Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Транспортный коллапс

Основным трендом в российской транспортной системе стало значительное снижение объема грузоперевозок в сферах железнодорожного, авиационного и трубопроводного транспорта.

Фото: freepik

Согласно исследованию рейтингового агентства "Эксперт РА" общий объем грузоперевозок в 2022 году вырос на 6,2%, превысив допандемийный уровень. За прошлый год было транспортировано 8,8 миллиарда тонн грузов к 8,4 миллиарда тонн в 2019 году. Этому способствовали изменения в грузопотоках, в том числе возросшая активность ближневосточных и азиатских направлений, а также увеличение внутренних перевозок.

Объем грузовых авиаперевозок в России в 2022 году снизился на 54%, достигнув минимального уровня за последние двадцать лет, упав с 1,6 миллиона тонн до 0,7 миллиона тонн. Восстановление, начавшееся в конце 2022 года благодаря коротким маршрутам, не соответствовало ожиданиям, и в первом полугодии 2023 года объем грузоперевозок авиатранспортом вновь упал до минимальных значений. Существенно снизилась доля международных перевозок.

Продолжает расти роль региональных авиахабов, что приводит к увеличению числа прямых рейсов из крупных региональных аэропортов внутри России, на Ближний Восток и в Азию.

Санкции и рост цен на грузоперевозки тоже стали причиной перемен. Тарифы на авиаперевозки и морской транзит выросли в марте-апреле 2022 года на 11%, а РЖД трижды поднимала цены на железнодорожную транспортировку. Тарифы на автомобильные грузоперевозки также росли, так как спрос переключился и на этот вид транспорта.

Увеличение пассажирских перевозок железнодорожным транспортом составило 7,9% в 2022 году и 6,1% с января по июль 2023 года (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Пассажиры предпочитали поездки на дальние расстояния из-за ограничений в авиасообщении в 11 регионах страны. Остается проблемой доступность транспорта в направлении Крыма.

Для поддержки железнодорожной отрасли в условиях санкций правительство провело докапитализацию РЖД на 485 миллиардов рублей с использованием средств ФНБ для снижения долговой нагрузки компании и реализации инвестиционной программы.

Морской транспорт все еще составляет малую часть от общего объема грузоперевозок в России. Однако в 2022 году наблюдался значительный рост объема морских грузоперевозок на 17,6%, а в первом полугодии 2023 года - на 30,1%. Этот рост был обусловлен увеличением каботажных перевозок, то есть перевозок между портами одной страны. Со второй половины 2022 года наблюдается тенденция к сокращению времени в пути, причем темпы роста объема грузов опережают темпы роста грузооборота.

Для расширения морских перевозок важно развитие соответствующей инфраструктуры. Однако федеральный проект «Развитие морских портов» в первом полугодии 2023 года остается недофинансированным. Было реализовано только 21,6% от запланированных расходов в этой отрасли на текущий год.

Пассажирские морские перевозки в 2022 году снизились на 24% в связи с закрытием гражданских перевозок в портах Азовского и Черного морей. Происходит переориентация на внутренний водный или железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт традиционно остается наиболее крупным в объеме грузоперевозок. В 2022 году его доля в грузоперевозках выросла с 68% до 71% за счет снижения объема железнодорожных (-3,8%) и трубопроводных (-6%) перевозок.

Рост перевозок автомобильным транспортом наблюдался в Приволжском (на 6,4%) и Дальневосточном (на 5,5%) федеральных округах. Помимо этого, в целом по стране его объемы остались практически неизменными. Были установлены компенсации для перевозчиков, у которых в связи с санкциями изъяли транспортные средства или грузы на территории других государств. Общая сумма мер поддержки составила 1,6 миллиарда рублей.

О росте популярности автомобильного сегмента в транспортной системе свидетельствует подъем продаж авто, в том числе и подержанных. В сентябре 2023 года было продано 509,5 тысяч таких автомобилей, что на 11% больше, чем в сентябре 2022 года. А за первые 9 месяцев 2023 года россияне приобрели 4,33 миллиона подержанных легковых автомобилей, что на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Аналитики агентства «АВТОСТАТ» также выявили интересную динамику. На вторичном рынке автомобилей отечественных марок семейство LADA Samara осталось наиболее популярным и разошлось тиражом в 125,3 тысячи экземпляров с начала года. Это свидетельствует о росте на 5%. Другие модели, такие как «Классика» и «Приора», также пользуются спросом среди покупателей.

Следует отметить, что рынок подержанных автомобилей продолжает демонстрировать рост не только в продажах, но и в разнообразии представленных моделей. Наряду с российскими марками, китайские бренды также активно популяризуют себя и предоставляют разнообразные модели с доступными ценами и запчастями.

Согласно данным Минпромторга, рост продаж автомобилей в России ожидается и в дальнейшей перспективе. Прогнозы говорят о том, что к 2035 году объем продаж может достичь 1,9 миллиона авто в год. Важными факторами, способствующими этой динамике, являются активное внедрение китайских и отечественных брендов, расширение производства и импорта новых автомобилей, а также увеличение логистических возможностей. Китайские марки, в частности, демонстрируют рост, предлагая российским автомобилистам большой выбор моделей и доступные запчасти.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: