Турист в новом мире
Фото: freepik.com
Не меняя тактики
Данные туроператоров и агентств говорят о том, что жители нашей страны в этом году стали отдавать предпочтение исследованию своей родины. Уже известно, что среднестатистический российский турист будет отдыхать на курортах Краснодарского края: в Сочи, Анапе, Геленджике, Ейске и Кабардинке. Едут путешественники и в Крым, в основном предпочитая Ялту, Алушту и Феодосию. Традиционно популярной остается и Северная столица – Санкт-Петербург, составивший достойную конкуренцию морскому побережью.
Основатель и генеральный директор российского сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ.РУ Алексей Черепахин рассказал «ДО» о том, что зарубежными точками притяжения стали Беларусь, куда отправляются в основном за курортно-санаторным лечением, и Абхазия. Кстати, там случился стремительный рост бронирований на лето: Сухум прибавил 300%, Гагра – 250%, а Пицунда – 200% по сравнению с предыдущим сезоном.
Несмотря на трудности времени, соотечественники не потеряли интерес и к странам Европы. В прошлом году 17 государств шенгенского соглашения суммарно выдали россиянам 687 000 виз, несмотря на приостановку упрощенного визового режима. Лидером стала Испания, а в пятерку наиболее востребованных стран вошли Италия, Финляндия, Греция и Франция. В 2023 году туроператоры отмечают, что эти направления по-прежнему остаются актуальными, а пополнили их число Черногория, Португалия и Кипр.
Новые приоритеты
Новый тренд высокого сезона – 2023 таков: привычный спрос на классический отдых возле моря вынужден потесниться на фоне интереса россиян к другим источникам позитивного опыта. Так, люди ищут пути отвлечения от стресса в различных активностях. Растет актуальность комплексных туров, в которых можно и сходить на экскурсии, и выбраться на природу или даже в небольшие походы, и насладиться пляжами и водоемами в комфортных условиях.
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев отмечает, что все чаще жители нашей страны путешествуют на собственных автомобилях. Туристы останавливаются как в отелях, так и в кемпингах, чтобы быть ближе к природе и не зависеть от программы тура. Как правило, это обеспеченные люди, которые могут позволить себе гибкий график или удаленную работу.
Меняются также и предпочтения в местах размещения. В этом сезоне на 10% вырос спрос на квартиры, причем россияне в 25% случаев предпочитают пользоваться услугой раннего бронирования, что позволяет экономить довольно существенную долю стоимости услуг. Примечательно, что средний чек туриста почти не изменился: он вырос лишь на 1,5% относительно прошлого лета. Хотя стоимость проживания за сутки и увеличилась на 12%, даже это стало преградой на пути к отдыху: находчивые соотечественники компенсировали подскочившие цены сокращением продолжительности поездок на 8,8%.
Хорошая новость: в последние годы российские курорты преобразились к лучшему. Туристы стали замечать инвестиции региональных и федеральных властей: постоянно идет процесс благоустройства общественных пространств, открываются музеи и выставки, улучшается инфраструктура.
Статистика 2023 года показывает, что люди в основном отправляются в дорогу парами или в одиночку, чуть реже – семьями. Алексей Черепахин подтвердил, что бронирование жилья «на одного» выросли на 261%, а вот категория семейных номеров, напротив, опустилась на 7%.
Растет спрос и на активный отдых, связанный с физическим и – новая тенденция – ментальным здоровьем. Велнес-туры позволяют расслабиться, отвлечься от бытовых проблем и стресса через йогу, медитации, оздоровительные программы и социальную дистанцию. С каждым годом искатели гармонии чаще и чаще отправляются в ретрит-центры или просто уединенные места размещения в составе небольших групп, чтобы вернуть себе баланс и внутреннее спокойствие. Для этого путешественники выбирают горные курорты, а также походы, в частности, по Алтаю, Кавказу и Камчатке. Центром этого направления за рубежом стал, конечно, Бали. Также туристы едут на Гоа и в Каппадокию, однако самым важным в таком отдыхе является не место размещения, а находящиеся рядом единомышленники, готовые поддержать и разделить этот тренд.
По следам киногероев
Данные туристической компании Expedia говорят о том, что в 2023 году две трети путешественников со всего мира, выбирая место своего назначения, ориентируются на любимые фильмы и сериалы. Так, жители из других стран интересуются поездками в Хорватию и Новую Зеландию. Ну а наши земляки тоже поддерживают эту тенденцию, ведь российский кинематограф не раз освещал красоты России. Ценители массовой культуры направляются в Карелию по следам сериала «Эпидемия», ищут знакомые пейзажи из фильма «Левиафан» в Териберке, исследуют Тюменскую область, чтобы проникнуться атмосферой картины «Тобол», и даже едут в Смоленск, где снимался нашумевший комедийный сериал «Вампиры средней полосы».
Ульяновск отдыхающий
Наша область тоже не остается в стороне от туристической активности. По словам руководителя сети агентств «ТУРИНФО ГЛОБАЛ-ТРЭВЛ» в Ульяновске Марины Власовой, в этом сезоне люди действительно стремятся сокращать свой отдых в пользу экономии, делая ставку не на количество дней в поездке, а на их качество. При этом симбиряне учитывают и риски, которые могут повлиять на их поездки, поэтому предпочитают покупать туры накануне вылета.
Как и раньше, большим спросом у наших горожан пользуются российские курорты, особенно те, куда можно добраться без пересадок из родного аэропорта. Это Сочи и Минеральные Воды. В 2023 году подобной популярностью могут похвастаться также прямые рейсы в Турцию. Очень востребованным оказался Египет: туда наши земляки добираются через Казань и Самару.
Кроме того, ульяновская статистика подтверждает общероссийский тренд на зарубежный отдых. Появляются новые возможности полетов в другие страны, например в Марокко, Тунис и Сербию. Многие европейские государства охотно принимают россиян: получить визу в ту же Грецию вполне реально всего за 8 дней.
Горожане неизменно ценят автобусные туры, в которых за неделю можно увидеть несколько регионов и посетить интересные экскурсии.
Одним из самых актуальных форматов путешествий для Ульяновска является круиз. В нашем порту останавливаются несколько теплоходов, идущих в самые разные направления. Примечательно, что подавляющее число путевок на них к этому лету было раскуплено, ведь продажи на них открылись еще в сентябре.
В то время как молодежь интересуется активными турами, отправляясь в Дагестан, Калининград и Санкт-Петербург, среди возрастных категорий растет спрос на санаторно-курортное лечение. Ехать далеко не надо: ульяновцы предпочитают близлежащие области – Татарстан, Чувашию и Самару, а также курорты родного региона.
Изменениями в туристической сфере воспользовались не только сотрудники отрасли. Новой тенденцией, как отметила Марина Власова, стали участившиеся случаи мошенничества, которые появились даже в Ульяновске. Горожанам предлагают большие скидки на путешествия, но после оплаты тура предприимчивые «агенты» исчезают со всех радаров.
В гостях у родной природы
В России с 2018 года фиксируется ежегодный прирост посетителей заповедников, заказников и национальных парков. В среднем этот показатель держится на уровне 15%. Наш регион тоже может похвастаться большим разнообразием туристических мест: в Ульяновске под федеральной протекцией находится 157 особо охраняемых природных территорий, чья общая площадь равна 225,2 тыс. гектаров – это почти 49% всей нашей области. Флагманом этого направления стал национальный парк «Сенгилеевские горы». За 2022 год визит-центр посетили более 3,6 тыс. человек, а две его экотропы являются одними из самых популярных мест для ульяновских и иногородних туристов: за тот же период их прошли более 2 тыс. человек.
Исследование природных красот родных регионов – это живое, активно растущее направление в нашей стране. Агентство Expedia сообщает, что к этому сезону в 90% случаев при планировании поездок люди выбирают компании, следующие философии эко-friendly. А по прогнозам экспертов Россельхозбанка, треть всех путешественников на сельских территориях к 2025 году составят экотуристы, которые могут принести в бюджет 100–120 миллиардов рублей, что можно приравнять к 1,7–2,2% дохода всего сельского хозяйства.
Свой вклад в востребованность такого формата вносят комфортабельные места размещения, которые гарантируют приезжим спокойный отдых на лоне природы. Центр макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования РСХБ утверждает, что в глэмпингах в этом сезоне будет проживать до 10% всего отечественного турпотока. На конец I квартала в России насчитывалось более 400 таких объектов. А в нашей области действуют 4 глэмпинга, где путешественники могут насладиться и красивейшими видами, и тишиной дикой местности и в то же время благами цивилизации.
Широта туристической отрасли в Ульяновске позволяет горожанам открывать для себя что-то новое, даже не уезжая из города. Разнообразные речные активности, конные прогулки, картинг, питбайки и многое другое – все эти вещи прочно обосновались в сердцах наших земляков.
В путь, не покидая дома
В мае 2023 года правительству была поручена важная задача – разработать концепцию развития автомобильного туризма. Отчасти это, вероятно, мотивировано растущей стоимостью авиаперевозок, но в большей степени влияние на это решение оказал подскочивший спрос на внутренние маршруты. Согласно исследованиям Росстата, в I квартале общий туристический поток внутри страны увеличился на 19,38%! Официальные данные говорят, что в среднем почти каждый россиянин хотя бы раз в год отправляется в небольшое путешествие. Чаще всего в путь на своих транспортных средствах решаются жители Центрального и Северо-Западного округов, а также Южного федерального округа и Поволжья.
Если раньше туристы перемещались по просторам нашей большой страны преимущественно с палатками в багажниках, то сейчас набирает популярность новый тренд – vanlife, или путешествия в полноценных домах на колесах. Для этого покупаются специализированные автомобили. Но также россияне, проявляя известную смекалку, модернизируют под такие цели классические образцы отечественного автопрома. Кстати, лидером таких перевоплощений является знаменитый УАЗ СГР, более знакомый общественности под родным и лаконичным именем «буханка».
Явление vanlife, конечно же, пришло к нам от зарубежных соседей, однако оказалось практичным способом путешествия даже в самые отдаленные уголки родины. Ведь если в автомобиле есть кровать, кухня и даже душ, то выражение «дом там, где мы» обретает совсем новый, современный и комфортный смысл.
Туризм был и остается одной из важнейших сфер нашей страны и всего мира. Отдых актуален для всех, особенно в летний период. Поэтому отрасль развивается, несмотря на трудности, с которыми ей пришлось столкнуться за последние годы. И ульяновский турист, находящийся в поиске новых эмоций и качественного отдыха, являясь частью глобального механизма, задает тот высокий уровень, к которому индустрия отдыха и путешествий продолжает неумолимо стремиться.