Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Профессиональное выгорание

Как оно связано с личными и профессиональными целями сотрудников?

Катрин Фролова

карьерный консультант, психотиполог, тренер социальных навыков, рекрутер

«Кем вы себя видите через 3–5 лет?»
Любой HR на собеседовании задает этот вопрос практически каждому кандидату.
И что слышит в ответ? Либо что-то нечленораздельное, либо заученные фразы, типа «подняться по карьерной лестнице на одну ступень», «стать руководителем отдела или руководителем департамента».

Когда человек не знает, чего хочет, или дает социально ожидаемые ответы, это всегда вызывает сложность в дальнейшем управлении.

Почему?
Потому что человек всегда работает в состоянии непринятого решения, он все время в сомнениях «мое, не мое», он не настолько заинтересован в постоянном развитии своих навыков, компетенций, у него режим низкого заряда батарейки, низкая вовлеченность. А в таком состоянии горы не сдвинешь и слона не продашь!

Знаю, что для многих руководителей это головная боль – замотивировать людей на достижение амбициозных результатов.
Когда человек сомневается, он ничего не делает для построения карьеры, потому что не знает, пригодятся ли ему эти знания, воспринимает все это как пустую трату времени. Да и вообще, у многих в голове даже нет такого понятия, как «строить карьеру». И таких сотрудников на рынке труда БОЛЬШИНСТВО.
Что происходит с такими людьми?
Покажу на типичном примере.

В 11-м классе Маша, не знающая, какой факультет выбрать, подала документы на разные, – с прицелом, куда возьмут. В итоге по рекомендации родителей поступила на экономический.
Уже на 3-м курсе стала понимать, что «экономика – не ее конек», но опять же, по настоянию преподавателей, решила доучиться. Как говорится, Бог терпел и нам велел. Маша окончила вуз и вскоре устроилась по специальности.

Первый год работы у молодого специалиста прошел с горем пополам: Маша все чаще осознавала, что у нее с утра ноги на работу не идут, мотивация что-то делать – нулевая. Может быть, дело в маленькой зарплате? – подумала Маша и… решила сменить работодателя.
На новом месте ровно три месяца ее радовала более высокая зарплата, а также красивый офис и ДМС со стоматологией. Но эйфория быстро прошла. Маша снова начала понимать, что что-то не так: просыпаться с утра ей все сложнее, она стала часто болеть простудными заболеваниями, уходить на больничный… В общем, через три месяца Маша снова решила сменить работу.
А еще через какое-то время девушка снова погрузится в состояние эмоционального истощения, которое носит название «профессиональное выгорание».

Если такое состояние повторяется больше трех раз подряд, то это явный пример неосознанного подхода к выбору профессии.
И такие сотрудники часто увольняются без видимой на то причины.

То есть люди, которые не ставят себе профессиональные цели и выбирают неосознанный путь в карьере, чаще страдают профессиональными выгораниями, нереализованностью, недовольством собой и пр. Таких людей сложно мотивировать, управлять, вдохновлять, их нужно постоянно контролировать, а это отбирает у руководителей много сил, времени и энергии.

Но есть сотрудники, которые осознанно строят карьеру.

Как они это делают и какие от этого плюсы для организации?

Карьера – это осознанно выстроенный трек на 3, 5, 10, 20 лет, на основе целей, знаний о себе, ценностей, мотивации и сильных сторон личности.

В свое время была очень популярна книга Джо Витале «Секрет». Она о том, как с помощью визуализации создавать свое успешное будущее.
Современные коучи в своей работе с клиентами используют часть техник из этой книги, в том числе «представление желаемого будущего».
Одна из распространенных техник ныне носит название «Юбилей» и заключается в том, что человек представляет себя в крайней точке своей профессиональной жизни на своем дне рождении в окружении коллег. Он пытается с помощью воображения представить, кто же эти коллеги, чем он занимался в своей жизни, какими словами описывают его успехи в тостах его гости.
Так, с помощью коучинговых упражнений человек может нарисовать себе картинку успешно прожитой профессиональной жизни.
А когда у человека есть такая картинка, он уже не хочет довольствоваться меньшим и начинает прикладывать больше усилий, стремится достичь желаемого.
Но мало поставить профессиональную цель: человека будет мотивировать только то, что развивает его сильные стороны.
Поэтому важно знать особенности и склонности к той или иной профессиональной деятельности (профессиональным обязанностям), в которой человек может стать незаменимым и добиться успеха.

А когда человек ведает, чего хочет, знает свои сильные стороны, он начинает здраво рассуждать над развитием навыков, которые ему нужны, чтобы, условно говоря, прийти из точки А в точку Б.

На любой работе можно прокачивать навыки, необходимые для реализации любой профессиональной цели.

Набор мягких, гибких навыков, то есть soft skills:

– продажи и переговоры
– командное взаимодействие
– креативное мышление

Личностные навыки:

– преодоление сложностей и трудностей
– уверенность в себе
– адекватная самооценка
– эмоциональная стабильность

Поэтому работа в найме – это возможность прокачать необходимые навыки и компетенции для работы мечты, и когда сотрудники это поймут, они станут намного эффективнее, взрослее, начнут по-другому относиться к своим ежедневным рабочим задачам – более осознанно! Из бесцельных сотрудников они станут ЦЕЛЬНЫМИ.

Что получат руководители, когда у сотрудников будут поставлены личные и профессиональные цели?

* Появится осознанность в том, чем занимается человек.
* Появится близость и доверие во взаимоотношениях с сотрудником.
* Меньше времени на контроль.
* Меньше случаев профессионального и эмоционального выгорания среди сотрудников.
* Снизится текучесть персонала.
* А если все-таки человек решит уволиться, то с ним можно будет провести нормальную мотивационную беседу. Зная, чего хочет сотрудник, какая у него цель, можно найти решение, чтобы он остался, в противном случае от человека невозможно добиться реальных причин увольнения, – он их сам не знает.

В свою очередь у сотрудника:

* Появляется ответ на вопрос «Зачем, ради чего я работаю» (помимо денег).
* Он будет работать и прокачивать навыки для себя, а не для начальника.
* Начнет отслеживать свой прогресс и стремиться к нему.
* Начнет испытывать больше положительных эмоций, а значит, станет более счастливым!

Если вы хотите иметь в своей команде вовлеченных сотрудников, помогите им поставить личные профессиональные цели!

За консультациями обращайтесь по тел. 8-993-995-56-82.
Фото из архива К. Фроловой

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: