Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Благополучие – в равновесии

Эмоциональный интеллект включает умение распознавать эмоции в себе и других, адекватно использовать это для принятия решений, эффективного общения и управления отношениями. О том, как эмоциональный интеллект руководителя и команды влияет на функционирование компании, в материале uldelo.ru

Фото: freepik.com

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека понимать и выражать свои собственные эмоции, а также распознавать, понимать и влиять на эмоции других людей.

Концепция эмоционального интеллекта была впервые представлена Питером Сэлови в 1990 году и получила широкое признание благодаря работам Дэниэла Гоумена, Ричарда Бойатиза и других исследователей.

Принципы эмоционального интеллекта включают в себя:

1. Самосознание – умение понимать свои сильные и слабые стороны, ценности и убеждения, а также распознавать свои эмоции и их влияние на собственное поведение.

2. Саморегуляция – способность контролировать эмоции и реакции в различных ситуациях, сохранять спокойствие и адекватно реагировать на стрессовые ситуации.

3. Мотивация – способность устанавливать цели и достигать их, умение мотивировать себя и других людей на достижение общих целей.

4. Эмпатия – умение понимать эмоции и потребности других людей, показывать сочувствие и поддержку, эффективно коммуницировать с другими людьми.

5. Социальные навыки – навык эффективного взаимодействия с другими людьми, умение создавать и поддерживать отношения, решать конфликты и находить компромиссы, способствуя улучшению отношений в коллективе и повышению производительности.

Элла Дутова, психолог, коуч (PCC ICF), бизнес-тренер:

- Роль эмоционального интеллекта в бизнесе зачастую сильно недооценена, хотя он имеет огромное значение. И важен не только для сотрудников, которые хотят достичь большего, но и для руководителей. Те из них, кто обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ), может создавать более поддерживающую и здоровую рабочую среду в команде и проекте, лучше понимать потребности своих сотрудников, помогать им эффективнее достигать результата поставленных перед ними задач.

На что именно влияют эмоции и эмоциональный интеллект?

Елизавета Радина, сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта, эксперт в области развития и управления персоналом:

- Межличностные отношения. Эмоциональный интеллект помогает установить качественные отношения с коллегами, клиентами и партнерами. Умение понимать эмоции других людей и реагировать на них адекватно способствует улучшению коммуникации и созданию доверительных отношений в бизнесе. А это значит, что согласования идут быстрее, сделки подписываются легче, проколы и ошибки перестают быть проблемой и с пониманием воспринимаются коллегами и даже клиентами.

- Эффективное руководство. Руководители с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны лучше понимать потребности и эмоции своих подчиненных. Они могут вдохновлять, мотивировать и поддерживать свою команду, что является ключевым элементом успешного лидерства. Это значит, что снижается текучесть кадров, а руководитель может привлекать лучших специалистов за меньше деньги и удерживать их в компании. При этом отделы функционируют эффективно, а сотрудники при формировании новой команды проходят стадию шторма быстрее, потому что руководитель с высоким ЭИ умеет направлять бурлящие эмоции в нужное русло, вовремя поддерживать и обращать внимание на критичные моменты.

- Разрешение конфликтов. Эмоциональный интеллект позволяет эффективно управлять конфликтами, находить компромиссы и решения, которые удовлетворяют все стороны.

- Повышение продуктивности и уровня удовлетворенности сотрудников. Люди, которые чувствуют себя услышанными, понятыми, уважаемыми и получают поддержку, более мотивированы к работе. Высокое эмоциональное благополучие сотрудников приводит к увеличению продуктивности и улучшению качества выполняемых задач. Благополучный и эмоционально-устойчивый руководитель собирает вокруг себя классную команду. Благополучные и эмоционально-устойчивые сотрудники свое состояние транслируют клиентами. Клиенты – своим друзьям – вашим будущим клиентам. И так далее.

Негатив передается по цепочке, и позитив, забота и правильный подход - также.

- Принятие взвешенных решений. Люди с развитым эмоциональным интеллектом способны более обдуманно подходить к принятию решений, учитывая эмоциональные аспекты ситуации. Это помогает избегать спонтанных и необдуманных действий, что важно в бизнесе.

По словам Анны Быковой, к.пс.н, доцента РАНХиГС, практикующего психолога, эмоциональный интеллект состоит из четырех уровней.

Первый уровень – это когда руководитель понимает, какие эмоции он чувствует.

Второй уровень, когда руководитель умеет не только понимать свои эмоции, но и управлять ими, то есть разделять: внутри он может чувствовать переживания (конфликт разгорелся, неуверенность, недоумение), а внешне демонстрировать спокойствие. Когда он умеет достигать этого, то и атмосфера в коллективе более стабильная.

Третий уровень эмоционального интеллекта: когда человек умеет понимать эмоции своих подчиненных и, если он овладел своими эмоциями, соответственно сможет попасть на четвертый уровень, когда эмоциональный интеллект достаточно развит, и такой руководитель способен управлять эмоциями своих сотрудников.

В зависимости от того, насколько руководитель овладел этим мастерством, он может снижать или повышать интенсивность эмоций своих младших коллег.

Екатерина Дмитриева, эксперт развития эмоционального интеллекта взрослых:

- Руководители, проявляющие стабильность и уверенность в управлении эмоциями, вдохновляют своих подчиненных. Например, человек, не способный справиться с собственным гневом и раздражением, теряет авторитет в глазах подчиненных, что влечет за собой саботаж и нежелание соглашаться с его поручениями. А руководитель, который не может справиться с собственной тревогой, вряд ли сможет замотивировать команду смело идти в конкурентную борьбу.

Вообще, стоит подчеркнуть, что зачастую лидерскую позицию в отрасли задает управленец. Каков эмоциональный настрой и вера в победу, такова и атмосфера внутри команды. Так что эмоции лидера (руководителя) – это эмоции его бизнеса (отдела).

Что можно порекомендовать и сотрудникам, и руководителям для сохранения эмоциональной стабильности на работе?

- Практики медитации и релаксации. Помогают снизить стресс и улучшить эмоциональное самочувствие. Важно регулярно самостоятельно стабилизировать себя, выбрав для себя что-то удобное и комфортное. Кто-то ходит гулять пешком после работы, а кто-то бежит в спортзал. Кто-то слушает музыку, а кто-то занимается йогой. Смысл один – физическая и эмоциональная разрядка должна происходить на регулярной основе.

- Установка границ. Знание своих личных и профессиональных границ помогает избегать перегрузок. Зачастую предпосылки для выгорания и повышенной раздражительности кроются всего лишь в нарушении этих рубежей.

- Поиск поддержки. Общение с коллегами, друзьями или профессиональными консультантами помогает справиться с эмоциональными трудностями. Здесь возможны варианты от посиделок после работы или совместного отдыха и спорта до личной работы с коучем, психологом или наставником по работе с эмоциями.

Елена Дмитриенко коуч (ICF), конфликтолог, HRD:

Эмоциональные благополучие можно назвать одной из важнейших современных ценностей. Ведь в широком смысле слова это способность человека справляться с жизнью во всех ее проявлениях. А эмоциональный интеллект помогает достичь этого благополучия.

Если руководитель и/или владелец бизнеса умеет справляться с эмоциями, то он или она сможет одолеть марафон под названием «долгосрочная работа/проект» без выгорания и без потери команды.

Для этого нужно учиться эмоциональной грамотности:

А) отслеживать и анализировать свои эмоции, знать, как не впадать в эйфорию от успехов, и в депрессию - от неудач, понимать, когда надо обратиться к помогающим практикам, а когда можно и нужно взять отпуск – и не корить себя за это.

Б) работать с эмоциями других людей, не вовлекаться в непродуктивные эмоциональные всплески, уметь выстраивать партнерские отношения, не путать роли в бизнесе и личной жизни.

В любом случае, рекомендуется начинать с себя – научившись распознавать свои эмоции и поняв, что нужно и важно с ними делать – дальше переходить в зону управления эмоциями других.

Константин Митин, генеральный директор «Ларга Премиум Консалтинг»:

Из чего складывается эмоциональное благополучие в коллективе?

Первый принцип эмоционального благополучия заключается в том, что руководителю нужно учитывать особенности характера конкретного сотрудника. К примеру, если речь идет о критике, следует быть очень внимательным, потому что кто-то умеет на нее конструктивно реагировать, а для другого это больная тема – и он принимает все на свой счет. С такими людьми важно действовать мягко, задавать наводящие вопросы, воздерживаться от прямого слова «нет», если сотрудник пришел с какой-то идеей. Лучше дать ему попробовать реализовать его задумку, и он сам увидит, нужно ли ее прорабатывать дальше или она несвоевременная. А может, кстати, у него и получится, и это тоже отличный опыт для руководителя.

Еще пример – жесткие сроки. Сотрудник может быть очень исполнительным, никогда не филонить, не сидеть в социальных сетях – но относиться к срокам настолько серьезно, что когда ему дают задачу с жестким дедлайном, он отказывается ее принять, реагирует чересчур эмоционально. И заявляет, что не готов ответить, успеет он это сделать или нет. И это снова просто особенность характера. И к такому сотруднику тоже нужен свой подход. Можно без озвучивания сроков сказать: «Мне важно, чтобы ты сейчас приступил к этой задаче, пожалуйста, начни ее выполнять». И с высокой долей вероятности сотрудник выполнит ее вовремя – ведь он ответственный человек. А психологической нагрузки на него мы таким образом смогли избежать.

Второй принцип заключается в том, что коммуникация в коллективе должна быть шире просто рабочих вопросов. Например, я для нашего коллектива регулярно делаю в Телеграме видеоистории про спорт: показываю, как занимаюсь боксом, отрабатываю удары и так далее. Многие сотрудники откликаются, потому что тоже занимаются спортом – и мы начинаем коммуницировать вне работы.

Сотрудники видят, что можно общаться не только по деловым, но и, что называется, по общечеловеческим вопросам тоже. Это расширяет зону коммуникации и делает взаимодействие более комфортным и продуктивным.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: