Елена Канаичева: «Для доверительных отношений с клиентом очень важен честный разговор»
Елена Александровна Канаичева родилась в Ульяновске в 1988 году.
В 2009 году окончила Институт дистанционного и дополнительного образования Ульяновского государственного технического университета.
С 2014 года является генеральным директором ООО «Помощь бухгалтера».
Замужем, двое детей – дочь и сын.
– Елена, вы – частый гость нашего журнала, а первое большое интервью с вами мы публиковали четыре года назад, в разгар пандемии. В этом году вашей компании исполняется десять лет. Как ощущаете свои позиции на рынке?
– Сейчас мы крепко стоим на ногах, и конкурентов в сфере бухгалтерских услуг у нас в городе практически нет. Клиентов хватает, со многими работаем с основания компании, а с некоторыми отношения вообще переросли в дружбу – так долго знаем друг друга. Если размышлять о причинах, то думаю, дело в качестве оказания наших услуг. Стараемся держать марку, внимательно относиться к своей работе. Вести дела можно по-разному: например, к нам часто приходят после других аутсорсеров, и мы «считываем» даже такие мелочи, как состояние архива, элементарно – как подшиты дела. Можно отдать документы в простом файле, а можно все аккуратно разложить по папкам. Это показатель класса и серьезности в отношении клиента, к своему бизнесу.
– Поделитесь секретом: как построить отношения с клиентами так, чтобы они остались надолго?
– Главное – это честный разговор. Максимально доступный, на понятном языке, без академических и налоговых терминов, в которых обычный человек, даже руководитель, чаще всего не разбирается. Когда к нам приходят новые клиенты, мы начинаем с ними разговаривать по душам, я рассказываю, как все будет происходить, стараюсь выстроить доверительные отношения. Не юлить и быть искренними друг с другом – вот и весь секрет.
– С какими изменениями вы столкнулись за эти годы в профессиональной сфере?
– Ничего не осталось из того, с чем мы начинали в 2014 году. Изменились налоговые декларации, формы отчетности, вплоть до самих принципов ведения бухгалтерии. Сейчас все упирается в сроки – их сильно ограничили, отчеты теперь сдаются не раз в квартал, а раз в месяц. Нужно быть очень пунктуальным и все делать вовремя.
– Сейчас одной из проблем любой формы бизнеса является нехватка кадров. Как оцениваете ситуацию в своей сфере?
– Лично у меня проблем нет: недавно расширила штат сотрудников, еще двоих очень жду из декрета. Учитывая количество выпускников по направлению бухгалтерии из вузов, в моей сфере проблем нет. Последнего своего нанятого работника я нашла буквально за один день. Но знаю, что многие мои клиенты испытывают кадровый голод, часто слышу от них жалобы на это, хотя все стараются справляться.
– Что должен сейчас уметь бухгалтер, чтобы начать работу у вас?
– Он должен быть пунктуальным, обладать хорошей памятью и уметь работать в условиях многозадачности. Мы не оставляем дела на завтра, выполняем все по запросу сразу. Я сама очень пунктуальный человек, наверное, поэтому у меня так хорошо идут дела в моей сфере, где это очень важно, особенно в связи с постоянными изменениями. И, конечно, требую такого же отношения от своих сотрудников и кандидатов.
– Какой бизнес сегодня более активен, на ваш взгляд?
– Бухгалтер нужен всем, неважно, наемный он или работающий на аутсорсе. Основной приток клиентов сейчас происходит с маркетплейсов, в том числе из других регионов – Москвы, Самары. Это модно, удобно, поэтому число таких предпринимателей растет. Работаем с ними удаленно, из минусов для меня, пожалуй, то, что общаемся реже, но на работу это не влияет – нет разницы, откуда выгружать нужные данные. Но есть и плюс – интерес. Здесь, в Ульяновске, я привыкла к обилию мебельных производств, примерно представляю все те направления, которые у нас развиваются. Там все по-другому. Например, кто-то делает домашние чипсы, кто-то – шоколадную пасту, выпускаемую в форме тюбинга. Берешь тюбик, – вроде крем для рук, а там шоколадная паста. Это оригинально и классно, очень интересно наблюдать за полетом фантазии у людей, на что они способны в своей деятельности. С такими клиентами я бы с удовольствием пообщалась лично, несмотря на удаленность, может быть, однажды получится.
– Какие современные цифровые инструменты вы используете и рекомендуете их своим клиентам? Изменилась ли как-то работа с документацией за последние годы?
– Сейчас все переходят на электронный документооборот. Все привыкли к бумажкам с синими печатями, но постепенно документы заменяются «цифрой». Мы пока все печатаем, потому что возможно все – сбой в программе, блокировка аккаунта, считаю, что пока все-таки лучше подстраховать себя физическим носителем. Но, разумеется, в цифровом мире стало намного удобнее и быстрее. Если раньше бумажную накладную приходилось ждать чуть ли не месяц, то теперь документ можно получить уже через четыре часа, что значительно упрощает работу, особенно с удаленными клиентами.
– Какие личные качества вы цените в себе, а какие – в ваших сотрудниках?
– Умение общаться с людьми, грамотная речь, стрессоустойчивость, многозадачность. Бывает так, что клиенты могут звонить каждые пять минут со своими запросами, и нужно уметь отвечать им максимально вежливо и своевременно. Главное – делать все без паники и накручивания себя, тогда получится все выполнять вовремя, что сейчас важно. Все это приходит с опытом, нельзя сразу все делать правильно, без ошибок и оплошностей. В себе, как уже сказала, ценю пунктуальность, внимательность и любовь к своему делу. Без последнего в любом бизнесе никак.
– В прошлый раз вы говорили, что основное желание любого предпринимателя – чтобы бизнес работал сам по себе, с минимальным вмешательством. Удалось добиться этого?
– Нет, не удалось, но и мои желания за эти годы изменились. Считаю, необходимо все контролировать. Когда отдаешь ведение дел полностью в руки сотрудников – это уже не то. Все-таки люди больше доверяют руководителям. Если даже условно на месяц отойти от дел, эта связь теряется, а я считаю общение очень важным элементом своей работы. Клиент должен знать, что его помнят, о нем беспокоятся, в любой момент готовы прийти на помощь, просто поинтересоваться состоянием дел. Когда я приезжаю к своим «подопечным», мне всегда рады. А мне очень приятно видеть такую отдачу.
– Каким вы видите свое будущее и будущее компании?
– Наверное, чтобы наша фирма была главной на рынке Ульяновска. Хотя бы в Левобережье, потому что я все еще не готова постоянно ездить в Правобережье, не люблю дорогу, она меня утомляет. Хотя клиенты оттуда у меня есть, но с ними мы работаем удаленно. Вообще сейчас, благодаря цифровым технологиям, посещать приходится около двадцати процентов обслуживающихся у нас фирм, что значительно расширяет географию.
– Этот номер «ДО» – мартовский – посвящен женщинам и женскому бизнесу. Вы – красивая женщина, мать двоих детей. Насколько сложно, по вашему мнению, совмещать предпринимательство и семью сейчас, в 2024 году?
– Домохозяек сейчас мало, все работают, так или иначе, так что нет особой разницы между ведением бизнеса и наемной работой. Да, когда-то бизнес считался мужской прерогативой, но сейчас это уже неактуально. Среди моих клиентов достаточно женщин, молодых девушек, которые только открыли свое дело, и все прекрасно справляются. Нужно правильно выстроить свое расписание, уметь отделять рабочее от личного, тогда и проблем не будет. После 17:00 я всегда посвящаю себя детям, семье, о работе стараюсь не думать, не несу ее домой. Мои клиенты об этом знают, поэтому, как правило, не звонят мне в это время, кроме совсем уж крайних случаев.
– Кстати, о детях: уже планируете их будущее? Кем видите их по профессии?
– Мои дети уже ведут борьбу за то, кому достанется моя фирма (смеется). У обоих математический склад ума – наверное, потому, что во время беременности я продолжала работать, постоянно считала (улыбается). Сыну недавно исполнилось шесть лет, и он хочет свой бизнес по продаже автомобилей, такой маленький предприниматель, который уже думает о том, где ему заработать. Сначала, правда, был немного менее предприимчивым, и хотел ремонтировать машины, но потом, когда узнал, сколько всего нужно знать, решил, что лучше будет зарабатывать деньги на их продаже.
– Поговорим о женском празднике. У вас есть какие-то планы на эти дни?
– Пока никаких, но, конечно, хотелось бы провести время с семьей, выехать за город. Я не тот человек, который любит активную городскую жизнь, больше хочется выбраться на свежий воздух, на турбазу. Или поедем в Казань или Тольятти – хочу увидеть знаменитый замок Гарибальди.
– Расскажите о своих женских слабостях, как балуете себя?
– Люблю поспать и полениться. Дайте мне подушку – и я сразу усну. Или могу все выходные просидеть дома, перед телевизором, чтобы перезагрузиться к рабочим будням. Ничего сверхъестественного. Но могу себя побаловать шопингом, хотя особой модницей себя не считаю. Чаще получается это делать онлайн, благодаря маркетплейсам, но если есть время, то предпочту пройтись по бутикам, потрогать вещи руками. С последним, конечно, проблема, потому что кроме работы есть дети, а у детей – ежедневные секции и кружки, так что когда наступает воскресенье, единственный по-настоящему свободный день, хочется побыть дома, позаниматься домашними делами.
– Вы говорили, что дружите со своими клиентами. Но как иронично напоминается в известной песне, женской дружбы не бывает. Согласны ли с этим?
– Нет, вообще так не считаю. У меня среди подруг есть одна клиентка, с которой мы знакомы уже много лет. Днем мы – взрослые ответственные люди, обращаемся друг к другу по имени-отчеству, у нас исключительно деловые отношения. А вечером мы –подруги, которые могут посплетничать, поделиться чем-то сокровенным. Если не разделять, построить эффективные отношения не удастся, как рабочие, так и личные.
– Многие женщины до сих пор боятся уходить в бизнес. Как научиться быть смелее?
– Нужно знать свою работу от и до, тогда будет и уверенность. Никто лучше не отвечает на самые каверзные вопросы, чем профессионал своего дела. И речь не только о бухгалтерии, конечно. Возьмем массажистов: нельзя же быть успешным в этом деле, если не уметь делать массаж, верно? То же самое и в моей работе. Если ты профи, то трусости неоткуда взяться, вместо нее в душе живет уверенность в себе, в своем деле и будущем. А это главные составляющие успеха, которые абсолютно все начинающие предприниматели, не только женщины, желают своему бизнесу.
– У вас в компании работают исключительно девушки. Что хотите пожелать им в преддверии юбилея фирмы?
– Любви, быть любимыми, остальное приложится. Любовь, на мой взгляд, самая важная составляющая хорошего настроения, продуктивности. Хорошо, когда рядом есть человек, который готов поддержать в трудное время, заставить улыбнуться, сделать тебя счастливой. Тогда и дело будет ладиться, работа – работаться, а трудности не будут казаться непреодолимыми. Так что всем желаю счастья!
Фото из архива Е. Канаичевой