«Рост там, куда страшно идти»
Фото: Алина Акимова
преподаватель по вокалу, владелица студии Vi Vokal, певица, автор песен.
- Виктория, расскажи нашим читателям о своей музыкальной карьере.
- Она началась давно, еще когда я жида в Магадане. Там я окончила музыкальную школу по классу гитары. Вокалом занималась с четырех лет. Училась, но мало где выступала. Бурное развитие началось с переездом в Ульяновск – три года назад.
- Ты была участником больших вокальных конкурсов. Расскажи о них.
- Одним из самых крутых конкурсов в моем портфолио можно считать «Звезду». Это телепроект на одноименном федеральном телеканале. Я участвовала в нем в 2023 году, и там мне удалось выйти в финал.
Еще дважды ездила на «Универвидение»: его концепция похожа на «Евровидение», только это конкурс для вокалистов из университетов России. Этим проектом я очень довольна. Там были сильные члены жюри, известные в вокальном сообществе фигуры, хорошая конкуренция и накал эмоций.
Также регулярно участвую в вузовских мероприятиях: студенческой весне, конкурсе «Мистер и Мисс УлГУ».
Самое сложное во всех конкурсах это поддерживать свою веру в себя, а самое ценное – понять, что ты тоже чего-то стоишь. Когда видишь конкурентов, опытных, буквально гениальных людей, а потом оказываешься с ними наравне – осознаешь, что тоже способна на что-то большое.
- У тебя действительно очень сильный голос. Расскажи, с какими трудностями сопряжена карьера профессионального вокалиста.
- Самое типичное: вокалисту нельзя есть много сухариков, чипсов и орешков перед выступлением – все это может в некоторой степени вредить связкам. Но в краткосрочной перспективе: в обычное время мы от этого все-таки не отказываемся.
Куда более сложное правило – постоянная работа над голосом. Вокальный аппарат всегда должен находиться в тонусе. Не будешь петь хотя бы неделю – и уже потеряешь то, что нарабатывал долгое время. Так работает мышечная память.
Если ты выбираешь путь развития своего таланта, нужно быть готовым, что результат сразу не увидишь. Он может не прийти ни завтра, ни через неделю, ни через месяц – по крайней мере такой результат, на который мы рассчитываем. Над одной песней можно работать без малого полгода.
Непросто бывает осознать себя на сцене. Раньше, готовясь к выступлениям, я думала, что мне нужно быть идеальной: голос, движения, взгляд – все должно быть отточенным, правильным. А сейчас понимаю, что вокалист в первую очередь должен учиться транслировать свои эмоции, быть естественным и искренним, а не просто петь, как безупречная машина.
И кроме того, если человек выбирает сцену, он должен всегда выглядеть красиво. Но это, конечно, исключительно мое мнение.
- Я слышала от некоторых музыкантов, что в хорошем настроении и петь хорошо, а в усталости это в разы труднее. Как ты с этим справляешься?
- Честно говоря, никак. Да, иногда бывает море вдохновения, поешь шикарно, энергии – на целый мир. А порой звезды не сходятся, и это можно (и нужно) принимать, не мучить себя, а отложить до лучшего времени.
Конечно, другая ситуация с выступлениями и конкурсами. К ним ты готовишься издалека, знаешь конкретный день, когда нужно быть в лучшей форме, и точно готов показать «класс»: мозг и тело тебя не подведут.
- Расскажи про свой бизнес.
- Полноценную студию я открыла не так давно – в прошлом году. До этого преподавала на дому, а потом наконец пришла к выводу, что нужно масштабироваться, расширять профессиональное пространство.
Сначала у меня было помещение на Воробьева, а сейчас я работаю в «Мираже»: расположение тут хорошее, акустика тоже оказалась подходящей. Несколько раз моя студия была партнером разных мероприятий – студенческих, вроде «Мистер и Мисс УлГУ», и городских, например, Дня защиты детей.
- К тебе приходят люди разных возрастов. Как устроены занятия?
- Это работа, которая по-настоящему приносит мне удовольствие.
Обучение всегда начинается с диагностики: она обычно занимает один-два урока, и там уже становятся видны все слабые и сильные стороны. Стараюсь развивать сначала первые, а затем уже все остальное.
Люди приходят разные: у кого-то есть очевидные исходные данные, в ком-то музыкальный потенциал нужно взращивать с самого начала.
Да, у меня разновозрастная аудитория, но от этого только интереснее. Кто-то занимается исключительно для работы над собой, таким людям нужен результат и ничего больше. Кто-то открыт к общению, и простая дружеская коммуникация только упрощает процесс обучения. У каждого человека тут есть личные границы, и их важно не нарушать.
- Бытует мысль, что ребенку научиться петь легче, чем взрослому. Это так?
- В какой-то степени да, потому что дети еще не перегружены лишними знаниями. Что преподаватель в них вкладывает, то они принимают как истину, стараются делать, как предписано. У ребенка нет мыслей о том, что наставления педагога можно подвергнуть сомнению. А значит, если педагог грамотно подходит к обучению, оно будет эффективным и стремительным.
Когда работаешь со взрослыми, дела обстоят иначе. Нужно объяснять, что, как и почему надо сделать. И уже когда человек находит связь этого с той парадигмой, которая уже у него в голове сложилась, он перестает это неосознанно отторгать и начинает обучаться.
Есть и физиологический момент: у детей связки более пластичные, податливые. У взрослых уже сформирована своя манера речи или даже пения, однако ничто не мешает целеустремленному человеку «перевоспитать» свой аппарат.
- Бывают люди, с которыми сложно работать?
- Каждый когда-то с такими сталкивается. Дело не столько в характерах, сколько в том, что иногда мы просто друг другу не подходим, и от такого сотрудничества будет мало толку. Обычно это становится ясно спустя пару уроков. Важно найти наставника, с которым тебе будет действительно комфортно.
- Недавно ты участвовала в конкурсе «Мисс Ульяновск» и стала победителем в номинации «Красавица Ульяновска». Прими мои поздравления! Расскажи, как решила попробовать свои силы в этом конкурсе?
- Участвовать мне предложила знакомая. Сначала я не хотела, но потом все-таки подала заявку в номинацию «Красавица Ульяновска» (в «Мисс Ульяновск» не проходила по росту). Сделала это буквально в последний день. Долго думала, пройду ли кастинг, но в итоге, несмотря на мои сомнения, меня выбрали, и вместе еще с девятью девушками мы начали проходить этапы конкурса.
- Было сложно?
- Было интересно. Этапы оказались классными: мы должны были показать свои творческие, интеллектуальные, спортивные, да и просто человеческие качества. Мне, конечно, легче всего дался творческий этап: я выступала с песней «Хава Нагила» (одна из моих любимых композиций), и жюри высоко оценили мой выход.
Изначально моей целью был Гран-При, который присуждают как раз по итогам испытаний. Но я не очень спортивный человек, поэтому именно этот этап меня подвел. И интеллектуальное состязание тоже оказалось сложным, по крайней мере, для меня: было много вопросов про Ульяновск, и поскольку я здесь лишь несколько лет, глубоко с историей региона еще не знакома. Но это все не сильно меня расстроило, ведь сам факт участия в конкурсе действительно того стоил.
- Какой опыт оказался самым важным?
- Я поняла, что на сцене могу не только петь, но еще и красиво ходить. Смогла увидеть себя немного в другом амплуа. Для меня как для человека, который часто бывает там, это ценное знание.
И кроме того, я еще раз убедилась в том, что красота – это не только то, что снаружи, но еще и то, что внутри: талант, мировосприятие, умение видеть прекрасное в других людях.
Своим титулом я горжусь и буду рада рассказывать о нем в числе других важных достижений.
- Чем ты увлекаешься помимо музыки?
- Музыка меня сопровождает каждый день. Можно сказать, сейчас мое хобби – это учеба (улыбается). Хотя, конечно, я стараюсь ставить ее в приоритет, пусть не всегда мне это удается. А так, наверно, как у многих: книги, отдых, общение с людьми. Жизнь во всех ее проявлениях – это тоже хобби.
- Как ты справляешься с упадком сил, когда такое случается?
- У меня есть, наверно, не очень полезная установка: работать до последнего. А когда усталость уже берет свое, с этим ничего не поделаешь. Лучше просто лечь, расслабиться и позволить себе передохнуть.
На самом деле, иногда я просто не замечаю, когда ресурсы заканчиваются, потому что бываю сильно чем-то увлечена. Но организм в любом случае напомнит о себе и заставит сделать паузу. Нужно не сопротивляться, а попытаться понять, что именно ему сейчас требуется для того, чтобы вернуться в хорошую форму.
- Какие советы ты бы дала начинающим певцам?
- Найти хорошего педагога. Такого, который проверен знакомыми, отзывами, который точно заслуживает доверия. Сильный преподаватель, увидев желание петь и готовность вкладываться в это, сможет дать то, что вам необходимо.
И еще одно правило, которое я для себя извлекла из многих событий, звучит так: всегда нужно идти туда, где страшно. Потому что именно там – настоящий рост.
Фото, портрет: Алексей Китов