– Решение о повышении ключевой ставки было обосновано возросшим инфляционным давлением и пересмотром прогноза по инфляции на 2023 год по сравнению с сентябрьскими оценками с (6,0–7,0%) до (7,0–7,5%), а на 2024 год – с 4 до 4–4,5%. При этом Банк России дал понять, что дальнейший рост уже маловероятен, так как из пресс-релиза убрана фраза: «Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях». В пользу этого также говорит и прогноз ЦБ по ключевой ставке в среднем на 2024 год – 12,5–14,5%.
€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Время перемен
Курс на повышение
27 октября 2023 года Совет директоров Банка России принял решение увеличить ключевую ставку до 15 % годовых. На момент подготовки декабрьского номера «ДО» это четвертое повышение ставки с начала лета.
– Повышение ключевой ставки закономерно повлекло за собой снижение спроса на кредитные продукты. Это коснулось, в первую очередь, рынка легковых автомобилей: в России они остаются больше средством роскоши, и зачастую это вопрос имиджа и личного комфорта. При этом приобретение машин за наличные средства выросло.
В нашем сегменте мы замечаем спрос на прямую покупку изъятой техники. Стоит отметить, что предприниматели продолжают пользоваться лизингом – в частности, чтобы не попадать под повышенный налог. Стабилен и спрос на спецтехнику: как правило, ее приобретают по контрактам, и деваться тут некуда. Мы считаем, что это направление пострадало меньше, чем многие другие.
Реклама – под учет
В 2022 году начали действовать поправки к закону «О рекламе», согласно которому все рекламные креативы в интернете должны содержать соответствующую пометку, а данные о них необходимо передавать в надзорные органы.
Закон был резонансным. Бизнес столкнулся с новыми правилами, понятиями и обязанностями. А с 1 сентября 2023 года вступили в силу штрафы за неправильную маркировку: их размер может достигать 500 тыс. рублей.
– В связи со вступлением в силу закона все, кто дает рекламу, производит ее или как-то иначе касается рекламной цепочки, столкнулись с рядом сложностей. В первую очередь, для нас, работников СМИ, к традиционным этапам подготовки рекламы добавились дополнительные: получение токенов, передача данных в ОРД. А это требует специальных знаний, усилий, времени и финансовых затрат. Не было и понимания, какие материалы нужно маркировать, а какие нет.
Мы начали готовиться задолго до вступления в силу системы штрафов. Смотрели вебинары и записи круглых столов с участием РКН, изучали дополнительные материалы от ФАС, обменивались опытом с коллегами из федеральных изданий. Наш штатный юрист проводила еженедельные обучения. Поэтому когда многие рекламораспространители еще только «окунались в новую реальность», мы уже плавали в ней как рыба в воде.
Сейчас процесс маркировки у нас отлажен. В нем задействованы сотрудники редакции, отдела продаж и юристы. За пару месяцев нам удалось объяснить и клиентам, что в новом законе нет ничего страшного, а все обязательства по маркировке мы берем на себя. К тому же на фоне роста трудозатрат мы не стали поднимать ценники, а даже, наоборот, начали чаще проводить акции.
Внимание на недвижимость
В сентябре 2023 года ульяновцы узнали о результатах проведенной переоценки кадастровой стоимости объектов недвижимости. В нашем городе она не происходила 11 лет, и грядущие изменения грозили повысить налоги на коммерческие площади в несколько раз, что повлекло бы и рост цен на товары и услуги для конечных потребителей.
– В начале года областное Минимущество опубликовало информацию о том, что планирует проводить новую кадастровую оценку. Кто-то увидел, кто-то нет. К нам массовые сигналы от предпринимателей начали поступать в начале осени, когда они увидели результаты этой оценки и поняли, что возросший в несколько раз налог на имущество нужно будет платить уже в следующем году.
Физлица вопрос почти не затронул, там рост налога незначителен: в отношении простых граждан есть законодательно установленное ограничение на повышение (не более 10%), а также действуют льготы. Промышленников, владельцев производственных, складских и прочих объектов это тоже не затронуло: там налоги взимаются от остаточной или балансовой стоимости. Больше всего изменения коснулись собственников торговых и офисных помещений. Когда они увидели суммы налога, выход у них был только один – или избавляться от объекта, или трубить во все колокола.
Мы разбирали много случаев: иногда фиксировалось повышение в 100 раз! При этом порой оценка была, мягко говоря, спорной: полуразрушенные или непригодные к использованию объекты, продать которые не представляется возможным, стали сопоставимы по цене с новыми зданиями.
Предприниматели – люди активные, и они предали дело огласке. Конечно, активная позиция бизнес-сообщества повлияла на то, как в итоге все решилось.
Губернатор установил мораторий: результаты новой кадастровой оценки не будут применяться для формирования налогооблагаемой базы в следующем году. То есть предприниматели заплатят налог по-новому только в 2025-м. Таким образом, обеспечен переходный период. Но было сразу очевидно, что это мера временная, потому что проблема системная. Сейчас принято решение, что Ульяновская область будет выходить на федеральный уровень с инициативой по установлению предельно допустимого порога роста по налогу на имущество для предпринимателей при изменении кадастровой оценки. Деловые объединения полностью это решение поддерживают.
Автомобильный вопрос
С 1 августа 2023 года вступило в силу положение об индексации утилизационного сбора на импортируемые машины. Изначально направленное на юридических лиц, оно ударило по всем: в конце октября россияне стали массово жаловаться на то, что при регистрации им необходимо было выплатить сумму, равную, а иногда и превышающую стоимость автомобиля.
– Дилерские центры как юридические лица ощутили индексацию сильнее всех. Ведь физлицо, везущее из-за рубежа автомобиль для личного пользования и не планирующее продавать его в ближайший год, все еще имеет право на льготную ставку. Мера была нацелена на усложнение жизни перекупщикам. Иными словами – правительство начало перекрывать серый параллельный импорт.
При этом утверждать, что утильсбор как-то повлиял на продажи, будет неправильно. Да, цены на некоторые бренды у нас поднялись на 5–15%. Но рынок все еще восстанавливается после длительной стагнации, поэтому такие подорожания пока не сильно влияют на спрос. С оговоркой: в данный момент.
Фото предоставлено экспертами