Здоровье в режиме online
Фото: freepik.com
Анна Агапова, руководитель направления «Медицина» компании «Первый Бит»:
Пандемия значительно ускорила автоматизацию и цифровую трансформацию в медицинской отрасли. Все больше частных клиник и стоматологий стали внедрять и масштабировать ИТ-инструменты в своей деятельности.
Как показывает наша практика, чаще всего медицинским центрам нужны ИТ-решения в двух направлениях: эволюционные и революционные.
Эволюционные помогают автоматизировать базовые процессы: взаимодействие регистратуры и врачей с пациентами, повышение качества уже существующих услуг, построение маркетинга и продаж, отслеживание расходов материалов, соблюдение требований Минздрава. Вендоры предлагают разное ПО для таких задач. Это может быть решение в облаке для начинающих клиник и стоматологий, которое запускается за неделю, или сложная экосистема для нескольких тысяч сотрудников с настройкой обмена с лабораториями, агрегаторами, системами сквозной аналитики и еще десятками важных сервисов, включая ЕГИСЗ.
Революционные ИТ-решения связаны с новыми моделями оказания медицинских услуг: телемедициной, применением искусственного интеллекта в диагностике, умными браслетами, новыми инструментами аналитики с использованием технологий RPA, BI-аналитики и big data.
Сегодня рынок достаточно насыщен программным обеспечением, которое закрывает различные задачи медицинских центров и стоматологий, даже не смотря на уход иностранных вендоров. Иностранное ПО заменили отечественными разработками, которые очень быстро развиваются и по функционалу не уступают, а иногда и перегоняют зарубежные аналоги.
Виктория Кучинова, сооснователь контент-агентства «ИТИРИЙ»:
Одно из главных преимуществ частной медицины перед государственной — большая гибкость и большие возможности для развития и цифровизации. Мы работаем с клиентами медицинской ниши, и могу сказать, что частные клиники и медцентры используют ИТ-инструменты активнее, чем государственные. Интерес клиентов сосредоточен вокруг нескольких направлений:
Медицинская информационная система — современная, удобная, а не такая, которую формально обязало установить руководство. Это помогает автоматизировать медицину: в МИС есть удобные карты пациентов, электронные истории болезней, финансовые и маркетинговые отчеты, интеграции с полезными сервисами (онлайн-запись на прием, медагрегаторы, чат-боты и другое).
Телемедицина — возможность консультировать пациентов онлайн: по Скайпу, Зуму и в других сервисах. Это стало популярно еще во времена пандемии. Удаленно можно собрать целый консилиум врачей при необходимости, а пациенту не нужно будет ехать в клинику, особенно если она расположена далеко от дома.
Нейросети, искусственный интеллект. Недавно это казалось невозможным, но сегодня ИИ, анализируя анамнез и жалобы пациентов, предлагает врачу несколько диагнозов на выбор. А еще «читает» медкарты, снимки, кардиограммы и неплохо распознает заболевания. Конечно, живые руки и сердце врача не заменит ничто, но в качестве помощника ИИ справляется отлично. К тому же, он постоянно обучается и совершенствуется.
Создание и продвижение продающего сайта. На хорошем сайте должно быть все, что нужно пациенту: часы работы и контакты клиники, данные о врачах, список услуг, расценки, возможность записаться на прием в пару кликов. К контенту тоже выдвигаются особые требования: качество, экспертность, достоверность. Цена ошибки может привести к потере репутации и оттоку пациентов. Поэтому тексты следует заказывать только у проверенных людей и опытных копирайтеров.
Реклама и маркетинг. Среди самых популярных каналов — контекстная реклама, продвижение в медагрегаторах и отзовиках («НаПоправку», «Продокторов»), реклама в соцсетях и мессенджерах, ведение групп и каналов клиники (SMM), контент-маркетинг (продающий блог). Что работает лучше всего, сказать сложно: все зависит от аудитории клиники, ее расположения, активности конкурентов и других факторов. Надо пробовать и анализировать результаты.
Сейчас идеальное время для развития ИТ в частной медицине. Постоянно появляются новые возможности. Впереди будет тот, кто не побоится их использовать и, более того, донесет до пациентов, что информационные технологии значительно облегчают диагностику и лечение.
Сергей Костин, CEO Business Solutions Lab:
Частная медицина уходит в удаленный консалтинг, ведь использование приложений и внутренних коммуникационных инструментов может значительно облегчить процесс записи/консультации пациентов и взаимодействия внутри.
Анализируя тренды в нашей компании, можем сказать, что самый распространенный запрос от частных медицинских клиник – это разработка мобильного и веб-приложения, а также решений для коммуникации с пациентами.
Базовым требованием для первых является возможность авторизации пользователя в личном кабинете и самостоятельная онлайн-запись на прием. Также важными считаются несколько дополнительных функций: проведение онлайн-оплаты, выбор нужного специалиста через фильтрацию специализаций врачей, получение информации после приема, результатов анализов, рецептов и регулярных медицинских советов. Все чаще встречаются запросы на разработку инструмента, который позволял бы пациентам и врачам общаться и проводить консультации удаленно, без необходимости физического присутствия в клинике.
Для внутренней коммуникации основным требованием является быстрый и безопасный обмен информацией между членами медицинской команды. ИТ-решения могут существенно улучшить этот процесс.