Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Конфликты в бизнесе

Бизнес – сфера деятельности, которая ориентирована на достижение целей, победу над конкурентом и получение прибыли. Именно в этом и кроется высокий конфликтогенный потенциал этой деятельности.

Я не согласен!

Конфликты в сфере бизнеса провоцируются комплексом причин. К базовым относятся различные интересы, непонимание, острая конкуренция, несправедливость, несогласие с руководством, партнерами или собственниками и т.д. Это приводит к тому, что компании сталкиваются с проблемами, которые решать нужно быстро, – чтобы продолжать успешно работать.

Конфликты в бизнесе бывают как открытыми, так и скрытыми. Их разрешение может потребовать значительных усилий и ресурсов. Успешно решить конфликт, значит, улучшить бизнес-процессы, повысить эффективность работы и тем самым продвинуть компанию на рынке.

В основе корпоративного конфликта лежит ситуация, когда члены компании не могут прийти к соглашению. В основе такого рода спора лежит недостаток коммуникации внутри компании.

В споре рождается истина

Несмотря на то, что конфликт является сам по себе сложной, психотравмирующей ситуацией, не зря же говорят, что в споре рождается истина. Тут также конфронтация мнений и позиций может привести к новым идеям и развитию компании в нужном направлении.

Важно, чтобы руководство компании могло управлять конфликтами, находя наилучшие решения для всех сторон, учитывая интересы бизнеса. Можно использовать различные методики переговоров для поиска компромиссов.

Условно говоря, весь набор поведенческих стратегий, которые можно использовать в рамках решения конфликтов, стоит разделить на три типа.

Первый может условно характеризоваться как Win-lost – один доказывает другому, что тот не прав, не самая продуктивная стратегия с высокими репутационными рисками и практически 100% вероятностью повторения конфликтных ситуаций.
Второй укладывается в формулу Lost-win и подразумевает ответ на какую-то несправедливость.
Третий формируется на основании принципа Win-win – это тот универсальный инструмент, который должен лежать в основе стремления урегулировать любой публичный корпоративный конфликт, причем сделать это с минимальными финансовыми и репутационными потерями.
Корпоративные конфликты – неизбежный элемент работы компании. Предпринимателю не нужно бояться их. Важно научиться убеждать в своей правоте, слушая при этом других, готовиться к переговорам и принимать решения в интересах бизнеса.

Сор из избы?

Публичные конфликты в бизнесе могут возникать из-за различных причин, чаще всего они происходят из-за несогласий внутри компании, персональных противоречий между владельцами или топ-менеджерами, столкновений с партнерами или конкурентами, из-за влияния внешних факторов, таких как экономические кризисы и политические конфликты.

К числу самых известных публичных конфликтов в бизнесе относятся следующие конфликты.

Конфликт Apple и Samsung – продолжительный судебный процесс, который начался в 2011 году. Apple обвинила Samsung в нарушении своих патентов и дизайнерских прав, в результате чего компания Samsung была вынуждена выплатить Apple более $1 млрд.

Множество конфликтов между Uber и таксистами произошло по всему миру. В некоторых случаях таксисты организовывали протесты против Uber, а в других – даже нападали на водителей Uber.

Илон Маск и Национальная автомобильная ассоциация ведут долгосрочную борьбу за право продавать электромобили напрямую потребителям вместо традиционной дилерской сети. Этот конфликт начался еще в 2013 году и продолжается до сих пор.

Крупные публичные конфликты корпоративного характера случаются и в нашей стране.

Так, в 2020 году Роснефть предъявила иск к Минфину РФ о возврате налога на добавленную стоимость на сумму 68 млрд рублей. Конфликт разрешен в пользу Роснефти, после чего Минфин пришлось выплатить компании указанную сумму.
В 2021 году компании «Евросеть» и «Связной» запустили рекламную кампанию, в рамках которой они использовали схожие символы и слоганы. Конфликт разрешен судом в пользу «Евросети», которая продолжила использовать логотип.
В 2021 году «Яндекс» обратился в ФАС России с жалобой на Google за нарушение антимонопольного законодательства. Конфликт разрешен соглашением между компаниями, в рамках которого Google обязалась изменить бизнес-практики на российском рынке.
В 2022 году компании «Магнит» и «АШАН» начали спор о правах на использование торговых марок. Конфликт пока не разрешен, однако компании ведут переговоры о возможном выходе из ситуации.
В 2021 году глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин обвинил SpaceX в необоснованном снижении цены на запуски ракет вместе с частным продавцом Амазон. Конфликт до сих пор не разрешен, но Рогозин и SpaceX готовы продолжать общаться для того, чтобы разрешить конфликт.

Громкую и не очень добрую славу получил любимый россиянами маркетплейс Wildberries. Раз за разом компания, не обращая внимания на репутационные потери, «радует» клиентов и партнеров новыми правилами. В арбитражных судах Москвы и Московской области сегодня рассматриваются полторы сотни судебных исков в отношении маркетплейса. Последний случай с забастовкой владельцев пунктов выдачи пришлось решать на уровне Государственной думы. С точки зрения пиара, вмешательство в конфликт депутатов Госдумы – жест эффектный, но не дающий оснований говорить о том, что конфликт не повторится. Для успеха важно работать над коммуникациями.

Не потерять доверие

К корпоративному конфликту стоит относиться спокойно: это составляющая работы предпринимателя. Но не используйте попустительский стиль руководства. Постоянные конфликты между сотрудниками могут привести к негативной атмосфере на рабочем месте, ухудшению производительности и потере талантливых сотрудников. Итогом споров и дрязг, особенно если они стали достоянием общества, могут стать и правовые последствия, такие как обвинения в дискриминации, нарушении законов о труде или нарушении конфиденциальности информации и пр. Публичный конфликт плохо влияет на имидж компании. Такой спор при отрицательном развитии сценария приведет к потере доверия со стороны клиентов, партнеров и инвесторов. Владельцы и менеджеры компаний должны стремиться к избежанию конфликтов и решению возникающих проблем внутри компании с помощью мирных методов.

Тем, кто не хочет попадать в неприятные ситуации со своими сотрудниками, дам чек-лист, следуя которому, вы в разы реже будете сталкиваться со спорами и конфликтами в компании.

• Установите ясные правила и ожидания поведения для всех работников.
• Формируйте культуру уважительного общения и сотрудничества.
• Обучайте руководителей и сотрудников навыкам управления конфликтами.
• Выявляйте потенциальные проблемы заранее и принимайте меры для предотвращения.
• Создайте политику по урегулированию конфликтов, которая будет быстро и справедливо работать.
• Разрешайте конфликты строго внутри компании и не допускайте их публичного обсуждения или раскрытия.
• Помните, что в конфликтах важен тон и стиль общения, поэтому используйте профессиональный и уважительный подход.
• Определите идеальное будущее, чтобы понять точки зрения каждой из сторон конфликта. Приходите к конструктивному решению проблемы, создав дорожную карту разрешения конфликта. Если вы с визави смогли сделать это самостоятельно, то можно поздравить с тем, что вы прирожденный медиатор.

Если сделать это самостоятельно не получается, то рекомендую обратиться за помощью к профессиональному медиатору. Публичные конфликты привлекают внимание общества, и медиаторы играют важную роль в принятии решений и нахождении компромиссов, которые удовлетворят все стороны. Медиаторы также могут помочь участникам конфликта определить и сформулировать их истинные интересы, а не только требования. Это может помочь сторонам обнаружить возможности для взаимовыгодного решения проблемы.

Фото из архива Л. Ананичевой

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: