С точки зрения морали
Фото: freepik.com
Этика становится обязательной
Ольга Звагольская, руководитель инсорсинговых направлений ГК ITGLOBAL.COM:
- Ценности и этика в современном мире становятся все более важными для бизнеса. Наша мораль и характер играют огромную роль в том, как нас воспринимают другие, и то же относится и к бизнесу. Подходы компании, изложенные в ее локальном Кодексе деловой (корпоративной) этики, могут создать уникальное восприятие в сознании клиентов, сотрудников, инвесторов и у широкой общественности. Это набор моральных стандартов и практик, которыми руководствуется компания на основе принципов уважения, справедливости, доверия и ответственности.
Этика компании отражает общепринятые принципы, заложенные основателем. Она охватывает мораль бизнеса, которая определяет решения и действия руководителей. Поэтому сюда также входит взаимодействие бизнеса с клиентами, то, как он коммуницирует с другими предприятиями и правительством, а также как обращается со своими сотрудниками. Ни для кого не секрет, что компании с высоким уровнем благосостояния сотрудников привлекают лучшие таланты, в которых сейчас все мы испытываем дефицит и за вовлеченность которых так яростно боремся. Обеспечение подобного уровня повышает производительность труда и побуждает сотрудников оставаться верными видению бизнеса в долгосрочной перспективе.
Компания, которая хорошо относится к своим клиентам и имеет прозрачную операционную систему, обычно развивает с людьми долгосрочные отношения. Это обеспечивает доверие аудитории к бизнесу, его продуктам или услугам. Деловая этика также помогает поддерживать репутацию бизнеса среди инвесторов, которые стремятся к прозрачности в деловых отношениях компании. Другими словами, им нравится точно знать, для чего используются их деньги.
Этический кодекс важен, поскольку он четко определяет правила поведения компании и формирует основу для предупреждения нежелательных действий отдельно взятыми сотрудниками. Чтобы обеспечить соблюдение целей и принципов кодекса, некоторые компании назначают специалиста по соблюдению этих требований. Этому человеку (Chief Compliance Officer - CCO) поручается быть в курсе изменений в законодательстве и локальных нормативных актах компании и контролировать поведение сотрудников, а также поощрять их лояльность к соблюдению правил.
В Российской Федерации комплаенс-культура в первую очередь появилась в области инвестиций, финансовых организаций и банков, затем – в области здравоохранения и фармацевтики. С началом стабильного развития современного отечественного ИТ-сектора комплаенс стал развиваться и в ИТ-сфере: сознательно в настоящее время компании пока проходят только начальные стадии этого процесса. Во многом это усложняется тем, что сейчас в России нет хорошего обучения комплаенс-специалистов, нет стандартов и системы повышения их квалификации, и эти знания мы сейчас можем брать и перенимать только у сотрудников, ранее работавших в иностранных компаниях на территории Российской Федерации, в компаниях с «головой» за рубежом. Да даже толкового перевода слова compliance, вошедшего в гражданский оборот, в России пока нет.
Наша компания имеет достаточно развитую compliance-структуру локальных нормативных актов, но во многом благодаря тому, что мы работали с иностранными предприятиями и перенимали их лучшие практики.
Даже компании, которые не видят смысла в принятии таких документов, создают compliance-систему из-за того, что множество крупных организаций требует весь этот набор документов для участия в конкурсах на заключение контрактов с ними. То есть наличие подобной культуры у компаний-партнеров интересно и необходимо заказчику.
Ветер compliance-культуры всегда дул из-за рубежа, а начинался он с коррупционных скандалов в Америке. А сейчас наличие развитой compliance-системы становится актуальным и в России.
Трудности взаимопонимания
Николай Моженков, аналитик, инвестор, предприниматель, партнер БКС и Совкомбанка, президент закрытого клуба CONCLAVE PREMIUM:
- Сложно определить универсальные правила этики: даже в рамках одной страны они разнятся от города к городу, от одного сектора бизнеса к другому. Здесь многое зависит от культуры, взаимоотношений, других специфик: для IT это одни правила, для производства – другие.
Письменная фиксация
Бизнесы строится разными людьми: они и прописывают корпоративное право, этику, договоры, в том числе трудовые, акционерные соглашения, уставы компаний. Но все нюансы прописать невозможно, и потом всегда появляются какие-то вопросы.
Поэтому самое оптимальное решение при любых взаимоотношениях – максимально прозрачно все проговорить, а также прописать, прибегнув при этом также к услугам юристов. Так у обеих сторон будет четкое понимание, на что они согласились и что должны сделать для выполнения договоренностей.
Это касается взаимоотношений с сотрудниками, партнерами, клиентами. К примеру, IT-компания прописывает договор, в котором указывается, что хочет получить подрядчик и что для этого должна выполнить исполняющая сторона.
Еще пример: когда расходятся партнеры, все возникающие в связи с этим проблемы переходят в юридическую плоскость. Начинаются разбирательства, кто сделал больше, кто меньше, кому причитаются средства. Все это легче сделать, если ответственность прописана заранее.
Особенности IT-компаний
Если говорить об IT-сфере, то здесь к ответственности компаний добавляются также требования защиты персональных данных, соблюдение норм информационной безопасности и этических принципов в отношении клиентов и партнеров.
Проблема интерпретации
Но даже если все нормы прописаны, приходится учитывать проблему интерпретации, «кодирования-декодирования»: часто бывает так, что даже написанное ТЗ исполняется не в точности, так как исполнитель понял задание по-своему.
То же самое происходит и при найме сотрудников: иногда условия работы оказываются не такими, какими представлялись сначала – и это одна из причин такой проблемы, как текучка кадров.
Зачастую такие вещи решаются через суд, который будет определять, насколько были выполнены обязательства перед клиентом, работником, деловым партнером. Суд делает это исходя из договорных отношений – вот почему важно прописывать все нюансы. Но даже юридические языки могут разниться в зависимости от компании, и разные договоры составляются по-разному, а на их редактирование уходит много времени.
Поэтому, хотя все нюансы предусмотреть невозможно, нужно стараться это делать, особенно если речь идет о крупных компаниях.
О комплаенсе
В современном бизнесе комплаенс необходим: его должны проходить и сотрудники, и клиенты. Нужно проверять кандидатов, а также будущих партнеров, подрядчиков, клиентов, контрагентов. В этом отношении можно сотрудничать с налоговой, использовать службу безопасности.
Перед началом работы стоит выяснить, есть ли у партнеров или контрагентов проблемы с законом, долгами; в некоторых случаях важно учитывать санкционный комплаенс, соблюдение антикоррупционных и антимонопольных законов.
Цифровая доступность
Евгений Громаковский, CEO корпоративного мессенджера Compass:
- Проверка добропорядочности партнеров или подрядчиков, контроль за соблюдением законодательства – для российских компаний явление не новое. Комплаенс нужен прежде всего, чтобы убедиться, что сотрудничество принесет ровно тот результат, которого ожидает бизнес, и не станет причиной проблем. Желание получить надежного партнера – абсолютно нормальное, и оно основано на институте репутации, который существовал всегда.
Только теперь в традиционном бизнесе добавились еще и специальные юридические сервисы. В них можно по реквизитам убедиться, что у потенциального партнера нет судебных прецедентов или, например, что у учредителя нет фирм-однодневок. Анализ этих прямых и косвенных признаков помогает до заключения сделки предположить, насколько будут оправданы ожидания бизнеса.
Если же мы говорим про IT-бизнес, репутация там строится иным образом.
Во-первых, это небольшая информационная среда в масштабах страны, люди друг друга знают. Во-вторых, взаимодействие по большей части происходит в интернете, многие компании строят коммуникацию с аудиторией в СМИ, блогах и социальных сетях.
Надежность партнера в IT определяется не только проверкой юридических аспектов – это только вершина айсберга. Много внимания уделяют репутации компании в сети: кейсам, публичным скандалам, аккаунтам в социальных сетях и тому, как потенциальный партнер взаимодействует с заказчиками в публичном поле.
Репутация в интернете гораздо более прозрачная, чем в традиционном бизнесе, за счет того, что IT-компании больше внимания уделяют внешним коммуникациям в сети. Как правило, десятиминутного анализа уже достаточно, чтобы сформировать первичную картину и понять, стоит ли начинать сотрудничество.
Однако поиск информации по юридическим базам и мнение других владельцев бизнеса тоже важны, потому что помогают оценить потенциального партнера или подрядчика более объективно.