Живем селом
Фото: freepik
В рамках реализованных инвестиционных проектов ООО «Агрофирма Дворянская» в Радищевском районе провело модернизацию и открыло цех по производству растительного масла холодного отжима, а также цех по изготовлению мешкотары. В Тереньгульском районе ООО «Молвино Агро» совершило модернизацию элеватора и установило зерносушильное оборудование. В Мелекесском районе ООО «Хмелевское» построило завод по переработке молока с выпуском различной продукции, включая кефир, ряженку, сметану и творог – все предназначено для магазинов и торговых точек Димитровграда, а также для продовольственных ярмарок.
В Чердаклинском районе были реализованы два проекта, одним из которых стал экскурсионно-туристический комплекс рыболовного клуба «Янтарный ручей» с выставочным комплексом «Акваферма» и тремя прудами для выращивания рыбы. На 2024 год в инвестиционном портфеле региона – 40 проектов на общую сумму 20,9 млрд рублей на разных стадиях реализации.
Валовой сбор зерна в регионе составил 1,9 млн тонн, что, как отметил и.о. министра АПК и развития сельских территорий Ульяновской области Алексей Леушкин, полностью покрывает продовольственную безопасность региона и создает возможности для экспорта продукции в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
На прошедшем еще в ноябре совещании с сельхозпроизводителями глава региона подчеркнул важность продолжения поддержки сельского хозяйства, сообщив о формировании бюджета на 2024 год и о задаче по наращиванию доходной части бюджета для направления дополнительных средств в сельское хозяйство и производство продуктов питания. Ожидается получение федеральной поддержки для реализации зерновых культур.
Новый экспортный год в регионе начался с отправки первых партий зерновых продуктов в страны ближнего зарубежья и в Калининград. Под контролем специалистов Россельхознадзора было экспортировано 1,6 тысячи тонн продовольственной пшеницы в Казахстан, около 470 тонн пшеничной муки в Афганистан, 200 тонн пшеничных отрубей в Киргизию, а также 760 тонн пшеницы в Калининград. Зерно является основным экспортным продовольственным товаром для Ульяновской области. Также на заграничные рынки отправляются рыбная и молочная продукция, крупы, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки. По итогам 2023 года регион добился значительного роста показателей в реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Основной проблемой остается логистика: из-за переориентирования на восток и сопутствующего отставания в развития транспортных сетей, многие проекты недополучают свою выручку.
Кирилл Белоус, ТЛК ВЛ ЛОДЖИСТИК:
- Мы работаем на рынке перевозок сельскохозяйственных грузов более 10 лет. Основная проблема в перевозке грузов сельскохозяйственного назначения - нехватка подвижного состава. На сети железных дорог действует практический запрет на прогон порожнего состава, это осложняет использование специализированных вагонов-хоперов и крытых вагонов. Сельхозпроизводители не могут вывезти продукцию к потребителю или перерабатывающему заводу в другой регион.
Использование автоперевозок тоже является весьма спорным решением. При перемещении грузов на расстояние свыше 500 км такие дешевые грузы, как кормовые шрот, жмых, продукты переработки, и некоторые недорогие сельскохозяйственные культуры становятся для заказчика «золотыми». Производители переориентируются на местные перерабатывающие заводы, сокращая транспортную составляющую. Мы как логисты выходим из положения с помощью универсального подвижного состава. Для масла используем флекситанки, для насыпных грузов и зерна – вагонные и контейнерные вкладыши. Это позволяет пользоваться полувагонами и контейнерами для перевозки пищевых, жидких, гигроскопичных грузов. Таким же способом грузы отправляются на экспорт. За 2023 год у нас вышло более 5000 контейнеров и 500 полувагонов таких отправок.
Свободным отправкам через Казахстан препятствует загрузка казахстанских железных дорог и более слабая инфраструктура, чем в РФ. Логистика в России переориентирована с Запада на Восток, но экспортные пути осложнены загрузкой Восточного полигона. Разрешения на отправку на сети выдаются согласно таблице приоритетов, и сельскохозяйственные грузы, увы, далеко не на первом месте.
Игорь Носырев, заместитель директора по агрологистике АО «РЖД Логистика»:
- За прошедший год логистика продукции АПК адаптировалась к новым геополитическим реалиям и перестроилась в соответствии с актуальными потребностями грузоотправителей. Вслед за отечественными производителями транспортно-логистическая отрасль сместила фокус на сотрудничество с партнерами из Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, что определило особую востребованность восточного и южного направлений грузоперевозок. Обширная маршрутная сеть экспортно-импортных перевозок продовольственных товаров сформирована при участии нашей компании в сообщении Россия-Китай.
«РЖД Логистика» продолжает запускать ускоренные железнодорожные сервисы в рамках проекта «Агроэкспресс». Так, в этом году подключили к карте маршрутов китайские города Сиань и Циндао – крупнейшие экономические центры Китая, перспективные для поставок продукции АПК как в экспортном, так и импортном сообщении. Ощутимо растет количество отправок в Чэнду – полносоставные рефрижераторные поезда регулярно отправляются со станции Чехов транзитом через Казахстан. Параллельно с географией перевозок расширяется номенклатура грузов. Помимо мясной и куриной продукции, спрос на которую в Китае традиционно высокий, на экспорт отправляются мороженое, хлебобулочные и кондитерские изделия. Не менее перспективным для перевозок продукции АПК регионом является Юго-Восточная Азия. В частности, мы активно работаем над развитием мультимодальных сервисов в направлении Вьетнама. Особое значение сегодня приобрел южный вектор доставки продовольственных товаров через МТК «Север-Юг». Масштабирование сервиса «Агроэкспресс» на страны-участницы данного коридора позволит наращивать объемы отправок в Иран, Индию, страны Персидского залива с перспективой продления маршрута до Северной и Восточной Африки.