Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Трансформация потребителя

В современном мире, где условия рынка постоянно обновляются, компаниям необходимо уметь адаптироваться к изменениям. Особенно тем, которые касаются поведения потребителей. Отслеживание этих изменений является неотъемлемой частью успешной бизнес-стратегии.

Фото: freepik.com

На трансформацию потребителей влияет большое количество разных факторов. При этом сейчас Россия столкнулась с новыми специфическими условиями, для которых просто не существует однозначно эффективных алгоритмов и решений. Предпринимателям необходимо не только отслеживать изменения в бизнес-среде, но и понимать, как они могут отразиться на их аудитории.


Сергей Гебель
генеральный директор юридической компании "Гебель и партнеры"

За последние годы потребитель существенно изменился. Связано это с непростой ситуацией, сложившейся сначала на фоне глобальной пандемии, а затем по причине непростого экономического положения. Под изменения стали подстраиваться и компании, желающие сохранить своих клиентов и не потерять прибыль.

Во время любого кризиса потребитель испытывает стресс, который зачастую приводит к резкому изменению поведения. Обычно это заключается в смещении акцента в сторону базовых и физиологических потребностей.

С учетом этого маркетологам нужно не только удовлетворять спрос потребителей, предоставляя необходимые товары для закрытия базовых потребностей, но и пользоваться сложившейся ситуацией, связанной с практически полным обновлением рынка с точки зрения брендов и компаний.

За последние годы произошла глобальная цифровизация, которая затронула все слои населения и возрастные группы. Сегодня практически любой товар можно купить онлайн и все большее количество людей прибегают к этому способу.

В такой ситуации цена хоть и остается ключевым критерием при выборе, но итоговое решение потребитель принимает с учетом совокупности факторов. Из-за широких возможностей потребители стали более требовательными и разборчивыми при выборе интересующего товара, их все больше интересует соотношение цены и качества.

Однако человек также смотрит на ассортимент и наличие товаров, удобство и близость расположения пунктов выдачи, скорость доставки. И только после изучения особенностей самого товара и сопутствующих ему услуг, потребитель решается на покупку.

Кризисные экономические явления происходят постоянно, но это не значит, что бизнесу нужно ставить свою деятельность на паузу. Наоборот, благодаря грамотным действиям и своевременной адаптации, в это время можно успешно трансформироваться, развить свой продукт и сделать его более востребованным среди потребителей.

Отслеживание изменений в поведении покупателей является одним из ключевых элементов успешного управления магазином на маркетплейсе. Сегодняшние российские площадки располагают богатым инструментарием для работы с пользователями, которая поможет продавцам лучше понимать своих клиентов, адаптироваться к новому спросу и повысить свою прибыль.


Павел Шевченко
предприниматель, эксперт по продажам на маркетплейсах

2022 год можно назвать бумом маркетплейсов: количество покупок, совершенных россиянами на агрегаторах, выросло на 43% по отношению к прошлому году. На сегодняшний день именно на маркетплейсы приходится 8,5% от всех трат жителей нашей страны (онлайн и оффлайн), что в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Самым активным и месяцем стал ноябрь: черная пятница не может оставить равнодушным никого. Поэтому в четвертом квартале 2022 года количество продавцов возросло в 1,5 раза.

Самой популярной площадкой остается Wildberries: 60% поставщиков торгуют именно здесь. Некоторые данные говорят, что пользователи посещают маркетплейс чаще, чем Википедию.

Что касается поведенческих перемен, потребители теперь заказывают в онлайн-магазинах товары практически всех категорий. Закрепила свои позиции доставка продуктов и скоропортящихся товаров, хотя эта система еще не отработана до конца. Самыми популярными нишами остаются одежда и обувь, а также косметика и электроприборы. Это те товары, с которыми можно смело заходить на маркетплейсы.

Маркетологам, однозначно, нужно учитывать позиционирование разных маркетплейсов. Например, Озон из-за обилия телерекламы с участием звезд у многих покупателей ассоциируется с более дорогими и качественными продуктами. Wildberries в их глазах - это скорее про экономию, хотя товары и ценовые показатели у них бывают идентичными.

Также из-за нарастающей конкуренции маркетологам стоит ответственнее подходить к оформлению карточек. Интерес к инфографике кратно растет. Согласно данным Ozon товары с иллюстрированными описаниями пользуются повышенной популярностью. Еще нужно учитывать, что большинство людей покупают товары с помощью смартфона, поэтому картинка не должна быть перегружена мелкими деталями. Очень хорошо работают изображения в формате 360, когда человек может рассмотреть товар со всех сторон. Это лучший формат для продажи одежды, обуви, аксессуаров.

Чтобы поднять товар в выдаче на маркетплейсе теперь недостаточно только вставить ключевые слова в название. Нужно подумать и об отзывах. Так что маркетологам стоит поразмыслить, как стимулировать потребителей их оставлять.

Также не стоит забывать и о возможностях промо-механик, которые существуют на маркетплейсах. Еще продавцы могут привлекать трафик с помощью рекламных размещений. Например, товар может мелькать на главном баннере или фигурировать в рассылках от маркетплейса и в ТВ-рекламе. Важно пробовать, тестировать гипотезы и обязательно оценивать эффективность.

Сейчас активно развиваются сервисы аналитики, которые позволяют прогнозировать спрос и расходы продавцов на основе статистических данных. Благодаря им продавец сможет выстроить эффективный план продаж и сформировать конкурентную цену. Нужно обязательно пользоваться данными инструментами, чтобы сейчас преуспеть на маркетплейсах.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: