€ 105,45
$ 97,83
¥ 13,59
ESG: от принципов к инвестициям
Фото: freepik
Для бизнеса, стремящегося к высокой ESG-оценке, важно соответствовать требованиям в трех областях: социальной, управленческой и экологической.
Экологические принципы определяют, насколько компания заботится об окружающей среде и принимает меры по сокращению негативного воздействия на экологию.
Социальные принципы отражают отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям. Бизнесу необходимо усердно работать над улучшением условий труда, поддерживать гендерный баланс и инвестировать в социальные проекты. Например, в некоторых компаниях часть выручки от продажи товаров перенаправляется на повышение заработной платы сотрудников до уровня прожиточного минимума.
Управленческие принципы касаются качества управления в компаниях: отчетности, зарплат менеджмента, рабочих условий, взаимоотношений с акционерами и мероприятий по противодействию коррупции.
Значимость каждого из принципов может различаться в зависимости от сферы деятельности. Например, для энергетических компаний особенно важны экологические критерии, для сферы услуг – социальные, а для финансовой сферы – управленческие.
Финансовые институты также применяют ESG-подход к выбору инструментов в инвестиционном процессе. Крупнейшие банки активно внедряют ESG-оценку заемщиков в кредитный процесс, и еще 20% планируют это сделать в ближайшем будущем.
Доля зеленых инвестиций растет
Для компаний соблюдение принципов ESG становится все более важным из-за увеличения доли инвестиций, ориентированных на ESG, особенно среди крупнейших институциональных инвесторов. Согласно исследованию PwC, к 2025 году управляемые фонды ESG будут контролировать больше активов, чем другие, не ориентированные на ESG, и доля фондов ESG на рынке вырастет до 57%. По сути, компании, не соответствующие стандартам ESG, проигрывают долю на рынке инвестиций, что может отрицательно сказаться на рыночной капитализации.
Согласно последнему исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2023 году российский рынок ESG-финансов увеличился почти до 500 млрд рублей. Высокая ключевая ставка существенно повлияла на планы эмитентов, но интерес к устойчивому финансированию продолжает расти – в основном за счет энтузиазма и планов госсектора. Несмотря на то, что некоторые эмитенты задержали выпуск ESG-облигаций из-за высокой ключевой ставки и отсутствия финансовых стимулов, объем рынка ESG-бондов увеличился на 27% к концу 2023 года, достигнув 489 млрд рублей. Были проведены девять новых выпусков ESG-облигаций, включая внебиржевые зеленые народные облигации на суммарное значение в 142,8 млрд рублей.
В 2023 году главным событием в этой отрасли стал выпуск зеленых облигаций ВЭБ.РФ. Прогнозируется не менее пяти размещений в 2024 году, при этом объем рынка не должен превысить 550 млрд рублей из-за новых размещений и погашений. Крупные сделки могут существенно изменить этот показатель, хотя предвидеть аппетит к таким сделкам невозможно.
Скептицизм компаний по отношению к ESG-заимствованиям остается высоким. В опросе, проведенном среди компаний, 82% заявили, что не планируют выпускать ESG-облигации в долгосрочной перспективе. 21% респондентов выразил недовольство отсутствием государственной поддержки в части возмещения расходов на верификацию.
Повышение ключевой ставки Банка России стало основным ограничивающим фактором для выпуска ESG-бондов. Несколько запланированных на вторую половину 2023 года выпусков были отложены из-за этой причины. На пресс-конференции в феврале 2024 года регулятор заявил о возможности снижения ключевой ставки: предполагается постепенное возвращение ее к нейтральным значениям. Для решения о выпуске ESG-облигаций 58% респондентам, согласно опросу, требуется ставка менее 8%, что, по прогнозу Банка России, должно произойти не раньше 2025 года.
Тренд-факторы ESG
В 2024 году российская повестка в области ESG развивается в соответствии с тремя принципами: адаптацией, синхронизацией и синергией.
Первый принцип связан, преимущественно, с проблемами изменения климата. Россия продолжает осуществлять план адаптационных мер, в которые вошла разработка механизмов страхования от рисков стихийных бедствий и внедрение цифровых сервисов. Принята новая климатическая доктрина, цель которой – достижение углеродной нейтральности к 2060 году.
Принцип синхронизации направлен на выработку единых международных стандартов регулирования. Банк России опубликовал рекомендации относительно раскрытия финансовыми организациями информации в области устойчивого развития, разработки методологии и присвоения ESG-рейтингов и учета климатических рисков, а также рекомендации Минэкономразвития России относительно раскрытия нефинансовой отчетности. Все эти инициативы основаны на международных стандартах и практиках МСФО S1 и МСФО S2, которые получили поддержку от 400 организаций.
Синергия предполагает взаимодействие технологий и принципов ESG. Новый термин – ESGTech – становится неотъемлемой частью повестки дня. Ожидается, что цифровые решения станут ключевым стимулом для перехода к чистой энергетике. Важными станут решения по оценке углеродных хранилищ, обмену информацией по углеродному следу продукции, выявлению незаконных свалок, прогнозированию рисковых событий из-за климатических изменений и расчету их экономических последствий, а также по ряду других вопросов.
Согласно статистике основных финансовых институтов России, в 2023 году спрос на ESG-кредитование среди бизнеса возрос. Основную часть этого портфеля составляют кредиты с ESG-ковенантами, а 20% составили займы на осуществление зеленых или социальных проектов. Интерес к устойчивому финансированию остается значительным в строительной отрасли, металлургии, горной добыче, а также в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и телекоммуникационной отрасли.