Александр Свиязов: «Выгодная скульптура – это не про деньги»
Жители нашего региона знакомы с творчеством Свиязова, родившегося в маленьком ульяновском селе Таволжанка. Он автор памятника Аркадию Пластову в селе Прислониха (за эту работу получил серебряную медаль Академии художеств РФ), памятника участникам локальных войн в Карсуне.
Творческая встреча Александра Свиязова с ульяновской публикой символично состоялась в Музее изобразительного искусства XX–XXI вв., где была представлена выставка Александра Рукавишникова («Трансформация после Брейгелей»): наш земляк – любимый ученик прославленного скульптора современности.
Вот о чем рассказывал Александр Свиязов.
О своих учителях
Я родился не в семье скульптора, – в простой многодетной семье, но мне с детства нравилось лепить. А вообще, очень важна атмосфера, в которой растет художник, и, конечно, школа.
Не было бы Микеланджело, если б не было школы Медичи. Вот и Александр Рукавишников родился в семье гениальных скульпторов. Чудес не бывает: взял и слепил. Нет, пока яблоня дикая, ее плоды – горькие, а чтобы стали сочными, вкусными, нужно прививать. И вся история искусства на это направлена. Скажите мне фамилию художника, и я с большей долей вероятности скажу, кто его учитель.
И мне было у кого учиться, перенимать азы скульптуры у мастера, который внушал нам: объем – основа всего. Рукавишников часто говорил про превращение искусства: кто ты сейчас? Бронзовый боец, тупой ремесленник или мятущийся гений?
Для меня он был как второй отец, наставник по жизни, который может что-то подсказать. Своей теплотой по отношению к ученикам Александр Иулианович похож на моего педагога Карсунской ДШИ им. Аркадия Пластова, которую я окончил 20 лет назад, очень интересное место! Нина Федоровна Белова – учитель от Бога, она и друг, и наставник, всегда душой болела за своих учеников. И у нее были самые плодовитые выпуски: каждый чего-то достиг в творчестве.
Профессор Рукавишников со своими учениками уже на первом курсе разговаривает как с художниками, ставит творческие задачи: а ты слепи так, как ты бы сам хотел, то, что сам любишь. Может, ты фанат футбола или рыбак… Бесконечный поиск не нужен: выбери то, что тебе близко, может быть, в детстве окружало.
И свой стиль у меня образовался с помощью Рукавишникова. Как-то раз набросал я скульптуру мужичка – свободно, свежо. Принес мастеру: вот, мол, хочу доделать. А он покрутил и говорит: а по-моему, он готов. Как? Тут же только наброски – мазки, махи… Но вот ты уже идешь по этому пути, и накапливается целая серия работ в стиле экспрессионизма.
Сейчас мы с Рукавишниковым по-прежнему в хороших отношениях, я даже попал в фильм, где снято, как мы вместе делаем памятник шахтерам Краснокаменска. Здесь мы добавили сурового в хорошем смысле стиля, интересно смотреть на этот объект. А если людям неинтересно, то зачем вообще все это?..
О памятнике Пластову
На втором курсе Московского института им. В. Сурикова я слепил эскиз памятника Аркадию Пластову, показал его Рукавишникову, внуку Пластова. Николай Николаевич говорит: а давайте памятник сделаем!
Кое-что подсказал, например, что надо сделать треногу к мольберту.
И Александр Иулианович подписал бумагу губернатору, что я справлюсь. Рабочий эскиз утверждали на большой комиссии, считай, все именитые московские скульпторы там были.
Портрет художника раз десять переделывал – это же постоянные упражнения. Скульптура – одна, а деталей у нее – множество.
Я вывел такое определение – выгодная скульптура. И это не про деньги.
Выгодна скульптура – это когда портрет ты сделал, как, скажем, французские мастера XVIII века, драпировки пустил шикарные, как у Мацу. Или композиция выгодная для скульптуры: все работает на результат.
А невыгодно – это когда ты сделал объем, но посредственно выполнил портрет, складки вялые….
О своих работах
Есть у меня какое-то количество удачных работ, все они неповторимые: невозможно повторить определенное настроение, вдохновение, образ придуманный. Я как-то лепил бабушку, которую видел в деревне. Ей 90 лет, у нее такой вид божественный, такие глаза живые! Долго не мог ее образ повторить, а потом – раз! – и получилось.
Мои работы есть в Подмосковье, на ВДНХ совместный памятник стоит. В Москве установлены памятные доски, например, Николаю Рукавишникову, первому гражданскому командиру космического корабля, который впервые в истории космонавтики вручную совершил посадку в аварийном режиме.
А недавно открыли мемориальную доску автору пьесы «Любовь и голуби» Владимиру Гуркину, тоже моя работа.
О материальной выгоде
Мельчаем!
В советское время скульпторы были небожители, которые шиковали. Скульптор – это было престижно, как сегодня айтишник. Сейчас все в прошлом.
У меня мастерская на Чистых прудах – подвальчик от Творческого союза художников, который спасает.
На Западе нет такого, чтобы слепить в никуда, для себя – только для того, чтобы продать. Там у скульпторов главный вопрос: а сколько это будет стоить? У нас все-таки творчество на первом месте.
Александр Рукавишников об Александре Свиязове:
– Сашка Свиязов, как он обычно представляется, смерчем ворвался сначала в тихий омут «Сурка», потом в робкую и изобилующую посредственностями, по сути сервильную жизнь московской скульптуры.
Его зачарованность жизнью безгранична, влюбленность в процесс создания рождающегося нового объема сравнима, пожалуй, с влюбленностью Хендрикса в родную гитару. Пластика его предсказуемо непредсказуема и мощна, разум отпущен именно настолько, насколько надо. И, главное, «фрики» его любимы им до боли в стиснутых зубах.
Искусство Саши очень национально, интересно для иностранцев. Допускаю, что ему нет равных в современном мире…
Фото Т. Задорожней, из архива А. Свиязова
За помощь в подготовке материала благодарим Архитектурную мастерскую «Симбирскпроект» и его генерального директора Александра Капитонова.