Российская полка
Фото: freepik
Политика импортозамещения направлена на защиту экономических интересов государства, стимулирование развития отечественного производства и снижение геополитических и валютных рисков. Глобальные цели:
- Создание благоприятных условий для развития национального бизнеса всех масштабов;
- Уменьшение зависимости от импортных товаров и технологий;
- Формирование промышленного производства способного конкурировать как на внутреннем, так и на мировом рынке;
- Разработка новых технологий и инновационных решений.
В контексте российской экономики основные усилия правительства направлены на развитие транспортного машиностроения, автомобильной промышленности, фармацевтической отрасли, судостроения, авиастроения, химической и электронной промышленности, а также на замену импортного программного обеспечения с преимущественным вниманием к промышленным программным комплексам и собственным операционным системам и офисному ПО.
В настоящее время примерно половина оборота непродовольственного сектора в России приходится на импорт и составляет около 10 трлн рублей. Эксперты считают, что замещение импорта непродовольственных товаров представляет собой более сложную задачу, учитывая разнообразие и сложность товаров в этом секторе.
Для увеличения доли отечественной продукции в розничных магазинах и онлайн торговле готовится законопроект о «российской полке», который предполагает установление доли товаров российского производства на полках магазинов и на маркетплейсах.
Согласно опросу OMD OM Group, большинство россиян считают, что местные компании способны заменить импорт в производстве продуктов питания и напитков (81%), мебели и предметов интерьера (76%), бытовой химии (75%), товаров для личной гигиены и косметики (71%), а также лекарств (55%). Скептичным остается отношение к возможности замещения импорта IT-продуктов, электроники и автомобилей.
Сергей Ольницкий, коммерческий директор направления «Полимерные мембраны и PIR» компании ТЕХНОНИКОЛЬ:
- В строительном сегменте, в частности, гидро- и теплоизоляционных строительных материалов, мы добились практически полного импортозамещения, успешно заменив покинувших наш рынок европейских производителей. Новые объекты, как в сфере промышленно-гражданского строительства, так и в ИЖС строятся преимущественно из российских стройматериалов. Завозить большинство позиций из-за рубежа просто невыгодно из-за сложной и дорогой логистики, а также проблем с международными оплатами. Не стоит забывать и об отсутствии какой-либо ответственности иностранных производителей за качество поставляемых в РФ товаров и соответствие их технических характеристик требованиям наших нормативов. Также импортозамещение в сегменте дефицитной не первый год теплоизоляции позволило отечественным компаниям нарастить производственные мощности внутри страны. В том числе – и по стремительно развивающемуся инновационному утеплителю PIR.
Наиболее остро для производителей российской продукции стоит вопрос в импортозамещении оборудования. Нам важно развивать компетенции внутри страны, в том числе растить инженеров, которые могли бы проектировать и конструировать необходимое промышленное оборудование. Во многих сегментах, не только в производстве стройматериалов, предприятия закупали комплексные технологические решения в Европе. С переориентацией на Восток ситуация изменилась: теперь заводы приобретают отдельные узлы и агрегаты и силами собственных специалистов на месте собирают всю линию по элементам.
Также с точки зрения импортозамещения открытым остается вопрос по обеспечению некоторыми сырьевыми компонентами, которые на сегодняшний день не производятся в России либо не соответствуют требуемому качеству. Тем не менее, работа ведется и в области машиностроения и развития собственной сырьевой базы. Мы рассчитываем, что в ближайшие несколько лет удастся добиться по этим составляющим хорошего уровня импортозамещения, чтобы отечественные строительные материалы стали на 100% действительно отечественными.
Препятствия, конечно, есть. Частично они связаны с недостатком компетенций внутри страны. Закупка технологий и сырья осложняется санкционным давлением и сложностями проведения финансовых операций с контрагентами за рубежом. Но и здесь бизнес адаптируется и находит решения. Мы видим, что государство стимулирует развитие образовательных программ в области инженерных специальностей. Сами предприятия также проявляют инициативу, плотно работают с вузами и ссузами. Это активность в последнее время вышла на новый уровень – ряд российских компаний уже сегодня начинает вести и готовить будущих сотрудников со старших классов средней школы.
Виталий Китайчук, финансист, заместитель руководителя финансово технологической компании ONLY BANK:
- В последние годы доля импортных товаров на потребительской полке в России претерпела значительные изменения. Это связано как с глобальными экономическими тенденциями, так и с внутренней политикой страны, направленной на стимулирование импортозамещения.
По данным на 2024 год, импортные товары продолжают занимать значительную долю на потребительской полке. В некоторых сегментах, таких как электроника и косметика, их доля может достигать 60-70%. Однако в других секторах наблюдается постепенное сокращение доли импорта.
Статистика импорта по основным категориям товаров:
- Электроника и бытовая техника – около 70%. Основные поставщики - Китай, Южная Корея, Япония.
- Косметика и парфюмерия – около 60%. Основные поставщики: Франция, США, Германия.
- Продукты питания – около 20%. Основные поставщики: Беларусь, Казахстан, Турция
С 2014 года после введения санкций и контрсанкций российское правительство активно продвигает политику импортозамещения. Это привело к увеличению доли отечественных товаров в некоторых категориях, особенно в агропромышленном комплексе и легкой промышленности. С момента введения продэмбарго в 2014 году Россия смогла значительно увеличить долю отечественных продуктов питания – почти до 80%.
Несмотря на успехи в импортозамещении, ряд факторов затрудняет полный переход на отечественные товары, в том числе качество продукции – по этой причине, например, потребители часто предпочитают импортные товары.
Согласно заключениям экспертов, 2022 году примерно половина российских компаний столкнулась с проблемами продления лицензий на зарубежное программное обеспечение. Также около трети предпринимателей жаловались на проблемы с технической поддержкой (32%) и оплатой обслуживания (31%), а каждый десятый отметил нестабильную работу зарубежного софта.
Исследование, проведенное К2Тех в декабре 2023 года, показало, что доля прямой вендорской поддержки иностранных IT-продуктов сократилась с 52% в 2022 году до 14% в 2023 году. Более половины компаний, продолжающих использовать зарубежные решения, поддерживают их самостоятельно или с помощью локальных сервис-партнеров, а 17,5% из них прибегают к параллельному импорту.
Государство России приняло решительные шаги для поддержки развития отечественной IT-отрасли: стимулирование перехода с иностранного ПО на отечественное и широкие меры поддержки российских IT-компаний, специалистов и заказчиков:
- Возможность ускоренной амортизации оборудования, внесенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также ПО из единого реестра российского ПО.
- Субсидии на внедрение российского ПО, сервисов и платформенных решений.
- Обнуление ввозных пошлин на технологическое оборудование, комплектующие, сырье и материалы, используемые в крупных инвестиционных проектах в приоритетных секторах экономики РФ, включая ИТ.
- Льготная ставка налога на прибыль:
0% с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. для компаний на общей системе налогообложения.
До 1% на УСН «Доходы», до 5% на УСН «Доходы минус расходы» в зависимости от региона.
Освобождение от НДС при реализации ПО, включенного в реестр.
Налог на дивиденды - 0%.
- Ведомственные программы цифровой трансформации.
- Мораторий на налоговые проверки. Аккредитованные IT-компании освобождены до конца 2024 г. от контрольных и надзорных мероприятий, за исключением профилактических. До 3 марта 2025 г. приостановлено проведение выездных налоговых проверок таких организаций.
- Льготная ставка по ипотечным кредитам для IT-специалистов.
- Отсрочка от призыва на срочную военную службу и/или освобождение от мобилизации.
Кроме того, малый и средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели теперь могут приобрести лицензии на российское ПО со скидкой 50%. Государство компенсирует половину стоимости лицензии производителям.
По инициативе Правительства РФ с 2017 года устанавливается приоритетное положение отечественной продукции на рынке. Национальные меры поддержки для малого и среднего бизнеса продолжают развиваться, чтобы стимулировать импортозамещение и увеличить возможности для экспорта. Был докапитализован Фонд развития промышленности, который остается ключевым инструментом импортозамещения. Расширилась сфера специнвестконтрактов: помимо схемы СПИК 2.0, вновь появилась возможность заключать контракты СПИК 1.0. Эти действия способствуют привлечению инвестиций в промышленное производство.
Компании, которые производят отечественные товары вместо импортных, при выполнении определенных условий могут рассчитывать на особую поддержку со стороны государства:
- выплата субсидий для покрытия процентов по кредитам,
- возмещение НДС для снижения налоговой нагрузки,
- компенсация части затрат на разработку и производство товаров, предоставление социальных грантов,
- финансовая поддержка в исследованиях и разработке новых технологий,
- упрощение экспортного контроля и помощь предприятиям с консультациями, бухгалтерскими и юридическими услугами.
Меры поддержки, осуществляемые в рамках нацпроекта по развитию МСП, предлагают возможности для привлечения дополнительного финансирования, установления производственных цепочек и поиска новых рынков сбыта. Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич отметил, что сегодня предприятиям малого и среднего бизнеса доступны четыре программы льготного кредитования, а также возможность приобретения оборудования через льготный лизинг, предлагаемый компанией «МСП Лизинг».