Фотограф Дарья Сон: «На каждого творца найдется своя аудитория»
Фото: архив Дарьи Сон
- Расскажи, как началась твоя карьера в фотографии?
- У родителей, когда мне было лет 10 или 11, появился цифровой фотоаппарат. Самый простенький, с несколькими режимами. И я начала постоянно что-то снимать. Сперва домашние цветы, потом подруг. Через какое-то время, когда у всех уже были телефоны с камерами, стала выкладывать в соцсети. Тогда через них еще никто не продвигал себя, фото публиковали просто ради эстетики и не больше.
Через какое-то время я поняла, что мне все-таки нравится заниматься именно фотографией. На старой работе к тому моменту я сильно перегорела, поэтому решила уволиться и начать заниматься тем, что люблю. Это было где-то в 2020 году.
- Твоя настоящая фамилия - Табакова. Почему используешь псевдоним?
- Раньше я увлекалась ловцами снов и делала их на заказ. Чтобы клиентам было проще меня находить, подписалась ВКонтакте как Дарья Сон. Сейчас привыкла, и менять не хочется.
- У тебя необычный стиль.
- Смотря что понимать под обычным. Я отображаю, что вижу и как вижу. Мне хочется запечатлеть красоту человека и мира вокруг него. Нет такого, чтобы я намеренно выбирала какие-то определенные цвета. Просто во время съемки включается вот это творческое видение, и получается то, что получается. Другой фотограф в тех же условиях с тем же человеком сделал бы совершенно другие кадры, но не потому, что он решил работать в этом стиле, а потому, что таково его восприятие.
- Кто приходит к тебе на съемки?
- Чаще всего это девушки от 20 до 40. Иногда бывают пары, семьи – очень редко. То есть обычно я занимаюсь все-таки женским портретом.
- А как они узнают о тебе?
- Через социальные сети и сарафанное радио. У нас не так много вариантов продвижения, в основном только интернет.
- Как вообще проходит твоя съемка, начиная с момента, когда человек пишет тебе впервые, и заканчивая моментом, когда ты отдаешь фотографии?
- После того, как мне написали, есть два варианта. Либо человек обращается уже с каким-то запросом или идеей, которую ему хочется реализовать. Тогда мы знаем примерный контур съемки, цвета, акценты... Либо человек пишет, потому что просто хочет фотосессию, а я уже помогаю со всем остальным.
От того, насколько тщательно мы готовимся, зависит, насколько комфортен будет весь процесс и успешен результат.
За четыре года работы я поняла, что самые лучшие съемки – это те, когда клиент заранее проговаривает, какие он хочет фотографии и для чего они ему нужны.
Потом я помогаю найти студию, советую визажиста, стилиста. Затем мы, уже готовые, встречаемся на самой съемке, обычно чуть заранее, и знакомимся. Я уверена, что когда человек фотографируется впервые (или у нового фотографа), лучше встречаться чуть раньше, хотя бы за полчаса, чтобы успеть наладить контакт. Потому что оказавшись перед камерой, еще и с незнакомым человеком, можно начать зажиматься. А заложив предварительные полчаса на общение мы приступаем к съемке уже расслабленные и нацеленные на максимально хороший результат.
В процессе я подсказываю как позировать, куда ставить ноги, куда девать руки… В общем, стараюсь максимально снять с человека ответственность за итог. Единственное, что зависит только от самой модели, это то, как она себя в целом воспринимает. Фотограф не в силах изменить склонность к самокритике и нелюбовь к себе на фотографиях в обычной жизни.
- А как же фотошоп? Это ведь еще одна компетенция, в которой фотографы, как известно, гуру.
- Бывает, когда человеку не нравится что-то конкретное. Например, большие уши. Тут можно прическу подобрать такую, чтобы их не было видно. То есть выбранный образ на фотографии способен сместить акцент с недостатков – каких-то косметических. Но глобально изменить мышление человека мы не в силах.
Фотошопом я стараюсь не злоупотреблять. Все-таки моя задача – показать естественную красоту человека.
- Есть такой стереотип, что фотограф – это человек с огромным фотоаппаратом, такой же огромной вспышкой, отражающим экраном и другими техническими штуками. И вообще он такой технологичный, вечно загруженный каким-то багажом. Как обстоят дела у тебя?
- У меня камера Fujifilm, она достаточно компактная и легкая. У нее отличная цветопередача, чего в большинстве случаев бывает достаточно. Со вспышкой я работаю редко. Но техники, конечно, много: пара объективов, линзы, светоотражатели… Ее наличие зависит, прежде всего, он задач конкретной съемки. К тому же, сейчас в студиях очень много оборудования.
- Расскажи про свою самую необычную съемку
- Пожалуй, одна из самых нестандартных и запоминающихся фотосессий была в болоте. Клиентка хотела сняться в стиле бохо, в земле, причем не в обычной, а в густой, глинистой грязи. Чтобы образно показать единение с землей и природой.
Мы поехали в Винновскую рощу. По счастливому стечению обстоятельств нашли заболоченное место, которое, кстати, сейчас осушается.
Модель была в высоких сапогах, шортах и красивом топе, абсолютная готовая к этой авантюре. Я же надеялась, что мне удастся отсидеться на берегу, но в итоге, конечно же, тоже пришлось зайти в болото. Кстати, стоя очень ощущалось, где я нахожусь. Это тот самый момент, когда съемка затягивает – и в буквальном, и в переносном смысле. Каждые пару минут приходилось переходить с места на место, потому что я медленно погружалась.
В конце фотосессии мы обе были в грязи с головы до ног.
Начинает темнеть. Густой парк, закат, издалека доносятся звуки дискотеки... Из болота вылезают две девушки и босиком идут к ручью отмываться в ледяной воде.
Встречные люди поглядывали косо. Но снимки, конечно, получились великолепные.
- Ты сейчас работаешь как самозанятая. Как тебе НПД?
- Пару лет назад, когда я думала, что придется оформить самозанятость, было страшно. Казалось, что это постоянные обязательства, бумаги, в которых черным по белому написано, кто ты и чем занимаешься. Но на деле все оказалось, конечно же, проще и удобнее.
К тому же, есть еще один специфический момент. В определенных кругах консервативных родственников порой считается, что фотограф – это не профессия, а хобби. А когда у тебя есть официальная оформленность, это дает тебе право сказать, мол, вот, смотрите, все серьезно, я этим зарабатываю и плачу налоги (улыбается).
- Что ты считаешь своей самой большой неудачей?
- У фотографов есть такой профессиональный момент: мы очень внимательно следим за тем, какие интерьеры в местных фотостудиях, что там происходит, какие фоны и техника. И ко мне на съемку записалась женщина, которая, как оказалось, уже забронировала площадку. Эта фотостудия была не самым удачным вариантом, но мы уже не успевали найти другой вариант. А когда я приехала туда, выяснилось, что семейная фотосессия на полтора часа предполагает съемку... Кажется, там было 12 человек. Несколько взрослых, несколько детей (с невероятным диапазоном возрастов).
Конечно, большое количество людей – это тоже норма, но все же лучше оговаривать заранее. Если речь идет о семейной сьемке, что вы представляете? Мама, папа, пара детей. А тут дюжина человек в неудачной студии с плохим, как выяснилось, светом. К тому же мои заказчицы, две сестры, принесли с собой по три образа. Это, разумеется, тоже не было оговорено заранее. Кроме того, младшие члены семьи совсем не горели желанием фотографироваться, что весьма усложняло ситуацию.
Мы выжали из этой съемки все, что было возможно. Я отдала в два раза больше фотографий, чем обычно. Но большой радости от этого всего не получил никто из нас.
Оглядываясь на эту ситуацию сейчас, думаю, что нужно было отказываться. Я не заинтересована в том, чтобы обманывать ожидания заказчиков, потому что их удовлетворение – показатель моего профессионализма.
Вывод был таков: спешка – худший враг качества, и лучше десять раз спокойно все обсудить, чем затем жалеть о потраченном времени и средствах.
- Что еще является для тебя критериями успеха?
- Во-первых, когда на этапе предварительного обсуждения идеи она одинаково нравится и мне, и клиенту. Во-вторых, когда процесс съемки радует нас обоих. И в-третьих, когда мы оба довольны результатом.
- Какие тренды в фотографии появились сегодня?
- Сейчас развивается тренд на пленочную обработку. Это отчасти похоже на мой стиль, так что можно сказать, что я в тренде (улыбается). Хотя снимала так еще три года назад.
Есть еще интерес к такому советскому флеру, к краскам и образам 80-х и 90-х. Я думаю, мы будем наблюдать это еще год или полтора.
- Фотография – это все-таки искусство или коммерция?
- Это искусство в коммерции. Например, сейчас я готовлю съемку, которая будет в нестандартном образе, с необычным макияжем и украшением на голове, которое, кстати, делается своими руками прямо сейчас. Но при этом мне заплатят за это деньги.
Я не верю, что нельзя получать деньги за то, что ты любишь. На каждого творца найдется своя аудитория, которая оценит именно его подачу и видение. Поэтому если ты занимаешься тем, что тебе действительно нравится, и это нравится кому-то еще, то не вижу ничего плохого в том, что тебе за это хотят заплатить. Особенно если ты делаешь это хорошо.