. Находясь где-то в тени или, условно говоря, на 150 месте в выдаче поисковых систем и социальных сетей, этого не добиться.
Теперь компании не будут работать по принципу «сливания бюджета», а станут более щепетильно подходить к выбору исполнителей и партнеров в части рекламы, маркетинга и PR. Разумеется, рекламным и PR-агентствам, которые привыкли работать с иностранными компаниями, тоже придется перестраиваться, предлагать лояльные цены на услуги, вводить бесплатные опции. Например, консультации.
Среди населения может вырасти спрос на услуги в направлениях психологии, юриспруденции и делового консалтинга. Массу вопросов, касающихся снижения уровня тревожности, дистанционной продажи недвижимости и получения вида на жительство в других странах, уже слышат российские эксперты.
2023 год станет годом неопределенностей и ожиданий. Но это не значит, что нужно остановиться. Соедует заниматься тем, чем умеешь, но трансформировать свои навыки и предложения, менять их под реалии нового времени: предлагать краткие консультации, расширять перечень услуг и всячески проявлять гибкость.
В каком направлении открыть новый бизнес? На мой взгляд, деловой консалтинг потребует минимальных вложений. Как пример: провести консультацию по PR-стратегии можно удаленно, не неся никаких серьезных затрат. Все, что нужно – выход в интернет, опыт успешной реализации проектов, понимание делового климата и конъюнктуры рынка. Это же можно применять к юриспруденции, праву, психологии. Прибыльными станут и ниша IT-проектов. Бизнесу нужно будет применять новые управленческие схемы, сокращать незапланированные издержки и затраты, на которые раньше можно было не обращать большого внимания.
Как ни прискорбно, но думаю, что ресторанный бизнес, который только начал оправляться от последствий пандемии, снова ждет крутое пике. Люди будут меньше тратить, и посещение ресторанов для многих станет не вариантом нормы, а исключением. Количество корпоративных мероприятий, вероятно, тоже сократится. Возможно, точки быстрого питания будут подвержены таким тенденциям в меньшей степени. Поэтому новые ресторанные проекты в 2023 лучше не начинать.
Кинотеатральная отрасль также по понятным причинам сейчас в паузе, и как скоро будет нажата кнопка «play», пока не очень понятно. Зрителям не всегда интересно смотреть фильмы прошлых лет и картины времен СССР. И даже запах попкорна и безусловная ментальная магия кинозала не могут стать рычагом воздействия на потребителя. Так что лучше не делать ставку на те проекты и услуги, которые не находятся в плоскости жизненно важных или хотя бы желательных.
Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России, член Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, главный консультант конкурса решений промышленного дизайна «Фабрика Дизайна»:
2023 год может и должен стать годом роста для российских предпринимателей. Бизнесы уже адаптировались к большому количеству санкций, прекращению взаимодействия с рядом зарубежных компаний, а некоторые смогли перенаправить свои усилия на новые рынки – в том числе в Китай и Индию, которые в следующие десять лет будут наиболее крупными. С этим связан активный тренд на разработку промышленного дизайна.
Кроме того, важным остается тренд на достижения технологического суверенитета. Необходимо максимально обезопасить производства от санкций со стороны иностранных государств. Это вопрос гораздо более глобальный и сложный, чем импортозамещение.
И в экспорте, и в технологическом суверенитете, особую роль будет играть промышленный дизайн, так как дизайн — самый эффективный инструмент повышения конкурентноспособности продукта. Это связано с растущим спросом на отечественные разработки в промышленном производстве. В России есть сильные команды, бюро промышленного дизайна, молодые специалисты, способные учесть одновременно большое количество факторов (включая материалы, производственные линии, возможности логистики) при разработке продуктов и упаковки.