Токсичный фон
Фото: freepik.com
Негатив от подчиненных
Константин Митин, управляющий партнер «ИТ-координата»:
- Самый простой случай – когда вы руководитель, а работе мешают токсичные подчиненные. Здесь доступен единственный сценарий – расстаться с таким сотрудником. Не только потому, что им сложно управлять и его сложно мотивировать (он всегда «в минусе»), но еще и потому, что он – осознанно или нет – своими действиями постоянно вносит в коллектив некую смуту. И вам помимо основной работы приходится постоянно разбираться в проблемах коллектива, уговаривать, решать, разбираться в спорах. Увольнение токсичного сотрудника – наиболее эффективный способ избежать этого кошмара.
Анастасия Шахова, основатель и совладелец рекламно-производственной компании AmadeyPrint:
- Токсичных людей в коллективе быть не должно. Они создают гнетущую атмосферу, колкими замечаниями снижают мотивацию и продуктивность коллег. Иногда может случиться так, что токсичный сотрудник, чем-то обиженный на руководство, начинает настраивать сотрудников против компании. Особенно опасно, если такие люди появились среди топ-менеджеров и ведущих работников. Токсичных и нелояльных, я считаю, нужно выявлять и сразу подводить к увольнению.
Бывают случаи, когда токсичным является высокопрофессиональный сотрудник. Мы столкнулись с подобной ситуацией. Этот человек – очень трудолюбивый, ответственный, компетентный, и от коллег требует такого же отношения к делу. Но делает это в некорректной форме. Это выливается в обиды, конфликты, ухудшает обстановку в коллективе. Мы нашли выход – перевели его на удаленный формат работы. Теперь он лишен возможности видеть недостатки в работе коллег, а общение с ними сводится к перепискам. Все спокойны, проблема разрешилась.
Токсичность по отношению к руководителям и в целом к бизнесу не всегда можно сразу заметить. Из собственных наблюдений я выделю два основных признака, которые могут сигнализировать о том, что человек либо готовится к увольнению, либо перестал быть лояльным. Он перестает смотреть в глаза и избегает общения.
При обнаружении нелояльного, токсичного сотрудника важно не пускать ситуацию на самотек в надежде, что она разрешится сама по себе. Пока человек не успел негативно настроить остальной коллектив, разрушить налаженные связи, нужно с ним открыто поговорить, выяснить, что его беспокоит. Возможно, дело кроется в небольших проблемах, которые могут быть легко разрешены. Если по результатам беседы ничего в поведении сотрудника не меняется, то следует с ним расстаться.
Давление начальства
Константин Митин, управляющий партнер «ИТ-координата»:
- Токсичное начальство – второй по сложности вопрос. Все зависит от того, какой у вас характер. Если вы по своему менталитету схожи с руководителем, вам с ним будет легко вне зависимости от того, токсичный он или нет.
Если токсичный руководитель не понимает свой отдел, не выделяет ему деньги, не платит премии и так далее – сотрудники, как правило, начинают действовать схоже: «дружат против» начальника.
В такой модели, когда сотрудник перенимает поведение руководителя, живется грустно, но стабильно. Обычно люди на протяжении многих лет сетуют на работу своим знакомым, но не делают ничего, чтобы ее сменить: стабильность есть стабильность.
Анастасия Курникова, HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner:
- С токсичным начальником сложнее справиться, но есть несколько основных моментов, за которыми важно следить. Необходимо быть профессиональным, выполнять задачи качественно и в срок, оставаться открытым и уметь конструктивно решать возникающие проблемы. Обсудите с руководителем то, что вас беспокоит, постарайтесь найти компромисс. Попросите помощи в HR-отделе. Если внутри решить проблему не получилось, то имеет смысл начать поиск другой работы.
Ядовитое окружение
Константин Митин, управляющий партнер «ИТ-координата»:
- Третий случай – токсичные коллеги, и здесь у меня нет иного совета, кроме как не обращать внимания. Приведу две истории в качестве иллюстрации.
Однажды мой руководитель получил нелестные замечания от человека, который не имел никакого отношения к этому вопросу. Услышав эту нецелевую критику, я расстроился, но мой руководитель сказал: «Послушай, если ты идешь по улице, и вслед тебе вдруг начал кричать бродяга, лежащий на остановке – ты же не будешь всерьез его воспринимать? Вот так же и здесь».
А еще однажды я был на тренинге по йоге и дыханию и встретил там замечательного, всегда улыбающегося человека, настолько светлого и открытого, что другие считали его странным. Одним из наших заданий было выполнить некое действие на улице, я смотрел, что он делает и видел, как прохожие выказывают ему пренебрежение. И я спросил его: как ему удается вопреки такому отношению оставаться на позитиве? А он ответил: «А я не вижу этих людей».
Вот так же и с токсичными коллегами: в отношениях с ними придется «ловить дзен», иного способа я не знаю. Плохая новость в том, что избавиться от них нельзя; но есть и хорошая – можно изменить свое отношение к ним.
Анастасия Курникова, HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner:
- Если вы столкнулись с токсичным коллегой, важно не вступать в его игру и сохранять профессиональное поведение. Уставите четкие границы в общении, не поддавайтесь на провокации и старайтесь избегать конфликтов. По возможности не общайтесь с ним вообще. Если ситуация не улучшается, обратитесь к руководителю или HR-менеджеру за помощью. Также стоит выстроить позитивные отношения с другими коллегами, чтобы иметь их поддержку.
… А еще есть клиенты
Сергей Козлов, генеральный директор IT-компании «Мегаплан»:
- Мы все порой ленимся, бурчим и осуждаем – и это нормально. Дело в объемах негатива. Токсичного человека, будь то клиент, начальник или коллега, отличает то, что он видит мир только в серых тонах и уверен, что причины всех бед – в других, а не в нем.
В нашей компании есть рекомендации по работе с недовольными клиентами. У нас две градации таких людей: сложный и токсичный. Сложными мы считаем тех, в работе с которыми есть нюансы, чаще всего технического характера. Токсичными – тех, кто нелоялен к нам по субъективным причинам. Если менеджеру отдела продаж попался один из таких клиентов, он проставляет метку в его карточке CRM-системе. Так все остальные понимают, что клиент «нестандартный» и нужно проявлять терпимость. А еще воздерживаться от лишних контактов: например, не звонить без весомого повода, аккуратнее формулировать предложения и отключать рассылки по первому требованию.