Яблоко от яблони
Фото: freepik.com
Согласно исследованию EY and University of St.Gallen, компании, которые организованы членами одной семьи, дольше существуют на рынке, более успешны, чем остальные. В Европе порядка 65% бизнеса – семейные компании: рестораны, отели, винодельни, сыроварни. И этим традициям несколько веков.
Среди успешных корпораций с мировым именем немало семейных предприятий (Volkswagen, Audi, BMW, IKEA, Samsung Group…).
А что в нашей стране? В царской России тоже были достойные семейные компании, например, семья Абрикосовых (ныне – торговая марка Бабаевский), семья промышленников Демидовых и другие.
Сегодня, по данным ТП РФ, 74% бизнесов в России – семейные, то есть предполагают занятость двух или более членов семьи. Есть примеры успешных бизнес-династий и в Ульяновской области (о некоторых из них мы рассказываем в этом номере), однако, справедливости ради, стоит признать, что мало кто из отпрысков успешных предпринимателей становится достойным продолжателем дела отца и/или матери.
– Возможно, это связано с тем, что бизнес – дело сложное, и не такое завораживающее, как, скажем, творчество, – комментирует Инна Семикашева, доцент кафедры психологии УлГПУ. – К тому же бизнес у нас строится, как правило, «с нуля», фактически не имеет долгих традиций преемственности – так, чтобы и дед варил пиво, и прадед, и внук, когда рос бы – понимал, что вот это семейное дело, и было бы классно его продолжить…
И потом, чтобы стать успешным бизнесменом, нужно обладать многими чертами лидера, авторитетного руководителя, и эти черты часто переносятся на воспитание детей. А, как известно, авторитарный стиль воспитания приводит к двум вариантам – или полностью подавляет личность (и как тогда продолжать дело отца, где взять лидерские качества?), или вызывает протест против насилия, желание быстрее вырваться из-под опеки и жить свою жизнь, максимально непохожую на своего авторитетного родителя….
И еще важный момент – мотивация, которая возникает только когда есть определенная недостаточность – в деньгах, в признании, и т.д. А если детей воспитывали в достатке – а как хотелось родителям, выросшим в обстановке вечного дефицита в СССР, побаловать детей, чтобы у них было то, чего не было у них самих! – то желание добиваться чего-то резко снижается…
Есть японская поговорка про то, что внуки богатых людей часто голодают, потому что родители потратили все состояние дедов. А еще дети зачастую не похожи на своих родителей по психотипу: у них иные интересы, вокруг них другая реальность, и чем дальше, тем она необычнее для привычного понимания – сколько возможностей заняться новым появляется для молодежи – сфера ИT, разработка игр, да хоть блогерство. Зачем им «скучный» родительский бизнес, к которому не лежит душа, с кучей забот, тревог и усилий?
– Если родители хотят, чтобы их дело было продолжено, важно помнить, что ребенок не «чистая доска», он рождается с определенным психотипом и задатками, и важно понять, какой он и чем ему будет интереснее заниматься, – советует эксперт. – А еще – показывать, что их дело, которым они занимаются, потрясающе интересное, и, если они им действительно увлечены, то есть шанс, что их детям тоже захочется его продолжить.
… На выставке «Сделано в Ульяновской области» посетителей стенда с подсолнечным маслом холодного отжима из Никольского-на-Черемшане встречал 12-летний Илья, сын известного фермера Алексея Якушева. Рождается новая бизнес-династия?..