Предпринимательские сети
Это первая часть большого материала, посвященного коммуникациям в предпринимательской среде. Следите за обновлениями!
Фото: freepik.com
Виды взаимодействий в предпринимательстве могут быть разными:
- Партнерство;
- Инвестирование;
- Сетевое взаимодействие;
- Торговые отношения;
- Клиентская поддержка.
Существует также ряд теорий, исследований и методов управления взаимодействием в предпринимательстве. Так, теория игр широко используется для анализа конкуренции и сотрудничества, помогает принимать обоснованные стратегические решения. Теория организации помогает понять, как управлять компанией эффективно, как организовать бизнес-процессы, как мотивировать сотрудников и как создавать устойчивые организационные структуры. Идея коопетиции заключается в том, что соперничество может сосуществовать с сотрудничеством, приводя к взаимовыгодным результатам для всех участников. В предпринимательской деятельности принципы коопетиции могут быть использованы для создания стратегических партнерств и расширения бизнеса.
Кроме того, существует понятие «экосистемы предпринимательства», которое отражает важность взаимодействия между различными участниками (стартапами, инвесторами, университетами, инкубаторами и т.д.) для создания благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности.
За последние несколько лет взаимодействие в предпринимательстве значительно повлияло на рост числа цифровых платформ, краудсорсинга и других форм коллективного участия в бизнесе.
Сетевое взаимодействие в современном предпринимательстве
Благодаря сетевым связям и партнерствам предприниматели могут расширить свои возможности, увеличить доступ к ресурсам, информации и рынкам сбыта. Ни один бизнес не существует в изоляции, и успешные предприниматели стремятся к созданию и поддержанию широкой сети профессиональных контактов. Именно оно помогает людям обмениваться опытом, учиться на ошибках других, находить новые идеи, идентифицировать потенциальных партнеров и клиентов. Кроме того, через сетевые связи можно получить доступ к инвестициям, экспертам, менторам и другим ресурсам, что способствует дальнейшему росту и развитию бизнеса.
Олеся Киселева, управляющий директор МФК «Лайм-Займ»:
- Выстраивание партнерских взаимоотношений – и с инвесторами, и с кредиторами, и с компаниями-представителями отрасли, и с подрядчиками – необходимо, поскольку именно надежные, долгосрочные и прозрачные деловые контакты дают основу для развития и масштабирования любого бизнеса. Это снижает всевозможные риски – от неисполнения обязательств со стороны партнера до финансовых потерь вследствие прекращения отношений с одним из множества партнеров (чем больше партнеров, тем меньший урон это нанесет компании). Также постоянный контакт с коллегами позволяет обмениваться лучшими практиками и идеями, что благотворно влияет на развитие каждой компании в сети партнерских связей и даже целых отраслей.
Елена Ярд, соучредитель группы компаний «Росавтономгаз», основатель консалтинговой компании Yard.Consulting:
- Сетевое взаимодействие я считаю одним из главных условий для успеха любого бизнеса. Для развития и укрепления таких отношений современные предприниматели используют разные форматы и платформы. Выделю самые, на мой взгляд, эффективные.
Сегодня мы наблюдаем тренд на бизнес-клубы. Предприниматели активно создают их не только для продаж в B2B-формате, но в первую очередь для совместных коллабораций, позволяющих укрепить позиции на рынке, и поиска инвестиций. То есть бизнес-клубы помогают образовывать социальный капитал. Членам одного клуба проще достичь своих целей, ведь они уже знакомы. Например, один предприниматель давно думает, куда бы вложить деньги, а у другого есть интересная идея. Инвестор охотнее вложится в бизнес того, с кем он пересекается на мероприятиях, тесно общается. Также подобное взаимодействие позволяет быстро выйти на людей, которые принимают решения, – в клубе могут найтись люди, знакомые с топ-менеджерами больших организаций.
Бизнес-клубы также отлично помогают прокачать мышление и найти иные подходы к решению бизнес-задач. Среди их членов – предприниматели с абсолютно разным уровнем дохода и достижений. Следовательно, у каждого – свое мышление. Когда тебе необходимо принять серьезное решение в бизнесе, интересно посмотреть со стороны, как их принимают люди с гораздо большим доходом, чем у тебя. Тут же можно поделиться своей проблемой, попросить совета и получить бесценную рекомендацию.
Интересным форматом для сетевого взаимодействия считаю отраслевые выставки. Они тоже эффективны для укрепления связей, поиска новых партнеров, продвижения продукта или услуги. Наша компания обязательно участвует во всех крупных выставках, посвященных газовому направлению. На них собираются главные фигуры отрасли, обсуждаются тенденции рынка, участники делятся закрытой информацией, которую не найдешь в СМИ. На таких мероприятиях мы получаем возможность завязать знакомства с руководителями крупнейших компаний, среди них есть и потенциальные клиенты. Таким образом, отпадает необходимость искать контакты точек сбыта – мы получаем выход сразу на собственников нужных компаний.
Инвестиции в деловые контакты
Деловые контакты могут играть важную роль в привлечении новых партнеров. Люди, с которыми мы знакомимся на конференциях, семинарах и других событиях, могут стать инвесторами или партнерами по бизнесу. При этом хорошая репутация и качественные отношения с окружением могут дать новых клиентов и идеи для развития бизнеса. Умение вести диалог, быть открытым к сотрудничеству и понимать потребности другой стороны также играет важную роль в успешном выстраивании собственного дела.
Олеся Киселева, управляющий директор МФК «Лайм-Займ»:
- Выстраивание деловых контактов начинается с точечных взаимодействий. Чем больше и чаще происходят взаимовыгодные знакомства, тем больше компании стремятся к долгосрочным отношениям и поиску новых точек соприкосновения. Например,ы начинали сотрудничать с банками с расчетно-кассового обслуживания. Сегодня некоторые банки – наши постоянные партнеры, которые предоставляют нам фондирование для развития бизнеса (кредитные лимиты) и вместе с нами повышают свою экспертизу в работе с микрофинансовым сектором (в части разработки полноценной программы кредитования МФО, не только нашей компании). Другие партнеры развивают с нами совместные продукты для наших клиентов