€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Дыхание гранитных набережных
Фото: Анастасия Стяглова
Санкт-Петербург, безусловно, город, который раз в жизни должен увидеть каждый. Историческая его часть – музей под открытым небом, где каждый камень обладает своей собственной историей, а каждое здание – архитектурный памятник, будь то дворец графа Шереметева или обычный жилой дом. Взгляд не может остановиться на чем-то одном с момента выхода из метро. Мечется в поисках таблички с историческими сведениями, останавливается на лицах греческих и римских богов, украшающих фасады, пытается разом охватить всю развернувшуюся перед ним историческую ткань. Это невозможно, конечно, но все равно Санкт-Петербург создан для того, чтобы им любоваться. Искать детали.
Невской тропой
Любой путешественник начнет свое изучение города с главной его артерии – Невского проспекта. Шумного и людного, начинающегося от Александро-Невской лавры и уходящего в здание Адмиралтейства, с сердцем на Дворцовой площади. Нет смысла перечислять все расположившиеся здесь архитектурные памятники или другие объекты культуры – с этим справится не каждый историк.
Хотя культовыми символами являются, конечно, Казанский собор, к сожалению, нуждающийся в серьезной реставрации из-за хрупкости использованного при отделке материала, Аничков дворец и дом компании «Зингер», известный также как Дом книги.
Последний – шестиэтажное здание с мансардой в стиле модерн – стал первым в городе строением с металлическим каркасом. Фигуры на его фасаде выполнены в технике выколотки под «зеленую бронзу». В 2022 году после сложных судебных тяжб между собственником и арендатором здесь был вновь открыт «Дом книги», где место туристических путеводителей и сувениров заняли книги независимых издательств и петербургских авторов.
Особое место в визуальном полотне Невского занимает Санкт-Петербургский Торговый банк, или доходный дом М. И. Вавельберга. Мрачное здание из темно-серого гранита отсылает к архитектуре эпохи венецианского Возрождения, ряд элементов скопирован с Дворца дожей. Оно – и акцент, и «бельмо на глазу» у всякого туриста, отлично отражающее тот Петербург, который видят жители города ежедневно – прекрасный образец градостроительства среди свинцовых туч и вод Невы.
Разумеется, Невский проспект не ограничивается только сам собой – отсюда можно свернуть на набережную Фонтанки, прогуляться по вдоль Мойки до дома, где скончался Александр Сергеевич Пушкин. Или дойти до Инженерного замка, последнего пристанища императора Павла I.
А вот закончить прогулку по Невскому желательно ближе к вечеру, чтобы полюбоваться, как разводят Дворцовый мост. Зрелище, как и задумано, впечатляющее. Оно привлекает к себе туристов в любое время года, кроме зимы, когда навигационный период остановлен. В Санкт-Петербурге его обычно закрывают в конце ноября, а открывают – в апреле.
Синдром Эрмитажа
Одним из ключевых пунктов каждого путешественника в Петербург является, конечно, Эрмитаж, один из крупнейших в мире музеев с богатейшей коллекцией шедевров искусства и памятников истории. Не надейтесь обойти его за день – это невозможно физически, даже если прийти сюда с утра с твердым намерением обойти все залы: их огромное количество, и организованы они хитро и запутано – в лучших традициях королевских дворцов.
Если вкратце, первый этаж музея представляет собой комплекс экспозиций, посвященных мировому наследию от эпохи палеолита до искусства древней Италии. Любителям Древнего Египта понравится соответствующая экспозиция, где представлены образцы письменности и даже настоящая мумия.
На втором этаже Эрмитажа располагаются и Малая (Сретенская) церковь, и Малахитовая гостиная супруги Николая I, и Петровский (Малый тронный) зал. В них до сих пор чувствуется дыхание той страны, что существовала до Великой октябрьской революции – Российской империи в ее роскоши и золоте. Второй этаж, впрочем, один самых сложных этапов для туриста – экспозиций тут много, как постоянных, так и временных, коридоры еще запутаннее, а галереи впечатляют своей красотой. Здесь же хранятся и жемчужины музейного фонда – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» кисти Леонардо да Винчи, а также «Святой Себастьян» работы Перуджино.
На третьем этаже расположена Запасная галерея европейской живописи XVII—XVIII веков, Запасная галерея памятников искусства Центральной Азии II—XIX веков, Запасная галерея европейской живописи, Запасная галерея памятников искусства Центральной Азии. Здесь же можно ознакомиться с древнекитайскими фресками и скульптурами Юго-Восточной Азии.
Лучше всего заранее выбрать этаж по собственному вкусу и посвятить весь день ему, потому что только так можно уделить достаточно времени самым интересным для себя экспонатам.
В жизни, не на фото, каждая из картин или наборов императорской посуды выглядят не так, как на знакомых с детства фото – можно рассмотреть мельчайшие детали и мазки кистей. К тому же, есть опасность (и это не художественное преувеличение) ощутить на себе так называемый синдром Стендаля – вплоть до обморока и панической атаки просто из-за переизбытка прекрасного вокруг.
Обратная сторона
Петербург в его золоте и роскоши известен каждому. Смотрит с открыток, страниц путеводителей и рекламных буклетов турагентств. Но что с Петербургом другим? Том, в котором живут обычные люди, а не восхищенные приезжие?
Чтобы познакомиться с его жизнью (не самой современной – ведь технологичное настоящее окружает нас уже везде), а той, конца XIX-начала XX века, лучшим вариантом станет Васильевский остров. Спальный район, выстроенный не по улицам, а по линиям, в период навигации отрезаемый от остального города в силу его расположения, встречает непривычной после Невского проспекта тишиной и простотой. Здесь – обычная, даже немного депрессивная в осенне-зимний период жизнь течет своим чередом. Здесь – вкусная еда на местном фудкорте и невероятная кинематографичность. И здесь же в изобилии – те самые дворы-колодцы, через которые можно сократить себе путь в несколько раз. Главное – не заблудиться. Именно сюда уже после первого визита хочется возвращаться снова и находить среди простой жизни интересные места. Например, аптеку доктора Пеля с ее мистической историей и даже легким налетом теории заговора. Или знаменитый Василеостровский рынок, когда-то бывший таковым в прямом смысле, а теперь превратившийся в модный фудкорт со стритфудом всего мира.
Разумеется, и здесь без высокой архитектуры никуда: именно на Васильевском острове было построено первое каменное здание города – Меншиковский дворец, выполненный в стиле петровского барокко. Здесь же располагается и знаменитое Здание Биржи – центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова с расположенными напротив ростральными колоннами. Весь комплекс отражает идею морского могущества России и самого Петербурга. Но в случае с «Васькой» с них стоит только начинать. После чего свернуть на одну из линий и вдосталь надышаться морским воздухом, проходящим сквозь улицы с Финского залива.