€ 105,49
$ 96,10
¥ 13,50
Яблоко от яблони
Олег и Вячеслав Кобец, отец и сын
Нынешней весной в Брянской области группа компаний «МБК» открыла крупнейшее в Центральной России плодохранилище объемом 18 тысяч тонн.
На открытие хранилища был приглашен и журналист uldelo.ru.
Рассказывает Председатель правления ГК «МБК» Вячеслав Кобец.
- Вячеслав Олегович, среднегодовое производство яблок в Московской области составляет 810 тонн, в Башкирии – 130 тонн. Откуда возьмутся 18 тысяч тонн яблок для заполнения брянского хранилища?
- Начиная с 2017 года, мы строим сад интенсивного типа, когда на одном гектаре выращивается три с половиной тысячи саженцев. Уже посажен миллион деревьев. До выхода на сбор 18 килограммов с яблони еще далеко, но в прошлом году мы собрали 2,6 тыс. тонн, что в два раза больше суммарного среднегодового сбора Башкирии и Московской области. 18 тысяч тонн мы будем заполнять по мере увеличения урожая.
- Почему сад разбили на Брянщине?
- Место выбрано из-за идеальной почвы и уникального климата, здесь с 1946 года не было ни порывистого ветра, ни града. Второй фактор – губернатор Брянской области Александр Богомаз, кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель, который прекрасно понимает, что перевод сферы АПК на инновационные рельсы неизбежен, если мы хотим быть конкурентоспособными. Брянщина - регион, где бизнесу, использующему современные технологии, дан зеленый цвет.
- Что современного может быть в такой классической отрасли, как садоводство?
- Весь процесс - после того, как яблоко собрано – это высокотехнологичное производство. У нас работает единственный в стране комплекс автоматизированной сортировки яблок по нескольким критериям. Специалист вводит в компьютер параметры, такие как размер, цвет, возможные заболевания. И уже сканирующее устройство определяет, какое яблоко пригодно, а какое стоит забраковать. Такая калибровка и позволяет достичь товарного вида, который предпочитает потребитель. В новом хранилище используется принцип хранения в контролируемой атмосфере с пониженным содержанием углекислого газа и кислорода. Причем свой микроклимат создается для каждого сорта, а у нас их семь. Урожай таким образом сохраняется не один год. В 2024 году откроется линия по производству сидра, в планах запуск линий наиболее востребованной продукции, - джемов, варенья, детского питания.
- Как расшифровывается «МБК»?
- Москва, Брянск, Кемерово, заглавные буквы регионов, где мы развивали бизнес.
- Самая главная буква в названии?
- «К» - Кемеровская область, я родом из Кузбасса, детство и юность прошли в Новокузнецке. Там все и началось.
- Вы не сразу пришли в сельское хозяйство. Ваш первый шаг в бизнесе?
- Формально – когда перешел из инженеров в трейдеры. Однако первую и главную инвестицию в мой бизнес сделали родители, отдав меня в одну из лучших школ Кузбасса, Новокузнецкую гимназию №59. Мне повезло вдвойне: я учился, когда там преподавал легендарный учитель Сергей Павлович Смолин, под руководством которого наша школьная команда много раз побеждала на всероссийских олимпиадах по экономике. Всю теоретическую базу по организации бизнеса и предпринимательского дела я получил в школе. Изучение специальности в вузе «Экономика управления на горном предприятии» к моим знаниям прибавило максимум 10%. Красный диплом я получил легко, совмещая студенчество и работу в шахте. Гимназия же дала мне системность и логичность мышления, необходимые в бизнесе. И в этом большая заслуга моего учителя информатики Нины Алексеевны Комаровой. Под ее началом я выиграл все возможные олимпиады по программированию, включая международную студенческую, хотя в тот момент я был еще школьником.
- Первый раз слышу, чтобы студент экономфака, да еще увлекающийся программированием, трудился не в офисе, а в шахте. Почему?
- Для Кузбасса работа в шахте не экзотика. Моим первым образованием в СибГИУ стало горное дело. Я дипломированный горный инженер, специальность экономиста осваивал уже разрабатывая подземные месторождения. Работал мастером, потом начальником участка.
- Почему вы ушли из горного дела и как специалист, который трудится в шахте, может выйти в бизнес, не имея капитала?
- Зарплаты в 20 тысяч в месяц не хватало. Из горного дела я перешел в другую, достаточно близкую отрасль, угольную. Решил попробовать себя в качестве угольного трейдера. Не самый высокодоходный бизнес: приобретаешь уголь условно за рубль, продаешь за рубль десять. Так и заработал стартовый капитал, который мы инвестировали в производство, занялись вскрытием месторождений. Проще говоря, проводили работы, открывающие доступ к природным ископаемым.
- Почему не остались в одной отрасли?
- Тому, кто честно и профессионально делает свое дело, судьба всегда дает шанс проявить себя в другой сфере. Продавая уголь в Польшу, мы с отцом (от ред. Олег Кобец – соучредитель ГК «МБК») познакомились с партнерами, у которых были тепличные хозяйства по выращиванию томатов. Убедившись в рентабельности бизнеса и высокой квалификации поляков, решили создать совместное предприятие. Приехали в Брянскую область с инициативой построить тепличное хозяйство по выращиванию помидоров. Однако началась Крымская весна, и представители Евросоюза отказались от инвестиций в регион. Но у нас установились доверительные отношения с руководством Брянской области, и мы уже своими ресурсами стали строить яблоневый сад. Хитрая цепь событий, которая привела именно к этому. И эта цепь событий ни одного года, а десяти лет, когда одно действие приводило к другому, и, в конце концов, привело к рождению фруктового сада.
В мае в нашем саду началось цветение, и вы своими глазами увидели миллион цветущих деревьев. Когда распускаются цветы на яблонях, все это задает прекрасное настроение на год вперед.
Фото: МБК, Артем Костенко