Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Мода на еду

Современный концепт ресторана означает не просто зону общепита, а целое культурное явление. Здесь не только наслаждаются блюдами высокой (и не очень) кухни, но также встречаются с друзьями, устраивают личную жизнь, ведут деловые переговоры. О том, как развивался рынок общественного питания в России и в Ульяновске – в материале «Делового обозрения».

Фото: Дарья Магарина

Детали

Стандартным ответом на вопрос: «Когда появился первый в мире ресторан?» –является парижский La Tour d’Argent, впустивший в свои стены первых гостей аж в 1582 году. Да, различные придорожные таверны и их аналоги существовали и раньше, но рестораном впервые назвали именно «Серебряную башню». Однако стоит сразу отметить – в западной части.

Потому как первые рестораны появились примерно на пятьсот лет раньше этой знаковой даты. И не где-нибудь, а в Китае, где еще в 1100 году города Кайфын и Ханчжоу могли похвастаться плотным городским населением – более одного миллиона жителей на каждый, которым требовались точки общественного питания.

В России первым настоящим рестораном в современном смысле этого слова называют открывшееся в 1805-м в Петербурге заведение при «Отеле дю Норд».

В Ульяновске (точнее, в Симбирске) первый кафе-ресторан открыл в 1873 году прусский кондитер Карл Шарлау. Размещался он в доходном доме И.И. Сусоколова на Большой Саратовской. В ресторации можно было полакомиться настоящим шоколадом, приготовленным по особому рецепту Шарлау. Также подавались кофе, какао, торты и вкусные пирожные.

На протяжении столетий российский рынок общественного питания постоянно менялся. В ресторанах издавна можно было отведать дорогих и редких заграничных вин, фрукты доставлялись из тропических стран, кондитерские изделия привозились из Бельгии и Швейцарии, гусиная печень и трюфели – из Франции.

В свою очередь, заморских гостей Россия удивляла осетриной, икрой, экзотичными блюдами из оленины, медвежатины, разнообразием выпечки. К слову, данный перечень гастрономически удивляет иностранцев и по сей день. Многие признаются, что к вкусу русских блюд нужно привыкнуть из-за специфики используемых пряностей. Так, в Италии не понимают широкой популярности укропа, не знают о сметане, откажутся пробовать копченую скумбрию, а жители США с большой вероятностью не обрадуются знаменитой селедке под шубой.

Что касается России в целом, то тут мы соответствуем почти всем общемировым тенденциям. Первые точки общепита для широкой публики были сосредоточены на региональной кухне. Правда, с учетом многонациональности рынок этот достаточно обширен. В Якутии одним из самых вкусных и всеми любимых блюд является строганина – настроганная тонкими ломтиками свежезамороженная рыба с солью и черным молотым перцем, подается с хлебом. Карельская кухня близка к древнерусской кулинарной традиции, но имеет и выраженные особенности – сравнительно малое использование мяса и сильный крен в сторону рыбных блюд. Выпечка здесь своеобразна: почти не используется пшеничная мука, заменяется на ржаную и ячменную. И это только примеры народов, национальностей в России великое множество, они имеют богатую историю и, как следствие, широкий спектр гастрономических традиций.

А что у нас?

Ульяновск многонационален сам по себе. В соседях у нашего региона – Татарстан, Мордовия, Чувашия. Сильно влияние кухонь кавказских народов, среди названий выпечки можно найти такие как эчпочмак, кыстыбый, самса.

Так, в Троицком ресторане, располагавшемся в одноименной гостинице, наиболее популярным был консоме-борщок – наваристый мясной бульон с овощами с добавлением мадеры, который варился в среднем три с половиной часа, процеживался и подавался перед остальными блюдами. Блюдо сопровождали гренки и пирожки, а также кнель из курицы. К мясу подавался перечный соус, на десерт – фисташковое мороженое. В меню ресторана можно было найти осетрину по-русски, поросенка, беф а ля Строганов, суп-жардиньер.

Ну а старейшим действующим рестораном в Ульяновске является «Россия», сосредоточившийся на многонациональной кухне. Так, именно тут стали впервые подавать сибирские пельмени, кавказские шашлыки. Здесь же симбиряне могли отведать заморских вин.

С началом нулевых рынок общественного питания начинает меняться. На смену традициям и дорогим ресторанам с долгим приготовлением блюд приходит еда заморская и быстрая. Довольно скоро на территории региона появляются уличные ларьки с хот-догами, а в кафе и ресторанах прочно обосновывается пицца. Пока без пасты и прочих итальянских блюд. Зато по соседству с суши и роллами. Казалось бы – странное соседство, однако вполне объяснимое с точки зрения расположения страны – между Европой и Азией.

Разумеется, первые шаги на рынке экзотической кухни были не слишком уверенными, адаптированными под привычные вкусы потенциальных клиентов. В роллах часто использовалась не сырая рыба, порой и вовсе заменялась курицей и другими аналогами. Только спустя годы потребители достаточно привыкли к сырым элементам в блюдах и стали постепенно отказываться, например, от бекона в роллах.

С 2010-х в Ульяновске начинает набирать популярность грузинская кухня. Открывается «Антресоль», сводящая с ума запахами кинзы, традиционного элемента грузинских блюд, и ряд других ресторанов. Сегодня только на одной ул. Гончарова можно насчитать целых четыре ресторана грузинской кухни, в которых часто не найдется свободного места. Специи, ароматное мясо, вкусное вино – чем не крючок на искушенного потребителя? И все это по вполне доступным ценам – сказывается простота ингредиентов, их распространенность в нашей полосе.

Неукоснительно меняться в сторону редкой экзотики рынок начинает в 2020-х. Сказывается популярность корейской, китайской, вьетнамской культур, их музыки, фильмов, в целом мода на азиатскую экзотику. Фо-бо и том ям, дим самы, рамен – названия и вкус настолько уже привычные, что ульяновцы начинают готовить их сами. Разве что со специями придется быть поосторожнее – Азия славится остротой, непривыкшему человеку может быть сложно справиться с таким блюдом.

Конкуренцию Азии на ульяновском рынке может составить разве что вновь набирающая популярность итальянская кухня. Теперь представленная уже не только пиццей – в меню ресторанов, например, можно найти и пасту, и ризотто, и лазанью, и баклажаны пармеджано. Итальянцы обладают страстью к использованию свежих и качественных ингредиентов. Оливковое масло, томаты, базилик, сыры, овощи, травы – все это играет важную роль в создании богатого вкуса итальянских блюд.
Тренд. Стиль. Бренд

Растущий интерес к здоровому питанию и уважение к правам животных способствуют популярности вегетарианской и веганской кухни. В России увеличивается число ресторанов и кафе, специализирующихся на подобных блюдах.

В последнее время внимание российских гурманов начинает привлекать скандинавская кухня – с фокусом на свежих и натуральных продуктах. Гренландская камбала, приготовляемая путем вяления, скумбрия в маринаде, поршенек с ягодами, горчичные рыбные котлеты: рыбные котлеты, обвалянные в горчице и жареные, рисовая каша с мороженым (популярный десерт на Фарерских островах) вскоре могут занять место в меню российских ресторанов.


Фото: Дарья Магарина

Конкуренцию им составляет кухня бразильская, понемногу входящая на российский рынок. Начинайте изучать такие названия, как фейжоада, акари, пастель (нет, не из отдела художественных материалов), фарофа, мукека, Пао де Квейхо.

Не менее важным в ресторанном деле остается не только вкусная еда, но и дизайн. Современный мир – это мир фотографии, важно, чтобы не только блюдо было красивым, но и окружающая обстановка.

– Озеленение стало главным трендом в ресторанном бизнесе. По мнению психологов, зеленый цвет – самый благоприятный для человека. Он способен влиять не только на психоэмоциональное, но и на физическое состояние. Фитодизайн позволяет «регулировать» микроклимат, регулярно освежать воздух, дарить тонкие ароматы и созерцать красоту цветущих растений, – рассказывает Полина Евсеева, основатель компании по интерьерному и ландшафтному озеленению Botanicals. – Вот почему физиологи рекомендуют использовать в качестве основного элемента интерьера живые растения. Благодаря такому воздействию, согласно исследованиям Human Spaces и Horeca Research, посетители дольше задерживаются в заведении, а размер среднего чека увеличивается на 15-20%. Важно также использовать в интерьере гипоаллергенные культуры, без ярких ароматов. Фитостены из искусственных растений или стабилизированного мха – это самое удобное для эксплуатации предложение на рынке. Они привлекают внимание окружающих и зачастую становятся популярной фотозоной, но при этом не требуют тщательного ухода. Для просторных помещений и фудхоллов используются крупномерные деревья и сложные ландшафтные композиции, которые имитируют парк внутри интерьера.

В мире, где культурные границы становятся все более размытыми, кулинарное искусство играет важную роль в объединении людей через разнообразие вкусов и традиций. За последние десятилетия ресторанная сфера претерпела глубокие трансформации, и вместе с ней изменилась и наша перспектива на то, что мы едим.

Мода на различные кухни мира стала неотъемлемой частью нашего повседневного опыта. Тенденции в кулинарии переживают постоянные изменения, но одно остается неизменным – еда объединяет нас. С открытым взглядом и аппетитом на приключения мы можем путешествовать по миру через вкусы и ароматы.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: