Изменения к лучшему: что такое импакт?
Freepik: 8photo
Термин «импакт-инвестирование» (impact investment) придумали в 2007 году в американском фонде The Rockefeller Foundation. Это относительно новое слово в бизнесе, и в последние годы оно привлекает все большее внимания в российском корпоративном секторе. Импакт-инвесторы вкладывают деньги в социальное предпринимательство – такой бизнес занимается общественными и глобальными проблемами. Сюда относится переработка пластика и одежды для улучшения экологии, сотрудничество с благотворительными организациями и многое другое. По данным GIIN (Глобальной сети импакт-инвестирования), две трети инвесторов в социальные проекты ориентируются на рыночную доходность. Например, американский фонд импакт-инвестиций Calvert Impact Capital предлагает инвесторам до 2,5% годовых при сроке вложений на 10 лет. Инвестиции направлены на развитие сети доступного жилья, образования и экологических инициатив.
Основная доля импакт-инвестиций приходится на США и Канаду – 58%, 21% – на Северную, Западную и Южную Европу. Россия вместе с Восточной Европой и Средней Азией занимает на рынке около 1%.
Импакт-инвестиции – инвестиции, целью которых является достижение позитивного, измеримого социального или экологического эффекта одновременно с бизнес-результатом (финансовым и/или нефинансовым). При этом социальный и экологический результаты, равно как и бизнес-результат, достигаются целенаправленной работой компании, а не являются побочным эффектом от коммерческой деятельности.
Современному бизнесу импакт стал по-настоящему необходим. Если клиенты чувствуют себя лучше в результате употребления продукта, они ассоциируют положительные эмоции с брендом, чувствуют его надежность. После чего рассказывают друзьям, родственникам, случайным знакомым, и клиентская база расширяется. Чем больше интересов разных людей учитывается, тем лучше бизнес-показатели. Согласно опросам ВЦИОМ, 61% потребителей в России готовы платить более высокую цену за продукцию социально ответственных компаний. Около 65% россиян считают, что бизнес должен принимать дополнительные меры для улучшения качества жизни сотрудников и их семей, местных сообществ, а также социального развития в целом.
Известные импакты:
- Wikipedia, Facebook, Google, TED, YouTube – повышают доступность информации, от простых пользовательских запросов до научных исследований.
- Zoom, Skype, GitHub – реализуют обмен знаниями, социальное взаимодействие.
- AirBNB, Uber, Amazon – удешевляют товары ежедневного потребления, повышают доступ человечества к различным благам.
- Apple, Tesla – создают инновации и работают над преодолением экологических проблем.
В России крупнейшими импакт-проектами являются Impact Hub Moscow и бизнес-сообщество предпринимателей «Эквиум», ориентированные на решение проблем социума.
Критерии импакт-компании:
- Улучшает жизнь в долгосрочной перспективе. Краткосрочное «счастье» – это не показатель импакт-компании;
- Деятельность может быть масштабирована на большое количество людей;
- Не наносит вреда кому-либо;
- Импакт-компания должна быть коммерчески успешна.
Импакт-проект подразумевает устойчивое и долгосрочное изменение на уровне общества. Среди задач – решение базовых проблем людей (борьба с голодом, бедностью, болезнями, неблагоприятными климатическими условиями, разрешение конфликтов), наполнение жизни счастьем и смыслом (создание интереса, чувства радости, удовлетворенности). Инвесторы чаще вкладываются в компанию, у которой есть оцифрованные импакт-показатели. Например, количество свободного времени, которое получает человек, соприкасаясь с готовым продуктом.
В России тренд на импакт только начинает завоевывать рынок. Проблема – в неумении его считать, а также в его недостаточном приоритете в предпринимательской деятельности. Есть мнение, что импакт-стартапы – это благотворительность, что не соответствует действительности. Даже вкладываясь в низкоприбыльные проекты, инвестор сохраняет и даже увеличивает объем денежных средств, одновременно внося свой вклад в решение глобальной проблемы.
Государство также старается поддерживать этот тренд. С 2019 года понятие социального предпринимательства закреплено законодательно. Такой бизнес может рассчитывать на гранты от Минэкономразвития: до 500 тысяч рублей для всех, а для регионов Арктической зоны – до 1 млн рублей. Деньги можно направить на аренду помещения, закупку ПО, сырья и другие цели. В 2022 году гранты получили и развивают свои проекты свыше 2,2 тыс. предприятий.
Основным показателем при оценке импакта считается время. Его делят на освобожденное – время, на которое бизнес избавил человека от проблем, и заполненное – время, на которое компания и ее продукты наполнили чью-то жизнь смыслом, счастьем и интересом.
Импакт-предприниматели ориентированы на тройной результат:
- Результат для экономической перспективы;
- Результат для социальной точки зрения;
- Результат для экологической перспективы.
У бизнес-модели импакт-предприятия есть основной индикатор – это влияние. Проще всего определиться с этим индикатором, выбрав одну из 17 целей устойчивого развития ООН, чтобы затем посмотреть, насколько компания влияет на нее. Речь идет о том, как избегать вреда, приносить пользу, способствовать решению проблем.
Топ-3 цели устойчивого развития ООН, на которые направлены импакт-стартапы в России:
- Хорошее здоровье и благополучие (25% от сделок с импакт-стартапами за 2018-2022 гг.);
- Достойная работа и экономический рост (19%);
- Ответственное потребление и производство (14%).
Импакт-инвесторы готовы финансово поддерживать привлекательные проекты со значительным и измеримым социальным эффектом. Важно, чтобы проект был как минимум самоокупаемым, пусть даже с более скромными темпами роста. Финансовая модель должна быть понятна, а финансовый рост – соизмерим по объему с ростом социального воздействия.