Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Красочные истории

17 мая цветной фотографии исполнилось 162 года. О том, как ее появление повлияло на современный рынок фотографии, читайте в нашем материале.

Фото Анастасии Стягловой

Каждый день в мире делаются миллионы фото. Кто-то занимается этим для своей работы, кто-то – из любви и близости к искусству, кто-то через фотографию поднимает современные проблемы общества, а кто-то просто запечатлевает моменты своей жизни. Фотография кажется такой обыденностью, будто она была с нами всегда.

Но, конечно, по меркам существования человеческой цивилизации яркие фотокарточки являются совсем молодым изобретением. Самое первое фото в мире было сделано в 1826 году Жозефом Нисефором Ньепсом. Оно не представляет никакой ценности, да и разглядеть в кадре хоть что-то было бы проблематично, но на тот момент сам факт подобного явления был настоящим прорывом. Снимок удалось сделать благодаря камере-
обскуре с оловянной пластиной, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась
около 8 часов. Но официальный день рождения фотографии отмечается 7 января. Именно в этот день в 1839 году физик Франсуа Араго на заседании Парижской Академии наук представил на суд зрителей дагерротип «Мастерская художника», созданный Луи Дагером.

Настоящим переворотом и первым шагом к популяризации фотографии стала «Ленточка из шотландки» («Тартановая лента»), сделанная 17 мая 1861 года английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом. Точнее, это изобретатель однообъективной зеркальной камеры Томас Саттон является автором фотографии, но работал он по принципу, предложенному Максвеллом. Он последовательно сфотографировал завязанную узлом ленту из шотландской ткани с традиционным клетчатым орнаментом через зелёный, красный и синий фильтры — растворы солей различных металлов. Освещая затем негативы через те же фильтры, фотограф смог получить полноцветную проекцию снимка. Впоследствии эксперимент в тех или иных вариациях повторяли ученые и энтузиасты, но в массы технология все же не ушла. Дорого, долго - об эксперименте забыли до конца XIX века. И уже на исходе столетия физик Герман Вильгельм Фогель смог получить эмульсии, которые обладали необходимой чувствительностью к красному и зеленому свету. Кстати, на основании его опытов братья Люмьер изобрели первую цветную фотопленку, названную Autochrome.

По-настоящему популяризировала технологию только компания «Eastman Kodak» в 1935 году. Тогда в продажу поступили пленки «Кодахром» (по аналогии с Autochrome) с тремя эмульсионными слоями. Чтобы проявить фотографию, отснятую пленку нужно было отправить обратно на завод. Возвращались фотографии в виде диапозитивов в картонных рамках.

Цветная фотосъемка совершила переворот в эпохе и показала впечатление, которое оказывают цвета посредством ярких и детальных снимков. И эти фотографии «ожили» на страницах журналов и обложках книг.


Екатерина Эйрих
фотограф журнала «Деловое обозрение»

- Цветная фотография – это своеобразный прыжок в развитии человечества. Все, что хотели донести авторы, поднялось на новый уровень: эмоциональное выражение, символическое значение, творческий подход и даже социальная значимость. Последний пункт, кстати, сейчас актуален как никогда.

Что касается, непосредственно, моих работ, то, создавая обложки для «Делового обозрения», я всегда отмечаю актуальность цвета получившейся фотографии в зависимости от сезона или настроения гостя номера.

Уверена, что в будущем самая обычная цветная фотография обретет новые невероятные возможности. Например, согласитесь, было бы здорово прийти на выставку фуд-фотографа и почувствовать ароматы кофе со снимка?..


Фото Екатерины Эйрих

Анатолий Лиясов
фотограф

- Цвет в фотографии имеет очень важное значение. С помощью него можно передавать эмоции, настроение, повышать доверие и даже стимулировать к покупкам. При коммерческой фотосъемке это очень важно учитывать. Так, синий цвет ассоциируется с надежностью, безопасностью и доверием, в связи с чем он очень часто используется в форме госслужащих. Красный цвет действует возбуждающе и стимулирует к спонтанным покупкам. Поэтому многие бренды очень ответственно подходят к выбору цвета в логотипе, позиционировании и упаковке. Я думаю, что коммерческая фотография многое бы потеряла, если бы осталась только черно-белой.


Фото Анатолия Лиясова

Так как же изменился рынок за эти годы?

На самом деле, на этот вопрос нет четкого ответа. Так уж получилось, что деятельность фотографов никогда не поддавалась учету и анализу как в нашей стране, так и во всем мире. Кто-то вообще занимается эти ради искусства и не ищет выгоды, а значит и вовсе не участвует в статистике. Кто-то находится в «серой зоне», не регистрируя свою деятельность официально, или является участником рынка как самозанятый, также не предоставляя сведений для ведущих подсчет служб.

Но кое-какие тенденции отследить все же можно. Например, когда-то, в силу сложности техпроцесса, профессиональную фотосъемку осуществляли в оборудованных павильонах. В Ульяновске самыми популярными были фотосалоны, располагавшиеся в Кривом доме по ул. Гончарова, и тот, где сейчас находится фотосалон «Светлана». Кстати, на сегодняшний день это буквально старейшая из действующих фотостудий в городе.

Популярность фотосалонов, по понятным причинам, идет на спад – телефон с камерой, причем отличной, есть у каждого. На документы можно сфотографироваться непосредственно в МФЦ и при паспортном столе, а многие службы принимают даже фото, сделанные на все тот же смартфон, слегка обработанные в фоторедакторах. Студийной фотографии приходится постоянно совершенствоваться, чтобы оставаться на плаву.

Анастасия Рожкова, PR и маркетинг-менеджер Тюменского Большого Драматического театра, блогер, сертифицированный SMM-специалист:

- В наше время, когда каждый пятый человек имеет самый современный мобильный телефон с камерой, все более популярными становятся услуги мобильной фотосъемки и быстрые фотосессии. Это связано с тем, что многие люди стремятся запечатлеть важные моменты своей жизни и работы, но не хотят тратить много времени и денег на профессиональную фотосъемку. Камеры телефонов способны дать высокое качество – и не только его. Одним из главных преимуществ мобильной фотосъемки является ее доступность. В отличие от профессиональной, которая может стоить немалых денег, съемка на телефон обходится гораздо дешевле. Кроме того, она позволяет быстро получить готовые фотографии. Это особенно важно для тех, кто хочет быстро делиться своими снимками в социальных сетях.

Сегодня многие люди создают личные странички в социальных сетях, где делятся своими мыслями, товарами, услугами или просто впечатлениями. Контентная фотосъемка позволяет создавать качественный и интересный материал для личного блога, привлекая большее количество подписчиков и увеличивая популярность своего профиля.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: