Генплан – жителям
Главный документ развития города
Развитие города и его застройки, формирование комфортной среды определяют документы градостроительного регулирования, застройки и благоустройства: стратегия социально-экономического развития, генеральный план, местные нормативы градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки, проекты планировки и межевания территории, проекты комплексного развития территорий, документы по охране архитектурного наследия, архитектурно-строительные проекты зданий и благоустройства территорий.
Это система документов, где каждый из них играет свою роль, а вместе они дополняют друг друга и обеспечивают комплексность городской застройки. В этих документах и их взаимосвязи с трудом ориентируются жители, руководители, чиновники. Эти документы часто противоречат один другому. На согласование этих противоречий у застройщиков уходят годы.
Генплан – главный градостроительный документ, не должен становиться административным барьером. По мнению практикующего архитектора Виктора Шестакова, «генплан не должен сковывать застройщиков. Чем меньше ограничений, тем лучше. Когда начинают привязываться к каким-то абстрактным цифрам давнего прошлого, это только мешает. В генплане должны закладываться принципиально базовые вещи, и этого будет достаточно. Глубокое администрирование только вредит».
Генплан - комплексный документ, который охватывает все "направления жизни" города, определяя политику его развития на десятилетия вперед. Без этого документа городу существовать невозможно. И власти, и жители, и бизнес должны понимать векторы развития такого большого организма, как город.
Этапы градостроительного развития Симбирска-Ульяновска
Симбирск-Ульяновск развивается на протяжении пяти веков. В ХVll веке это был средневековый город-крепость Богдана Хитрово с нерегулярной застройкой улиц. В XVIII веке, в 1780 году, Екатерина II утвердила план регулирования застройки улиц, решения которого до сих пор сохраняются в исторической части города.
В XIX веке планы развития города утверждались в 1800, 1843, 1887 годах. Сформированы главные городские площади, парки, скверы и бульвары. Построена главная архитектурная доминанта города – Троицкий собор.
В XX веке, в 1913 году, утвержден план города, который Городская дума Симбирска готовила и рассматривала 5 лет. В начале века построены железная дорога, мост через Волгу, Патронный завод.
В советское время планы развития города утверждались в 1945 г., 1965 г., 1985 г. Разрушен ансамбль симбирских храмов и монастырей. В годы Великой Отечественной войны в город эвакуированы многие промышленные предприятия. В 1958 году построено Куйбышевское водохранилище, дамба Нижней Террасы, автомобильный мост через Волгу. В 1970 году завершено строительство Ленинского мемориального комплекса, крупнейшего в стане ансамбля советского модернизма. Построены аэропорт и новый железнодорожный вокзал. В 1975 году начато строительство крупнейшего в мире авиационного комплекса завода и жилого района АВИАСТАР. В 1985 году руководством страны принято решение о создании музея-заповедника в исторической части города, о создании и строительстве филиала МГУ. В 1986 году начато строительство Президентского моста через Волгу.
В XXI веке, в 2007 году, утвержден новый генплан города. Его разработка была начата в 2003 году по заданию и требованиям, не соответствующим принятому в 2004 году Градостроительному кодексу РФ. Генплан разрабатывался для населенного пункта город Ульяновск, утвержден для Муниципального образования город Ульяновск. Действующий Генплан города до сих пор - секретный документ. Решения Генплана не учитывают реальное землепользование и обоснованные планы развития. Ни одно из решений Генплана не реализовано. Генплан стал главным административным барьером градостроительного развития города.
Модель Ульяновска родом из Красноярска
В 2023 году начата разработка нового генерального плана Ульяновска. Полномочия по разработке генплана взяло на себя областное руководство. Ольга Мельникова презентовала градостроительный проект: «Предварительная модель развития города Ульяновска», которая выполнена по ее заданию «КРАСНОЯРСКГРАЖДАНПРОЕКТОМ». Модель, как говорил Михаил Булгаков, «прислали второй свежести».
По словам Александра Капитонова, председателя Приволжского объединения Союза архитекторов России и члена Совета по градостроительству Союза архитекторов России, представленная модель, планирующая город на четверть века, не предусматривает развитие города, не предусматривает включение города в развивающуюся магистральную инфраструктуру России. Не учтено прохождение через наш город высокоскоростной железнодорожной магистрали Чебоксары – Ульяновск – Димитровград - Самара, которая включена в схему развития высокоскоростного железнодорожного сообщения России до 2030 года.
В 2024 году заканчивается строительство первого этапа скоростной автомобильной дороги М12 «Восток» Москва – Казань, которая является частью международного транспортного маршрута Центральная Россия - Западный Китай. В представленной модели не отражено планируемое включение в нее Ульяновска и Самары.
Не отражено развитие водного транспорта: новые водные маршруты, существующие и планируемые речные порты. Нет предложений по включению в транспортную инфраструктуру нижнего яруса Президентского моста.
Нет предложений по решению проблем общественного транспорта: как должна быть модернизирована городская улично-дорожная сеть с учетом развития и приоритета общественного транспорта, с выделением полос для движения общественного транспорта.
Нет предложений по развитию пешеходного и велосипедного движения, по формированию городских бульваров и набережных.
Главным фактором, определяющим планирование любого города, всегда была его экономическая и деловая активность, занятость жителей. Необходимо определить, какие направления будут обеспечивать его экономическую стабильность, какие производства будут развиваться, а какие сворачиваться.
Несколько схем, представленных в модели, вызывают вопросов больше, чем ответов. Нет обоснованных предложений по градостроительной структуре города, нет планируемого экологического каркаса, нет предложений для размещения объектов местного и регионального значения: детских садов и школ, необходимых объектов здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и отдыха, полигонов твердых бытовых отходов, кладбищ.
В генплане должна быть отражена схема градостроительного развития поймы Свияги: от села Лугового до села Лаишевка, набережной и прибрежной территории правого берега Волги: от поселка Карамзина до поселка Поливно.
Каким наш город будет через 20 лет: международный транспортный хаб, город, развивающий современные производства и информационные технологии, город военнослужащих или университетский город? Какие для этого необходимы функциональные зоны, территории, градоформирующие объекты, инженерный и транспортный каркас? Этой базовой социально-экономической модели города в представленных материалах нет.
В 2008 году Горархитектура Ульяновска, Симбирскпроект, архитекторы Ульяновска и Самары, с участием градостроителей из Роттердама организовали и провели проектный семинар «Ульяновск – концепция развития. Ulyanovsk–urbanvision». Концепции и предложения проектного семинара, который провели 15 лет назад, более современны и актуальны, чем «Предварительная модель развития города Ульяновска», представленная Ольгой Мельниковой.
За подготовку задания, за разработку и обсуждение проекта генерального плана, за его реализацию должен нести ответственность Главный архитектор области. Долгие годы эта должность вакантна, и никто не отвечает за градостроительное развитие региона.
Все рассчитывают, что надежды на современный, обоснованный Генеральный план Ульяновска оправдаются, что это будет документ общественного согласия, и не будет конфликта, как это произошло с Суворовским училищем, Театральным сквером и парком Победы.
Демографический оптимизм
Важнейший базовый расчетный показатель генплана - жители города. На какое количество жителей необходимо планировать социальную и экономическую инфраструктуру? В модели красноярцев «численность населения с учетом расселенческой емкости перспективных площадок - 1583,6 тыс.чел.». Однако этот прогноз, по словам Анатолия Лапина, демографа, профессор УлГУ, заведующего кафедрой экономического анализа и государственного управления, выглядит чересчур оптимистичным:
- С чего вдруг такой оптимизм? Ни о каких 1,5 млн и мечтать нельзя, пока предел мечтаний – это стабилизация численности населения города на уровне текущей ситуации – условно 600 тыс. чел. На первое января 2023 года численность составляет 613 тысяч человек и стремительно сокращается. Последние три-четыре года миграционный прирост перестал перекрывать естественную убыль населения. За 4 месяца этого года Ульяновск сократился в диапазоне от 500 до 1 тыс. человек. Сейчас мы набрали темп сокращения около 3-х тысяч человек за год. Рождаемость в области бьет исторические антирекорды. Чтобы прийти к цифре в 1,5 млн численность населения должна расти на 30 тысяч в год! Таких темпов не знала ни Ульяновская область, ни тем более город Ульяновск за все время своего существования. Максимальный темп, зафиксированный в регионе во второй половине 80-х годов, был в районе 20 тыс. человек. А тут только город. Это в принципе не реалистично.
Официальные прогнозы РОССТАТА до 2035 года не предусматривают роста численности субъекта Ульяновская область ни при одном из трех сценариев - позитивном, негативном, инерционном. Согласно инерционному прогнозу город Ульяновск к 2030 году с нынешних 600 тыс. сократится примерно до 550 тыс. Если темпы сокращения численности населения города останутся на сегодняшнем уровне, то через 25 лет она составит 450-500 тыс.
Вот на это количество нужно ориентировать инфраструктуру, чтобы не тратить бюджетные средства на возведение невостребованных объектов. Иначе мы окажемся в положении Воркуты, где осталась только половина населения и власти вынуждены переселять жителей - плательщиков коммунальных услуг – компактно, чтобы эти услуги могли быть оплачены.
Генплан для жителей
Генплан – это большой стратегический документ, который определяет стратегию развития города. Каким будет Ульяновск - должны определять его жители.
- На мой взгляд, - считает Дмитрий Шацков, директор «Дома молодых», модератор федеральной сети Центра прикладной урбанистики, - прежде чем разрабатывать какой-либо стратегический документ, необходимо вовлечь жителей, предпринимателей, общественность, чтобы вместе договориться, как мы будем развивать этот город.
В практике Центра мы опираемся на мнение горожан. Они лучше чувствуют сам город, знают его недостатки и преимущества. Исследователь-урбанист, архитектор Виктор Глазычев считал, что город – это диалог городских сообществ. Без диалога не может развиваться город. Генеральный план – это некий диалог с городом, друг с другом и сообществами.
Город – это про людей. У нас не только коммуникации, сети, стены, дома. Город – это жилое пространство, организм, который развивается, сжимается, умирает, это огромный процесс. И для того, чтобы этот процесс развивался, нужно подходить к нему бережно. Без вовлечения ульяновских специалистов и горожан нарисовать генплан на картинке, дать денег подрядчикам, которые в этом городе не живут, наверное, немного неправильно. Если спросить обычных людей, что их раздражает, а что вдохновляет в городе, многие ответы могут дать серьезную почву для размышления и для запуска стратегии.
В своей работе я часто взаимодействую с молодежными сообществами, которые сигнализируют о нехватке молодежных пространств. В Заволжье дефицит культурных учреждений – все находится на этом берегу. Молодежь отрезана от той культурной жизни, которая происходит в Ульяновске, потому что нелегко добираться. Мы проводили анкетирование молодежи от 18 до 35 лет, которые давали комментарии по поводу того, чего не хватает в Ульяновске. Много пожеланий к теме набережной. В Ульяновске есть огромный ресурс от двух рек, но набережной, как во многих городах, нет. У нас есть велосообщество, а велоструктуры практически нет. И таких моментов, которые можно, пообщавшись с сообществами и горожанами, включить в развитие генерального плана, очень много. Документом, который будет разработан, не должна пользоваться одна лишь Администрация города, потому что у горожан тоже есть право на город.
УЛЬЯНОВСК – 400. НАРОДНЫЙ ГЕНПЛАН
Ульяновское отделение Союза архитекторов России стало инициатором формирования общественного движения «УЛЬЯНОВСК – 400. НАРОДНЫЙ ГЕНПЛАН». Цель движения обеспечить участие жителей города, общественных организаций и городских активистов в получении информации, подготовке предложений, обсуждении и организации общественной экспертизы проекта генерального плана. Главное условие обоснованных градостроительных изменений – диалог, совместная работа и взаимодействие между жителями города, застройщиками, предпринимателями и руководителями региона и города.
В разработке Генплана должны принимать участие жители города, для которых он разрабатывается и которые будут принимать участие в его реализации.
Премьер Михаил Мишустин на состоявшемся во Владивостоке форуме, посвященном развитию городов и исторических поселений, подчеркнул «о недопустимости применять формальный подход при развитии городов и формировании комфортной среды, о важности вовлекать людей, получать обратную связь от наших граждан, проводить онлайн-голосование. Именно в таком диалоге можно добиться положительных результатов».
Евгения Иванцова
Иллюстрации предоставлены Ульяновским отделением Союза архитекторов России