Тренд на устойчивость
Фото: onlyyouqj, freepik.com
В настоящее время все больше компаний включают ESG-показатели в свою стратегию и операционную деятельность. Однако, несмотря на это, применение концепции в бизнесе еще не полностью отлажено, и многие компании сталкиваются с трудностями при переходе к ESG.
Павел Лебедев, доктор экономических наук, профессор РАНХиГС:
Понимание ESG-концепции среди российских компаний по-прежнему имеет существенный перекос в сторону «Е», хотя и наблюдается тенденция более сбалансированного подхода, учитывающего все составляющие. Преобладание экологической повестки можно объяснить как ее большей «осязаемостью» с точки зрения требований и ожиданий, так и нормативным регулированием на международном и федеральном уровне.
В то же время следует отметить, что устойчивое развитие представляет собой намного более глубокое понятие, чем просто соответствие надлежащим экологическим, социальным, управленческим (да и любым другим) практикам. Для бизнеса вектор устойчивого развития - это, в первую очередь, реализация стратегии, в основе которой лежит выработка прибыльных решений проблем общества и планеты, и одновременный отказ от действий, приносящих прибыль, но создающих непропорциональный вред для общества и планеты. К сожалению, в сегодняшней ESG-дискуссии финансовая результативность компании остается за рамками обсуждений.
Таким образом, важно понимать, что устойчивое развитие компании и сами цели устойчивого развития согласно концепции (ЦУР) – разные, хотя и взаимосвязанные вещи. ESG-идея хороша и функциональна для бизнеса лишь в той степени, в которой она интегрирована с этим бизнесом и учитывает его особенности. Иначе возникает риск подмены ESG-повестки гринвошингом. Именно поэтому на этапе включения ЦУР в корпоративную стратегию следует исходить, в первую очередь, из предназначения и миссии бизнеса, а не положений задокументированных «лучших практик».
Эта разница в понимании устойчивого развития, к сожалению, во многих дискуссиях сегодня утеряна. В качестве значимой причины этого явления можно отметить недостаточную вовлеченность в разговор об ESG самих компаний, за исключением лидеров рынка. Именно голос бизнеса должен звучать громче и убедительнее, дополняя в обсуждении ESG-повестки позиции регуляторов, бирж, профессиональных сообществ, консультантов и представителей образовательной среды.
Павел Марышев, директор по развитию ООО «Энергия Плюс»:
Суть концепции устойчивого развития (ESG) на современном этапе сводится к интересному дуализму: с одной стороны, вся совокупность теоретической и методологической составляющих являют собой достаточно компактный массив информации, хорошо структурированный и относительно небольшой; с другой, стоимость разработки оптимальной конфигурации элементов системы управления устойчивым развитием и ее интеграции в существующие бизнес-процессы пугающе велика. Отечественные компании неохотно инвестируют в экологию, социальную сферу и развитие корпоративного менеджмента – сложно защитить такого рода инвестиционный проект перед держателями капитала.
Оставаться «экологичной» компанией, не рассматривая требования ESG-концепции - можно, но малоэффективно с точки зрения управления имиджем как в глазах государства, так и среди партнеров и потребителей. Будучи «экологичной», «социальной» и позитивно настроенной в части корпоративного управления организацией компания так или иначе попадает под требования концепции устойчивого развития.
Наталия Матющенко, проректор по образовательной деятельности НОУ «Академия инжиниринга нефтяных и газовых месторождений», кандидат экономических наук, доцент:
В России концепцию ESG обычно рассматривают как аналог концепции устойчивого развития, что не соответствует международному подходу. В появившейся в 1987 г. идее устойчивого развития внимание уделяется единству общественных, экологических и экономических систем как целевому видению развития мирового сообщества. Методология ESG с 2004 г. стала практическим инструментом оценки экологических, социальных и управленческих показателей компаний в принятии инвестиционных решений. Проще говоря, устойчивое развитие – направление и результат деятельности организации, а ESG – набор средств и приемов для его достижения.
Как правило, инициаторами внедрения ESG в крупных российских компаниях выступают владельцы капитала, особенно зарубежные. Их, в свою очередь, к этому подталкивают законодательные требования и желание привлечь новых клиентов, которых интересует идея экологичности производства. В конечном итоге растущий платежеспособный спрос и рационализация использования ресурсов напрямую влияют на доход компаний, что является главным мотивом инвесторов. Исходя из этого, предприятия в процессе ESG-трансформации большее внимание уделяют компонентам по снижению издержек и возможностям выхода на перспективные рынки.
При практической реализации концепции ESG высоки риски нежелания и непонимания мероприятий в области устойчивого развития ключевыми сотрудниками компании. Если отсутствует грамотная стратегия трансформации организации с реальными показателями эффективности от внедряемых проектов, то мотивация персонала находится на низком уровне, препятствующем продвижению программы. Трудности возникают при нехватке средств на воплощение в жизнь плана по ESG-трансформации, так как этот процесс является высокозатратным как по денежным средствам, так и по потребностям в человеческих ресурсах. Есть вероятность возникновения проблем со стороны конечных потребителей, не готовых в полной мере компенсировать финансовые усилия компании по внедрению новых технологий производства. Таким образом, коммерческий риск является потенциально наиболее опасным для предпринимателей, занимающихся реализацией концепции ESG.
С учетом современной геополитической обстановки компаниям России надо обратить внимание на требования партнеров Азиатско-Тихоокеанского региона к экологичности бизнеса. Идеи ESG в азиатских странах имеют свои особенности, но также они активно применяются во всех сферах экономической деятельности.
Другая проблема с внедрением ESG в РФ связана с запретами на импорт некоторых технологий, необходимых для новых стандартов производства, сложностями логистики, исключением из глобальных рейтингов и финансовых структур, общим снижением экономической активности бизнеса и покупательской возможности населения. Это может стать причиной значительного сокращения расходов на программу устойчивого развития.
В общемировом пространстве идеи ESG в ближайшее время могут потерять актуальность в связи с ростом глобальных проблем: нехватка энергии и продовольствия, пандемии, природные и техногенные катаклизмы, изменение климата и так далее. Однако методология и практическая ценность концепции устойчивого развития в деятельности компаний сохранится на национальном уровне.