Иван Умов. Возвращение
Александрия, октябрь 2023 года. Середина осени даже на средиземноморском побережье Египта ещё полыхает жарой.
Консульская машина, встретившая нашу съёмочную группу в аэропорту Каира, затормозила у виллы, в которой сегодня располагается Российский центр науки и культуры, и мы нырнули в тёмную прохладу старинного особняка. В немом восторге оглядываюсь на массивные двери и лестницу из ливанского кедра, всматриваюсь в роскошные люстры и светильники, обитую шёлком и бархатом мебель и медленно уплываю во времена колониального Египта.
«Примерно так и выглядел дом Умовых, поэтому как можно больше интерьерных планов снимаем здесь», – поднимаясь по лестнице в отведенные нам апартаменты, уже начинаю строить план съемок фильма «Иван Умов. Возвращение». Впереди девять дней напряженной работы.
Эль-Шатби. День первый
Солнце на кладбище, отражаясь от белого мрамора, светит так, что без солнцезащитных очков можно ослепнуть. А еще от роскоши некрополей греческих хлопковых королей. На их фоне могила Умовых в сирийской части православного кладбища Эль-Шатби выглядит скромно. Внимание сразу привлекает фотография красивой молодой девушки.
«К сожалению, Катя Умова трагически погибла, когда ей было всего 32 года. Невероятно талантливая, как и ее отец – Иван Павлович Умов», – доносится до меня голос из уже далекого декабря 2012 года. В тот день я впервые услышала имя Ивана Умова. Произошло это на съёмках фильма «Русская Александрия». Профессор МГУ, арабист, исследователь истории русской эмиграции в Египте и автор книги «Русская Александрия» Геннадий Васильевич Горячкин, показывая на могилу семьи Умовых, сказал: «Здесь похоронен человек, дом которого был культурным центром Александрии. Иван Павлович Умов, талантливый поэт, музыкант, переводчик, до революции служил дипломатом. Его дом национализировали в 1965 году, архивы пропали, остались лишь скупые воспоминания современников».
Я же тогда обратила внимание на место его рождения – Казань. «Надо же, почти земляк, наш – волжский. Приеду, попробую что-то найти о нём», - уходя тогда с кладбища, подумала я.
«Что-то найти» обернулось кропотливой десятилетней работой и в итоге изданием книги «Иван Умов. Всё тот же сон. Стихи. Биография. Воспоминания». А вот теперь и съемками фильма об удивительной судьбе и не менее удивительной истории возвращения имени и литературного наследия Ивана Умова на родину.
Александрийский порт. День второй
Глядя на морские ворота Египта – Александрийский порт, я пытаюсь представить, как в декабре 1912 года выпускник Лазаревского института восточных языков – кузницы дипломатов-востоковедов – сошёл с трапа парохода, прибывшего в Александрию из Одессы. Представитель знаменитого дворянского рода Умовых, уроженец с. Русский Юрткуль Спасского уезда Казанской губернии (ныне Старомайнский район Ульяновской области) назначен вице-консулом Российского Императорского генерального консульства в Александрии.
Иван Умов жадно впитывает в себя все, что видит вокруг. В письмах домой делится с родными своими впечатлениями и мечтает показать им Египет. Очарованные рассказами сына, уже через год родители Павел Иванович и Варвара Александровна плывут в Египет, чтобы воочию увидеть то, что восторженно описывает сын: пирамиды Гизы, развалины Серапеума, колорит арабских базаров и море – немого свидетеля двухтысячелетней истории великой Александрии.
Вскоре после отъезда родителей Иван на уроках музыки познакомится со своей будущей женой Марией-Александрой Хури-Хаддад. Вместе они счастливо проживут 46 лет, у них четверо детей – Павел, Иосиф, Екатерина, Александр. Казалось бы, что еще нужно для счастья?
Сиди-Бишр. День третий
Главная улица Александрии – Корниш. 20-километровой лентой извивается она вдоль Средиземного моря. Но обустроенных пляжей совсем немного. Самые роскошные принадлежат дорогим отелям, попроще – муниципальные, но тоже платные. Один из таких народных пляжей находится в Сиди-Бишре, одном из районов города. Для русских Сиди-Бишр – особое место. В 1921 году здесь располагался русский палаточный лагерь беженцев, прибывших в Египет после поражения Добровольческой армии генерала Деникина. 1800 человек, среди которых много детей, женщин, стариков. Обустроившись, русские эмигранты начинают издавать газеты и журналы, устраивать концерты и собирать библиотеки. Воспитать детей в духе русской культуры для этих людей стало главной задачей.
Иван Умов - частый гость в русском палаточном городке, он общается с соотечественниками, публикует свои стихи в эмигрантских журналах. Вместе им легче пережить разлуку с родиной.
Дважды в 1917 году Иван Умов безуспешно пытался прорваться в Россию, в свое родовое поместье, принадлежавшее семье Наумовых-Умовых с 18 в. Уже в ноябре революционного 17-го усадьбу разорили крестьяне, мать Варвара Александровна бежала в Казань к дочери Вере Павловне Пальчиковой. Единственная связь разорванной смутными временами семьи – письма. Из Александрии они шли в Казань, где большая семья сестры Веры и мать Варвара Александровна жили в двух подвальных комнатах. Из Казани – в Александрию, на роскошную виллу Умовых. Эти письма во многом и стали документальными свидетельствами, по которым удалось собрать воедино биографию талантливого поэта, музыканта, переводчика. Но добыть их мне удалось уже в Санкт-Петербурге.
В поисках Русского дома. День четвертый
2020 год. Долгожданный, но неожиданный звонок: «Кажется, в Санкт-Петербурге есть человек, который знает российскую ветвь семьи Умовых». Уже семь лет я по крупицам собираю информацию об Иване Умове. Российских публикаций о его творчестве можно посчитать на пальцах одной руки. Но самое грустное, что везде повторяется одно и то же: «Талантливый русский эмигрант, проживший в Египте около полувека, удачно женился и имел возможность дать детям лучшее образование, его дом был в центре внимания высшего александрийского общества и русской эмиграции. Книги Ивана Умова в России не издавались». Не густо...
И всё же в Россию разными путями попали два экземпляра книги Ивана Умова «Незримый гость», изданной в США в 1949 году.
Обе эти книги я держала в своих руках. В первый раз в 2013 году, когда в музее Марины Цветаевой в Москве фотографировала странички со стихами, второй - в 2020 году в Санкт-Петербурге, в доме внучатой племянницы Ивана Умова Татьяны Федоровны Шпагиной, найти которую удивительным образом помог случай. Кроме книги, в семейном архиве Шпагиных – фотографии, воспоминания, более 100 автографов, в том числе Н. Гумилёва, И. Билибина, И. Бунина, Ф. Сологуба, Л.Л. Толстого, А. Павловой, О. Лепешинской, С. Лифаря. И особенно ценный автограф Великого князя Константина Константиновича Романова, поэтического наставника Вани Умова еще со времён его учёбы в Симбирском кадетском корпусе.
Вот только где этот дом, куда приходили письма Бунина и, возможно, гостили Анна Павлова и другие русские знаменитости? В памяти современников осталось лишь скупое: «рядом с колледжем королевы Виктории». Для меня этот вопрос очень важен: дом Умовых был центром культурной жизни Александрии, в нем каждую субботу проводились музыкально-поэтические вечера, которые неизменно освещала александрийская пресса. То есть в многонациональном колониальном городе, по меткому выражению писателя Лоуренса Даррела, - «азиатской столице мира» - центром культурной жизни был наш, русский, дом.
В ворохе бесценного архива семьи Шпагиных – неприметная открытка с заветным адресом – Александрия, улица Экбаль, дом 26.
И вот спустя три года мы подъезжаем к дому № 26 на улице Экбаль. На нём уже издалека виднеется вывеска Национального банка Египта. А через бетонный решетчатый забор просвечивает памятная доска Ивану Умову…
Но снять в этот день виллу Умовых нам не удалось. Египетская бюрократия даст фору всем бюрократиям мира. Несмотря на предварительные договорённости российского консульства о разрешении на съёмку, директор банка непонимающе качает головой – «приходите завтра…».
Александрийская опера. День пятый
Театр имени Мухаммеда Али – фактического правителя страны (1805 – 1848 гг.) и основателя современного Египта – сегодня место притяжения культурной элиты Египта. В театре выступают лучшие коллективы и исполнители. Здесь в 1923 и 1928 годах давала представления Анна Павлова. Египет тогда впервые увидел балет, русский балет, и навсегда заболел им.
Для нас это место интересно тем, что здесь выступал с концертами Иван Павлович Умов. В 1936 году он, постоянно совершенствуя свое исполнительское мастерство, закончил Лондонскую консерваторию и уже давал концерты в лучших залах Александрии. Возможно, в этом театре выступала и Катя Умова, она тоже давала сольные концерты, но уже как балерина. Имя Анны Павловой в доме Умовых звучит часто. В поэтическом альбоме поэта знаменитая балерина оставила такие слова: «Встретив таких энергичных и деятельных людей, спокойно веришь в будущее России». Они адресованы Ивану Умову.
Вечером этого же дня в театре Мухаммеда Али снимаем выступление балетной студии Русского центра науки и культуры. В Египте знают, что лучшие балетные школы у русских. Поэтому ведут в наши центры своих детей. А я, глядя на египтянок, наполняюсь гордостью за наших, потому что в этот момент эти девочки наши. Я так и шепчу рядом сидящему руководителю центра Павлу Кидисюку: «Наши-то – лучшие!» На выходе из театра так же гордо принимаю благодарности за русский балет, мысленно обещая передать их по назначению.
Святая Екатерина. День шестой
В современной Александрии, населённой преимущественно арабами, свято чтут память о святых подвижниках ранней христианской церкви. Например, в монастыре святого Саввы до наших дней сохранился древний артефакт, связанный с преданием о святой Екатерине.
Возникают ассоциации с судьбами Екатерины Александрийской и Екатерины Умовой - красота, ум, таланты и … ранняя смерть. Поэтому сцены, рассказывающие о трагической судьбе Екатерины Умовой, снимаем в монастыре Святого Саввы рядом с иконой и столбом, на котором святая была обезглавлена. Разница между двумя трагическими датами в 1650 лет. Но Александрия всколыхнулась и тогда в далеком 305 г., когда на эшафот царственно взошла аристократка Екатерина, и в сентябре 1955 года, когда по городу разнеслась весть, что Катя Умова, «одна из самых значимых фигур александрийской молодёжи», музыкант, балерина, литературный критик, погибла. Случайно, нелепо. Упала во время репетиции и ударилась виском о край комода.
«Она снискала расположение тысяч людей в Египте, где провела сою короткую жизнь… Мир лишился света», - александрийская пресса, еще недавно восхищавшаяся талантливой семьей Умовых, посвятила Кате множество некрологов.
Через год Умовы учредила специальную стипендию имени Екатерины Умовой ученицам младших классов Александрийской консерватории. Безутешный отец, мечтавший о России вместе с Катей, посвятил дочери книгу стихов на французском языке
«Жертвоприношение», а позже и воспоминания о своей жизни в России.
Вечером того же дня торжественно вместе с директором Русского дома П.В. Кидисюком дарим книгу Ивана Умова «Всё тот же сон… Стихи. Биография. Воспоминания» в Александрийскую библиотеку. Вот бы сейчас Иван Павлович порадовался!
Море. День седьмой
Мы снимаем море с разных точек. Со смотровой площадки крепости Кайт-бей – бывшего Форосского маяка, свет которого так радовал древних мореплавателей, галереи греческого ресторана, откуда открывается открыточный вид на белоснежные яхты и колониальную архитектуру города, с парапета городской набережной. А я каждый раз думаю, что где-то здесь русский эмигрант Иван Умов вглядывался в синюю вечность, чтобы увидеть в ней миражи родного дома, родину, о которой тосковал всю жизнь.
Когда-то новоиспечённый фараон Македонский, увидев удобную бухту на берегу Средиземного моря, незамедлительно взял в руки горсть зерна и начал рисовать план города. Однако тут же налетевшие птицы склевали зерно. Жрецы успокоили: город будет процветать и кормить многие народы.
Так и вышло: Египет гостеприимно открыл двери для людей со всех сторон света и сегодня центр Александрии похож на типичный город с итальянскими, греческими, французскими и английскими кварталами. В александрийском порту гудок парохода регулярно извещал о новоприбывших туристах, беженцах или искателях счастья, мечтавших разбогатеть на торговле хлопком.
В 1860 году семья православных сирийцев Хури-Хаддад бежала из Дамаска из-за религиозных столкновений с турками. Обосновавшись в Египте и влившись в дружную сирийскую диаспору, семья разбогатела на хлопке. Земли в Верхнем Египте и большой дом в Александрии в 1913 году их владелец Иосиф Хури-Хаддад завещал единственной дочери Марии-Александре, будущей жене Ивана Умова.
Дом Умовых. День восьмой
В 1965 году, через четыре года после кончины Ивана Умова, дом будет национализирован правительством Египта. Дети в срочном порядке эмигрируют из страны, словно бы повторяя судьбу отца. А в 2022 году по инициативе нашего издательства, при поддержке сенатора от Ульяновской области С. Н. Рябухина, а также председателя ИППО С.В. Степашина, представителя Президента по Ближнему Востоку М.Л. Богданова на доме Умовых появится памятная доска «Здесь жил выдающийся дипломат, поэт, музыкант Иван Павлович Умов». И этот дом навсегда останется русским домом. Местом, где звучала русская речь!
По неведомым каналам коммуникации директор банка получает разрешительную директиву на съёмки и даёт нам отмашку. Сам же живо интересуется биографией человека, который каждое утро встречает его на входе в банк. Пока идут съемки дома, рассказываю директору и его многочисленной свите о богатой биографии человека, имя которого всего десять лет назад знали лишь немногие исследователи эмигрантского литературного наследия.
Посольство. День девятый
Уже собраны чемоданы. Вечером улетаем домой. Но впереди целый день, поэтому ранним утром мчимся из Александрии в Каир, на пирамиды Гизы. В начале 20 века он был таким же массовым, как и сейчас. Единственное – до Египта добирались морем. Пароход из Одессы до Александрии шёл семь дней. Затем туристы садились на поезд и таким образом добирались до Каира. Всплеск интереса к истории Древнего Египта для многих затмил колорит арабского Востока. Но не для Ивана Умова. Ученик известного востоковеда Фёдора Корша, он живо интересуется поэзией средневековых арабских поэтов, переводит её на русский и даже получает благодарственные письма Гамаля Абдель Насера. А я не перестаю удивляться феноменальным талантам нашего земляка: он давал концерты, знал пять европейских и пять восточных языков, писал стихи на русском, арабском, французском, английском, польском языках, переводил русских поэтов на иностранные языки (сохранились письма Ивана Бунина, где он благодарил Ивана Умова за перевод его стихов на французский). Был отмечен престижными международными поэтическими премиями. Воспитал таких же талантливых детей. Имел достаток, тепло домашнего очага, но мечтал лишь об одном – возвращении на родину.
«Мы внимательно следим за историей возвращения Ивана Умова на родину», - уже на исходе дня в российском посольстве в Каире разговариваем с советником посла по культуре Асият Василян. «Имя Ивана Умова будет способствовать культурному обмену Египта и России. Особенно в наше время, когда процесс сближения двух стран нарастает, в Египте строится атомная станция, страна вступает в БРИКС. Очень ждём фильм».
Я, конечно, рада. За эти годы история с возвращением имени и литературного наследия Ивана Умова на родину стала для меня очень личной. Будто я пообещала своему земляку, что обязательно верну его на родину. Ну, а если о нём будут помнить и в Египте, на его второй родине, что ж – еще один повод поговорить о том, каких людей русская культура подарила миру.
Посмотри: многолюдный Египет
В бликах солнца, весь в сети дорог.
Кубок счастья не здесь ли был выпит?
Здесь твой мир, и семья, и порог…
Сеть дорог особенно видна из иллюминатора самолёта, а еще - вершины пирамид, которых «боится даже время». А я думаю об истории возвращения на родину, истории, которая победила смерть, и о маленьком селе на окраине Ульяновской области, связанном с Египтом пока еще невидимыми, но такими крепкими нитями.
Проект «Иван Умов. Возвращение» осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.