Команда с нуля
Опытные предприниматели поделились советами о том, как не сделать ошибку в самом важном: подборе хорошей команды.
Фото: freepik.com
Идея всему голова
Татьяна Федорова – владелец частного центра занятости ООО «ДФ «ИНЖИНИРИНГ», руководитель компании по подготовке специалистов «Академия спец»:
- Любой проект начинается с идеи. Напишите свою идею и цель крупными буквами и повесьте так, чтобы всегда их видеть – иначе увязнете в текучке, информационном шуме, и потеряете ориентиры.
Приходящие соискатели сразу поймут, разделяют ли они ваши стремления. Если вы с сотрудниками будете смотреть в одну сторону, то достигнете гораздо большего, чем если каждый из вас будет преследовать только личные цели.
Когда вы начнете действовать, обязательно записывайте, какие задачи вам необходимо выполнить для достижения целей. Так вы поймете, справляетесь ли сами – или пора брать помощника. Представьте структуру вашей компании, где вы директор и делегируете задачи подчиненным. Исходя из этих потребностей, можно планировать штат сотрудников.
Как найти людей, подходящих для ваших целей? Если вам нравится то, что вы делаете, вы довольны результатом – вспомните, у кого вы этому научились. Какие сильные стороны были у этого человека? Он был терпеливый, активный, быстро принимал решения? Запишите два-три основные качества – и ищите их в людях.
Важно помнить, что каждый человек выполнит задачу по-своему — не так, как это сделали бы вы. От вас требуется только дать сотруднику установку, базовую инструкцию, что делать в том или ином случае, во время сбоя, ЧП, когда он должен сам принять решение – а когда обратиться к вам.
И, наконец, каждый сотрудник должен понимать, что он может улучшить в компании, как достичь цели, поставленной вами в самом начале. Например, ваша миссия – создание комфортного гостеприимного пространства, быстрое и легкое решение задач клиента. Это стремление должны разделять все сотрудники и работать над ним. Когда сотрудник понимает и разделяет корпоративную миссию, и у него есть базовая рабочая инструкция – он сам поймет, что и как можно улучшить в его работе и во всей компании.
Разделяй и делегируй
Татьяна Федорова – владелец частного центра занятости ООО «ДФ «ИНЖИНИРИНГ», руководитель компании по подготовке специалистов «Академия спец»:
- Составляя штатное расписание, имейте в виду, что иногда один специалист может закрывать разные задачи. Например, может ли управляющий отелем лично заниматься клинингом номеров? Почему нет, если этот отель состоит из двух номеров или одной квартиры? Управляющий и поговорит с постояльцами, и разместит их, и приберет в комнатах.
Некоторые роли невозможно объединить в одном человеке – например, касающиеся контроля выполнения функций. Либо вы оставляете контроль за собой, либо делегируете его внешним структурам. Конечно, лучше, чтобы это был взгляд со стороны, потому что вы можете эффективно контролировать других, но, вероятно, не всегда сумеете объективно оценить свою работу и понять, что нужно скорректировать.
Например, у нас есть камерный детский театр. Если ведущий спектакля будет не только показывать представление, но и брать обратную связь от гостей, то ему будет сложно работать. Он будет получать самые разные оценки, и не всегда сможет сохранить эмоциональное равновесие. Поэтому требуется так называемый «буфер» – человек, выполняющий контрольные функции, который не боится увидеть любой результат – ведь оценивают не его работу.
Люди могут избегать обратной связи, оценок их работы (даже положительных), и это плохо отражается на деятельности компании. Поэтому лучше не совмещать функции выполнения задачи и контроля.
Смотря со стороны, можно заметить, какие изменения в процессах нужны для достижения большего результата. Во всем хорошем всегда можно найти лучшее. Во всем лучшем – еще более прекрасное. Во всем прекрасном – фееричное. Не бойтесь идти к фееричному!
Когда у вас будут расписаны роли и составлено штатное расписание, каждому специалисту нужно разработать инструкции. Перед глазами человека всегда должна быть напечатанная функциональная инструкция, объясняющая, что и в каких случаях он должен делать, к каким целям идти.
Если совсем просто: забудьте слова «цель», «миссия», «оргструктура», «штатное расписание», «контроль», «выполнение» и т.д. Начиная бизнес, даже без сотрудников, подробно записывайте, все, что вы делаете, и как вы это делаете, каким образом: кому позвонили, по какому телефону, какая схема работы, последовательность действий. Когда вырастут объемы и потребуется делегировать задачи – у вас уже будут основы для инструкций, которые можно передать сотруднику.
Елена Жданова, финансовый директор МСС, практический психолог, карьерный и бизнес-коуч:
- Для начинающего предпринимателя, который впервые сталкивается с запуском бизнеса и вопросами найма, важно действовать последовательно:
1. Определите ключевые роли и задачи:
- Разбейте бизнес-процессы на этапы. Проанализируйте, какие задачи нужно выполнять на каждом этапе.
- Выделите ключевые функции, без которых запуск и работа бизнеса невозможны.
- Определите, какие роли (должности) отвечают за эти функции. На первом этапе можно ограничиться минимальным штатом, совмещая некоторые обязанности.
2. Составьте штатное расписание:
- Определите количество сотрудников для каждой роли, исходя из объема работ и бюджета.
- Установите заработную плату для каждой должности, ориентируясь на рыночные ставки.
- Продумайте систему мотивации: премии, бонусы, KPI.
3. Критерии подбора персонала:
Профессиональные навыки и опыт:
- Определите обязательные hard skills для каждой должности.
- Укажите желаемый опыт работы в аналогичной сфере.
Личные качества:
- Ориентируйтесь на ценности вашей компании.
- Ищите сотрудников, которые разделяют вашу миссию и видение.
Мотивация и потенциал:
- Оцените заинтересованность кандидата в вашем проекте.
- Обратите внимание на желание обучаться и развиваться.
4. Избегайте ошибок при выборе:
- Тщательно просматривайте резюме, обращая внимание на соответствие опыта и навыков вашим требованиям.
- Проводите структурированные собеседования, задавая одинаковые вопросы всем кандидатам на одну должность.
- Используйте кейс-задания, чтобы оценить практические навыки и подход к решению задач.
- Проверяйте рекомендации, полученные от предыдущих работодателей.
- Доверяйте интуиции, но не забывайте о рациональном подходе к оценке кандидатов.
Важно помнить:
- Найти идеальных сотрудников с первого раза практически невозможно.
- Будьте готовы к тому, что вам потребуется время на адаптацию новых людей и выстраивание эффективной команды.
Не бойтесь делегировать задачи и доверять своим сотрудникам. Грамотно выстроенная команда – залог успешного развития вашего бизнеса.
А что еще?
Максим Котёнков, основатель агентства ResultUp:
- Поделюсь своим опытом найма сотрудников в самом начале бизнеса. Я собрал много ошибок, от которых, может быть, смогу оберечь других.
Скорость найма
Не следует торопиться с наймом. Чем лучше кандидат, тем больше денег он принесет в бизнес. Ведь нельзя брать кого попало. Важно найти именно тех людей, которые нужны вашему бизнесу для его успешного развития на долгой дистанции. Лучше искать два месяца, чем взять человека, который потратит впустую ваше время и уволится.
Портрет кандидата
Составить идеальный портрет кандидата на должность. Представьте себе такого человека. Опишите его черты, кто он, чем занимается в свободное время. Далее продумайте все важные критерии, которые вам необходимы. И самое важное: по каждому критерию составьте вопрос для собеседования.
Кейсовый метод
Пропишите пять кейсов, с которыми придется столкнуться кандидату во время работы на вас. И попросите описать шаги решения проблемы или задачи. Это покажет реальный опыт человека и позволит оценить, насколько он подходит для вас.