€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Маркировка продукции: инструменты, подходы и рекомендации
Фото: freepik.com
С 1 мая 2024 года производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы, интернет-магазины, маркетплейсы, аптеки должны передавать в систему маркировки сведения об обороте БАДов. Мы считаем, что эта тема в перспективе коснется слишком многих, чтобы не уделить ей должного внимания.
Что входит в понятие БАД? Ответ может удивить.
Согласно законодательству, к БАДам относятся:
• семена льна;
• шишки хмеля;
• водоросли;
• некоторые виды муки;
• кровь, экстракты желез и органов, микроорганизмы, мясная продукция;
• некоторые жиры, масла и спреды;
• готовые блюда, готовые зерновые продукты;
• глюкоза, фруктоза, сахар;
• шоколад (и иные продукты, содержащие какао), карамель, кофе, чай, жевательная резинка;
• витамины, аминокислоты, соли, лецитин;
• напитки и другое.
Подробнее со списком БАДов можно ознакомиться в подпункте «а» пункта 3 постановления Правительства России от 31.05.2023 № 886.
Что делать компаниям, которые на различных уровнях работают с этими группами товаров?
Разберемся, кто эти компании и предприниматели:
1. Производитель, который маркирует товары, произведенные в РФ, до их ввода в оборот.
2. Импортер, который ввозит товары в РФ с территорий государств, не являющихся членами ЕАЭС, маркирует их до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта. В таком же порядке происходит маркировка товаров (в случае ввоза на остальную часть РФ), которые произведены:
- на территориях особых (свободных) экономических зон или приравненных к ним территорий из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
- на территории свободного склада из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободного склада.
3. Импортер, который ввозит товары в РФ из ЕАЭС, маркирует их до перемещения через государственную границу РФ.
4. Любой участник оборота, который изначально приобрел товар не для реализации (например, товар приобретен для собственных нужд и выведен из оборота), а в дальнейшем решил его реализовать: он должен промаркировать товар до его реализации (продажи) третьим лицам, в частности до выставления товара в месте реализации (продажи), демонстрации образцов;
5. Любой участник оборота (производитель, импортер, оптовый и розничный продавец): он маркирует ранее маркированные товары, если код утрачен или поврежден. Например, розничные продавцы должны маркировать товар, если покупатель возвращает его без кода (рекомендуется сделать это до реализации).
Как начать работу с маркировкой в 1С? Делимся опытом нашей компании
Что делать руководителю?
Главное – не паниковать и подходить к новым вызовам этого мира последовательно, стратегически. Для себя понять, что внедрение маркировки — это процесс не одного дня, поэтому планировать его лучше заранее.
Шаг первый: ознакомиться с тем, что изменится в процессах вашей компании и на каком уровне это произойдет.
Если вы относитесь к тем компаниям, которым необходимо маркировать продукцию или товары, прибывшие из-за рубежа, то продумайте, в какой момент времени и – самое главное – кто из сотрудников физически будет этим заниматься. Какие инструменты ему для этого понадобятся, как это отразится на временных затратах по выполнению данных производственных операций?
Шаг второй: назначить ответственных сотрудников, распределить между ними функции и ответственность. Как всегда при введении новых изменений, чтобы избежать сопротивления персонала, нужно включить им в мотивацию новые функции. Запланировать обучение и выделить на это время.
Шаг третий: выбрать компанию, которая обучит ваших сотрудников, произведет настройку информационной системы, вместе с вами пройдет тестовый процесс с самого начала и до отгрузки клиенту. Поработает с вашими остатками, ведь их тоже необходимо учесть и зафиксировать.
Из чего состоит процесс маркировки?
Этапы маркировки продукции:
1. Регистрация в системе «Честный знак»;
2. Подключение интеграции между системами «Честный знак» и «1C»;
3. Внесение информации о выпускаемой продукции в «Национальный каталог товаров»;
4. Внесение информации о выпускаемой продукции из «Национального каталога товаров» в «1С».
Для использования маркировки на производстве необходимы:
Принтер этикеток. С помощью него печатаются марки и закрепляются за нужной продукцией
Сканер этикеток. Он сканирует распечатанные этикетки и переносит данные в документ для последующего ввода в оборот.
Электронная подпись. Она необходима для дистанционного обмена документами, который позволяет передавать информацию о маркированной продукции (когда ввели в оборот, что за продукция, кому она отправляется). Также она необходима для регистрации предприятия в системе «Честный знак» (далее «ЧЗ»).
Информационная система «1С». Это один из наиболее удобных цифровых инструментов, позволяющих создавать документы о выпущенной продукции для передачи информации в «ЧЗ».
Настроив интеграцию между «ЧЗ» и «1С», можно начать маркировать производимый товар: из «1С» в «ЧЗ» отправляются данные о товарах, планируемых к маркировке, и в нее же приходят данные от «ЧЗ» о вводе маркированного товара в оборот.
Вот и все. Процесс маркировки на самом деле очень прост, но требует правильной автоматизации рабочих мест под данную задачу и обучения сотрудников. Всю остальную работу по обмену может сделать настроенная интеграция между «ЧЗ» и «1С».
Оборудование
Перечень минимального оборудования для участия в производстве маркированной продукции, либо импорте и дальнейшей маркировке:
1. Принтер этикеток – печать data matrix кодов, с их последующим нанесением на маркируемую продукцию.
2. Сканер штрих-кодов 2D – удобное считывание кода для его дальнейшего использования в информационных системах.
Для большего объема маркируемой продукции рекомендуется использовать терминалы сбора данных (ТСД), поскольку эти устройства помогают работать вдали от компьютеров и быстрее производить операции по работе с маркируемой продукцией. Однако стоят они, конечно, дороже, чем обычные сканеры.
На заводах применяются уже промышленные системы маркировки, которые в автоматическом режиме наносят коды маркировки на продукцию, идущую по конвейеру, и дальше регистрируют ее в системе «Честный знак».
Если компания занимается только реализацией маркированной продукции, то, помимо программного обеспечения, ей понадобиться как минимум сканер штрих-кодов 2D. А если нужно перепродавать оптом, более оптимальным решением будет использование ТСД.
При продаже конечному покупателю понадобится контрольно-кассовая техника c форматом фискальных документов (ФФД) версии не ниже 1.2. При пробитии чека маркированный товар автоматически будет выведен из оборота оператором фискальных данных.
На российском рынке наиболее популярным производителем касс и сканеров является «Атол». Среди производителей ТСД выделяются «Атол» и «Urovo».
Вывод
Введение маркировки товаров повсеместно способствует сокращению количества подделок, что не может не радовать производителей и продавцов, нацеленных на продажу качественных продуктов, а также самих потребителей. Работа с маркировкой товаров – это совсем не сложно, главное – максимально автоматизировать ее, выбрав надежные решения, доверив настройку и обучение персонала компетентным специалистам.
Наша компания успешно провела по этому пути уже многие предприятия, которых маркировка коснулась гораздо раньше. Это и молочные производства, и швейные компании, производители пива.
В следующей нашей статье мы подробно рассмотрим, какие шаги необходимо сделать предпринимателю, занимающемуся изготовлением и/или продажей товаров, попавших в список обязательных к маркировке, расскажем, какое оборудование мы обычно рекомендуем к использованию нашим клиентам и какие системы необходимы для корректной работы.
Компания Soft+, 1С Франчайзи является партнером проекта IT Talk