€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Притяженье земли
Как много в этом слове для сердца русского!
Дача. Для нашей страны это сакральное явление, в чем-то уникальное в мировом масштабе. Мало кто из россиян, вне зависимости от своего достатка, хотя бы один сезон в жизни не провел за посадкой картофеля, подвязкой огурцов или поливом бабушкиных гиацинтов.
Это наш культурный код – иметь в своем распоряжении хотя бы небольшой кусочек земли, на котором можно вырастить что-то свое. А в последнее время еще и ради душевного восстановления, релакса.
Представьте, человек целый день проводит в шумном офисе, на предприятии в окружении станков или решает сложные управленческие задачи. Как ему перезагрузиться, со вкусом провести свободное время? Не только в театре, музее, кино или ресторане, но и в окружении яблонь, груш, кустов малины. Здесь можно забыть о дресс-коде, не ломать голову над тем, что приготовить на обед семейству: на свежем воздухе зайдет на ура простой «рыбкин супчик» из банки консервов, а уж про барбекю-блюда и говорить нечего.
Кстати, «дачная перезагрузка» – это не только про взрослых, эксперты SuperJob провели опрос среди россиян и выяснили, что в этом году самый популярный формат детского летнего отдыха – дача; число родителей, планирующих отправить свое чадо в «загородную резиденцию», больше, чем когда-либо (среди жителей Ульяновска – 30% опрошенных).
Не нужен нам берег турецкий?
Согласно исследованию «Авито Недвижимость», за минувший год спрос на земельные участки в Ульяновской области вырос на 26,7%. В масштабах России спрос превышает предложение на 4%. Будущих садоводов не пугает даже возросшая стоимость земельных участков, в Ульяновской области они подорожали на 11% и стоят в среднем 400 тысяч рублей. По России средний рост составил 20%.
Зато с 1 марта 2022 года на землях сельскохозяйственного назначения можно строить индивидуальные жилые дома. Раньше фермеры не могли жить на своей земле, если она находилась за пределами населенного пункта. Проще стало и подключить участок к электросети – можно обратиться напрямую в сетевую компанию и ее представители обязаны не только выполнить заявку, но и довести электричество до границ дачи. Раньше его доводили только до границ СНТ.
Возросшей любви россиян к саду и огороду поспособствовала и затянувшаяся на два года пандемия, изменившая многие аспекты нашей жизни. В частности, возникли сложности с поездками за границу.
И вот уже покупке дорогостоящих вояжей россияне предпочитают вложения в загородные дома и участки.
Мода на «эко»
Замечали, как много в последнее время стало продукции с маркировкой «эко»? Эксперты посчитали, что 55% жителей России интересуются экологическими стандартами производителей прежде, чем приобрести их продукцию. Интересно ранжирование по возрасту: 41% – среди участников 18–30 лет, 52% – среди респондентов 31–40 лет, 61% – 41–50 лет и 66% – среди респондентов 51–65 лет. Экологичными россияне считают товары, которые сделаны из натуральных ингредиентов, безопасны для здоровья, произведены без вреда для окружающей среды.
А что может быть экологичнее, чем овощи, фрукты и травы, выращенные в собственном огороде? Да, придется потрудиться, чтобы вырастить достойный урожай в сложных климатических условиях, но в помощь огороднику – современные технологии, разработки селекционеров.
Терпение и труд?..
А так ли сложно вырастить на своем земельном участке что-то сложнее картофеля? На самом деле – нет. Скажем, продавцы, регулярно принимающие участие в проекте медиахолдинга «Мозаика» «уДачный сезон», единогласны: уже давно существуют сорта ежевики, малины, винограда, других культур, которые не требуют особой заботы, плодородной почвы, жаркого южного солнца. И именно на них наблюдается наибольший спрос среди потребителей. Например, хорошо зарекомендовал себя сорт винограда «Рэмбо», отличающийся крупными ягодами, ранним урожаем, а также кишмиш «Брависсимо», который выбирают в том числе и любители виноделия. А вот при выборе сорта ежевики люди руководствуются, в первую очередь, отсутствием шипов на кустах.
В марте 2023 года онлайн-спрос на категорию товаров для отдыха и работ на даче по отношению к февралю и январю этого же года вырос на 7% и 18% соответственно. Увеличился спрос на семена и саженцы на 21% и 79% соответственно, грунты и удобрения – на 31% и 70%. По данным служб статистики крупных ретейлеров техники и маркетплейса OZON, продажи садовой техники увеличились в два раза по сравнению с доковидными временами. В третьем квартале 2022 года относительно того же периода 2021 года вырос онлайн-спрос на бытовую технику, используемую для заготовок. Спрос на газонокосилки – на 24% и на 43%, на культиваторы и мотоблоки – на 30% и 47% соответственно.
Эстетика естественности
Современный сад – это еще и источник визуального удовольствия. Среди новых трендов: минимализм и сканди, технологичность и всесезонность.
Минимализм предполагает простоту форм, четкость линий, много свободного пространства. Это позволяет превратить сад в островок спокойствия, где можно насладиться природой, отдохнуть от суеты внешнего мира и побыть наедине с собой. Учитывая крайнюю схожесть климатических условий России со скандинавскими странами, неудивительно, что стиль со всеми его деталями так прижился – здесь вам и естественные теплые оттенки дерева, натуральный камень, тенелюбивые мхи, низкие деревья, кустарники и вечнозеленые растения для цвета.
Пришли к нам из Скандинавии и вертикальные сады. Они экономят место, позволяют украсить фасад дома или разделить сад на зоны. Для этого используют вьющиеся растения, ящики на стены, вертикальные клумбы.
– Учитывая повышение интереса людей к спокойной загородной жизни, в дизайне участков выбор чаще падает на естественные формы и всесезонную декоративность сада. Увеличилось число заказов на «взрослый» материал. Причем это заметно как в области ландшафтного дизайна, так и по розничной закупке саженцев, – комментирует руководитель питомника «Дизайн Флора» Ирина Ощепкова. – Наблюдается тенденция на увеличение площади цветников в дизайне. Особенно повысился интерес к видовым растениям – тем, что произрастают в природе, а не выведены селекционерами. Сейчас клиенты целенаправленно приходят к нам за злаковыми растениями, с помощью которых можно внести интересную ноту в дизайн приусадебного участка. Чувствуется надсмотренность клиентов: теперь они приходят к дизайнеру с четким видением того, как должен выглядеть их сад. Также за последние годы наблюдается повышенный интерес будущих владельцев к участкам, организованным на лесных территориях – со взрослыми, чаще хвойными деревьями. Среди выбираемых материалов для отделки также преобладают натуральные материалы.
Полюбились людям и живые изгороди. Они требуют большего ухода, но зато зеленый забор очистит воздух, защитит от пыли, ветра и создаст прохладу в жару.
Участок, созданный в соответствии с современными тенденциями, будет не просто радовать взор. Сейчас на даче, в загородном доме можно гораздо меньше заниматься тяжелым трудом и больше отдыхать, отстраняясь от городской суеты. Все тренды объединяет одно – стремление к природе.