Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Больше чем семья

8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности, а 2024-й в нашей стране объявлен Годом семьи. Для героев нашей публикации их «вторые половины» и родственники – полноценные бизнес-партнеры в семейном бизнесе. И в таком тандеме, безусловно, есть свои плюсы и минусы.

Фото: freepik.com

Роман Акалупин

основатель и генеральный директор агентства Darsy (специализируется на организации свадеб, но в портфолио есть и другие мероприятия: закрытые ужины для FIFA, корпоративы и т.д.)

- Согласно исследованию Сбера, 74% малого и среднего бизнеса в России — семейные предприятия. А данные опроса, проведенные банком «ВТБ» и «Открытие», говорят о том, что каждый третий россиянин хотел бы вести бизнес с родственниками. Мы с женой не стали исключением.

В 2012 году мы с супругой сыграли свадьбу и через полгода уехали жить в Испанию. Именно там зародился наш первый совместный бизнес с женой и тестем — поставка цитрусовых в Россию.

Бизнес набирал обороты, мы собрали команду, заключили контракты с испанскими фермерами, наладили все процессы, но в 2014 году в связи с политическими событиями бизнес пришлось приостановить.

Тогда мы вернулись в Москву и решили открыть свадебное агентство. Эту идею вынашивали долго: еще после нашей свадьбы поняли, что рынок нуждается в качественных специалистах. Мы разделили обязанности: я отвечал за продажи и маркетинг, а Дарья — за декор на свадьбах. Работали вдвоем вплоть до 2018 года, пока не прошли обучение. Именно с того момента начали собирать команду, увеличивать количество проектов, средний чек и прочие бизнес-показатели.

И вот уже 10 лет наше свадебное агентство уверенно держится на плаву: штат превышает 40 человек, в портфолио - более 500 организованных мероприятий и вхождение в ТОП-7 свадебных агентств по версии Wedding Awards (2019-2020, 2020-2021).

Среди плюсов семейного бизнеса я бы назвал следующие:

1. Общая цель и мотивация, которая сплачивает вас и как партнеров, и как супругов.

2. Полное взаимопонимание и отсутствие конкуренции между собой. Вы можете «прикрыть» друг друга в нужный момент. Например, моя жена была одной из немногих, кто поддерживал меня во время обучения, и больше занималась детьми и бытом, когда я уходил с головой в работу.

3. Совместный бюджет, которым распоряжаетесь только вы.

Безусловно, есть и минусы:

1. Важно договорится на берегу, где чья зона ответственности. Так как вы супруги, то, скорее всего, у вас нет задокументированных регламентов, и все договоренности устанавливаются устно. На фоне этого могут происходить недопонимания и споры. Но решение очень простое – четко прописать, кто за что отвечает.

2. Вы в первую очередь семья, поэтому не можете вести себя друг с другом так же, как с линейными сотрудниками или сторонними партнерами по бизнесу: из-за эмоций сложно разграничивать работу и личное. Опять же, чтобы избежать конфликтов, следует общаться и находить компромиссы.

Евгений Бурмакин

генеральный директор и соучредитель клиники доказательной медицины «W Clinic» и «Все мы дети»

- Три года назад мы вместе с женой открыли женскую клинику доказательной медицины «W Clinic». Через два года свои двери распахнула детская клиника «Все мы дети». Недавно состоялось открытие Центра психологии и психотерапии.

Моя жена Дарья – врач акушер-гинеколог с 12-летним опытом работы, я по образованию маркетолог и более 10 лет проработал по специальности, до открытия клиники был опыт в малом бизнесе. Идея начать медицинский бизнес – общая и далеко не спонтанная.

Доверие – то, на чем строится бизнес. Это и есть причина того, почему бизнес семейный. Я никому не смог бы доверять настолько, насколько доверяю своей жене.

Но, несомненно, минусы есть. Вся твоя личная жизнь поглощается работой. Совещания не прекращаются вне офиса: в машинах, на завтраках, в отпусках, на выходных. Все наши неуспехи и неудачи отражаются в быту и личных взаимоотношениях, как бы мы ни пытались это предотвращать.

Сейчас у нас с женой три роли взаимоотношений: соучредитель – соучредитель, генеральный директор — врач, жена – муж.

С точки зрения дальнейших планов в роли соучредителей – мы наравне. С точки зрения постановки планов (я как генеральный директор) – Дарья моя подчиненная. Происходит смешение ролей: подчиненный – руководитель, партнеры по бизнесу, муж – жена. Как итог: рабочие отношение неминуемо переносятся на семью, на отношения в семье.

Самое важное правило в семейном бизнесе: договориться «на берегу», что бы ни происходило на работе, с какими трудностями бы мы ни сталкивались – это никак не должно влиять на глобальные изменения внутри семьи, рабочие моменты не должны стать причиной распада семьи.

Наталья Гордеева

48 лет, бывший банковский сотрудник, руководитель среднего звена и Александр Бровко, 49 лет, инженер по автоматике (Москва), ныне соучредители Мастерской маслодела БЕЛОПОЛЕ

- Наша мастерская БЕЛОПОЛЕ (производство 36 видов сыродавленных растительных масел по старинной бережной технологии, а также ореховых паст и урбечей) - семейное предприятие, свое дело мы запустили в 2021 году.

Сейчас я, Наталья, делаю продукцию, обучаю маслоделов нашему ремеслу, занимаюсь экономикой, юридической частью, продвижением и продажами масел, на Александре – вся техническая часть мастерской и продажи прессов, автоматики и приспособлений для маслоделия. Достаточно часто бывает - человек покупает нашу продукцию, а потом проникается и говорит – хочу сам делать масла. И я провожу обучение, Александр продает оборудование и проводит технические консультации. Так, с помощью нашей семьи, на в России одного маслодела становится больше.

В феврале 2022 года мы отправили наши масла на престижный международный конкурс «Масла мира-2022» в Париже, проводящийся ассоциацией AVPA, этот конкурс – эталон профессии маслодела - проводится уже 20 лет, в нем принимают участие более 600 участников со всех континентов, и за все три наших масла мы получили награды – бронзовую медаль и диплом «PARIS GOURMET», это огромное достижение. Сейчас у нас 7 наград, в том числе золотая, серебряная и бронзовая медали.

Семейная работа – это намного больше, чем просто семья, это общие цели, больше понимания, больше общения. Всегда есть возможность обсудить вечером то, что не успели решить в течение рабочего дня.

Алексей Оносов

предприниматель, директор и основатель «Юнисофт», лауреат премии "Золотой меркурий" в номинации "Семейный бизнес" (с супругой работает вместе с 2004 года)

- Одному начинать бизнес сложно. Друзья не всегда разделяют твои интересы, а в супруги мы обычно выбираем человека, который разделяет наши ценности и мысли, а значит, может поддержать и твой бизнес.

С моей женой мы начали совместный бизнес давно. Когда Евгения работала в другой компании, я видел, как она выкладывается – на все 100%. Тогда я понял, что наша пара может очень эффективно работать вместе. Вместе мы проходили лидерский тренинг, на нем также было заметно, что мы хорошо функционируем вместе.

В то время наша компания была молода, и у нас не было возможности для найма сотрудников. Постепенно начали формировать костяк команды, организовали одну из самых важных вещей - отдел продаж. Вместе мы развивали нашу компанию, сначала занимались только перепродажами, далее организовали свое производство, на данный момент входим в топ-3 в своей нише в РФ.

Конечно, непросто совмещать бизнес и семью. Поэтому для начала нужно разработать внутренние правила, - даже если вас всего двое. Нужна четкая грань между личными отношениями и деловыми.

Семейный бизнес - не для всех пар. Часто неудачи переносятся на настроение за семейным столом. Мы не впускаем в наши отношения работу, а на работе, ведем себя строго и профессионально.

Семейные отношения это как огонь в очаге, и если он “затухает”, надо периодически подбрасывать в него новые “дровишки”. Это могут быть путешествия, занятия танцами, вокалом. Во всем этом нужно найти то, что будет приносить удовольствие вам обоим.

И, конечно, построение бизнеса начинается с доверия. Всегда советуйтесь друг с другом. Нужно уметь обсуждать с супругой и принимать решения вместе. Каждый член семьи в нашей команде работает на благо семьи, ради благополучия детей. У нас разные задачи и обязанности, но мотивация, цели - едины.

Анастасия Шахова

основатель и совладелец рекламно-производственной компании AmadeyPrint

- Я начала заниматься бизнесом, когда мне было 22 года, – открыла компанию по поставке текстильных изделий. Возила футболки, рубашки, другие изделия из Узбекистана, Бангладеш, Пакистана, Китая. Компания успешно росла.

Когда грянул кризис 2014 года, я была в декрете. Нанятый директор оказался не готов работать в таких жестких условиях, а сама я не планировала выходить на работу, - ребенок был маленький. Обороты резко упали, и я решила закрыть компанию.

Мой старший брат Илья к этому моменту имел большой опыт работы на руководящих должностях, разбирался в продажах от и до. Он узнал, что я собираюсь закрывать бизнес и предложил свою помощь. Обязался “вытащить” компанию за полгода. Забегая вперед – обещание выполнил.

Сначала Илья занял позицию гендиректора компании, а позже стал и ее совладельцем. В первые месяцы я лично обучала его: текстильное производство – очень специфичный бизнес. Брат быстро осваивал все нюансы. Достаточно было рассказать и показать один раз, и Илья все запоминал и правильно применял. Через полгода он уже был адаптированным сотрудником, участвовал в тендерах. Ему удалось получить крупный заказ от политической партии, и тем самым спасти компанию от закрытия.

На заработанные деньги он организовал масштабные преобразования – обновил оборудование, усовершенствовал сайт, нанял новых сотрудников, вложился в обучение. К 2017 году, когда я вышла из декрета, это была уже совсем другая компания – она крепко стояла на ногах и приносила прибыль.

Когда я снова начала вливаться в компанию, у нас с Ильей начались конфликты. По многим вопросам ведения бизнеса наши взгляды расходились, и мы ежедневно (!) устраивали словесные баттлы – ругались до посинения, доказывая каждый свою правоту. В какой-то момент даже возникали мысли разойтись.

Спасло ситуацию решение о распределении обязанностей. Мы договорились, что Илья берет на себя коммерческую сторону ведения бизнеса, а я отвечаю за работу производства. С тех пор ссоры прекратились.

Главный плюс семейного бизнеса состоит в том, что партнеры знают друг друга с детства, хорошо изучили сильные и слабые стороны. Это позволяет правильно распределить обязанности и быть уверенным в результате. В нашем случае, это еще и про полное доверие. Мы воспитывались в одних условиях и на одних ценностях. Я точно знаю, что для Ильи характерны те же качества, что и для меня – честность, ответственность, максимальная прозрачность действий. Я уверена, что никаких неприятных сюрпризов со стороны брата как партнера никогда не будет, и что я всегда могу рассчитывать на его поддержку. Это очень ценно. И именно ради этого мы продолжаем оттачивать нашу с ним коммуникацию.

Ирина Веклич

психолог-профайлер, руководитель Академии имиджа и кинетики с племянницей Евгенией Куценко, учредителем Клиники красоты и здоровья "Шёлк" (семейный бизнес)

- Большим плюсом семейного бизнеса является легкий старт. Ты знаешь партнера, какие-то затратные моменты можно исключить. Допустим, можно не ставить себе слишком высокий доход, учитывая, что нужны средства на развитие. Ведь людям, которые друг друга знают, проще договариваться, а тем более родственникам, - они имеют друг к другу подход, когда берутся за какое-то дело.

Немаловажен момент относительной безопасности, потому что близкий человек, как бы то ни было, не подведет, - в отличие от постороннего человека, с которым ты начинаешь бизнес.

Также есть общие семейные цели, они сплачивают и дают людям быстрее прийти к результату. И тут надо сказать, что примерно 70% бизнеса в России - как раз семейный бизнес. То есть это такая особенность российского предпринимательства.

Что мешает развитию семейного бизнеса?

Во-первых, отсутствие четкого разграничения обязанностей, в результате, кто-то берет на себя больше обязанностей и тянет это все, а кто-то - складывает ручки. В этом, конечно же, нет ничего хорошего, поэтому разграничение должно быть четким, как и оценка компетентности партнера: не всегда любимый родственник подходит для выполнения той или иной работы.

Также для развития бизнеса нужно настолько правильно выстроить все рабочие процессы, - чтобы не началась болезненная борьба за власть, которая может навредить семейным отношениям. Важно заранее обговаривать то, как партнеры видят развитие данного бизнеса через год, через 5 - 10 лет. Стратегия нужна и очень важна.

Распределение дохода - тоже немаловажный момент. Приведу пример. У моих близких родственников есть семейная клиника красоты и здоровья "Шёлк", ей уже десять лет. В бизнесе - две мои племянницы Евгения и Елена. Павел, муж Евгении, в этой клинике – директор.

И на мой вопрос, как это у них все хорошо получается, они ответили следующее:

- Дома не обсуждают рабочие вопросы категорически, чтобы не ругаться.

- Помогает жесткое разграничение обязанностей, потому что при другом подходе возникают конфликты. От конфликтности, конечно, не уйти, и это одна из главных проблем семейного бизнеса.

Фото предоставлены героями публикации

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: