Николай Зонтов: «Главное во внешнеторговых отношениях – соблюдение баланса между экспортом и импортом»
Фото: Анастасия Стяглова
- После введения санкций работа, направленная на развитие внешнеторгового товарооборота, была обновлена. Мы стали уделять внимание продвижению продукции наших производителей на те рынки, которые раньше либо не осваивались, либо не имели высокой доли в обороте. Многие азиатские страны оказались готовыми к более активному взаимодействию, и мы занялись проработкой новых логистических цепочек, выходом на маркетплейсы этих стран, открытием дилерских и распределительных центров на территории партнеров, отправкой бизнес-миссий. Продвижению региональной продукции на внешние рынки помогают такие нацпроекты, как «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт».
- Какие страны рассматриваются сейчас как наиболее перспективные для развития внешней торговли?
- За I квартал 2024 года более 60 стран выступали торговыми партнерами, в том числе среди крупных рынков экспорта: Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, Иран, Венгрия, Казахстан, Беларусь, Китай, Азербайджан, Узбекистан и Иордания.
Первое место во внешнеторговом товарообороте занимает, конечно, Китай. Когда мы столкнулись с дефицитом сырья и комплектующих для наших промышленных предприятий из-за разрыва связей с Западом, отправились с миссией к нашим восточным друзьям и достигли договоренности о новом виде взаимодействия. Для организации доставки необходимых товаров из Китая практически по себестоимости для наших предпринимателей ПОЭЗ был запущен прямой контейнерный поезд из Ульяновска с точкой консолидации грузов в Китае на станции Чэнду, а затем и в других пунктах. Интенсивность его работы в короткий срок достигла двух составов раз в месяц. Тем самым мы закрыли вопросы, связанные со скоростью доставки товаров на территорию Ульяновской области.
Если говорить о странах постсоветского пространства, за первый квартал высокую динамику роста в 16,4% показывает внешняя торговля в рамках СНГ. Экспорт товаров в СНГ вырос на 30,6%, увеличилось положительное сальдо торгового баланса с этими странами. В последнее время мы активизировали обмен бизнес-миссиями со среднеазиатскими странами.
Безусловно, перспективным является развитие коридора «Сервер-Юг», где помимо Центральной Азии мы торгуем со странами Ближнего Востока, это, в частности, речной экспорт зерна. Сейчас прорабатываем логистические проекты с Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном, которые дадут выход большему количеству ульяновских товаров на рынки этих стран, а также рынки Индии, Афганистана, Пакистана, стран Персидского залива. Это и водный транспорт, и железнодорожный блок-поезд, и мультимодальные контейнерные перевозки.
- Сколько всего компаний-экспортеров в Ульяновской области?
- На сегодняшний день насчитывается более 250 таких компаний. Основными товарными группами при экспорте остаются машины, оборудование и транспортные средства; продукция сельского хозяйства; продукция химической промышленности, каучук, научно-техническая продукция. По итогам первого квартала 2024 года товарооборот Ульяновской области увеличился на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Среди экспортеров в сфере малого и среднего предпринимательства Ульяновской области в топ вошли компании, экспортирующие продукты нефтепереработки, авиакомпоненты, мебель и сельскохозяйственную продукцию.
- Как государство поддерживает экспортеров?
- Для налаживания кооперационных и логистических связей, выстраивания системы взаимоотношений между предпринимателями стран помогают мероприятия, организуемые в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» правительством, институтами развития Ульяновской области. Среди них – организация участия наших бизнесменов в международных выставках. Например, по итогам участия в выставке «Продэкспо» кондитерская фабрика нашего региона заключила экспортный контракт с Казахстаном. В ближайшее время начнутся отгрузки в Узбекистан мягкой мебели ульяновского производителя, чья продукция размещена на республиканском маркетплейсе UZUM. Новые контракты по мебели ожидаются и с Казахстаном. Достигнута договоренность на поставку биоудобрения и кормовых добавок на основе цеолита – модифицированного, обогащенного бионутриентами – в объеме 500 тонн в Беларусь.
В регионе работает Центр поддержки экспорта, при содействии которого только в первом полугодии было заключено 15 экспортных контрактов на сумму 5,3 млн долларов США, в планах до конца года – еще не менее 15 контрактов на сумму не менее 7,3 млн долларов США.
- Как вы оцениваете объем субсидирования по национальным проектам в сфере развития экспорта?
- Средств, которые сейчас выделяются в рамках национального проекта на Ульяновскую область, достаточно для организации эффективной работы. Но вместе с тем у нас есть ряд инициатив по расширению направлений и компенсации затрат. На наш взгляд, важным пунктом является компенсация первой поставки товаров на экспорт. Во-первых, это достаточно рискованная процедура с точки зрения предпринимателей, во-вторых, дорогостоящая. Поэтому очень важно подставить государственное плечо бизнесменам, чтобы дать возможность ощутить экономическую выгоду, выявить недостатки, над которыми следует поработать. Нужно отметить, что поддержка будет продолжена. Президент Владимир Путин в новом майском указе поставил задачу обеспечить к 2030 году прирост объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года. Это значит, что оказание мер поддержки будет продолжено.
- Какой экономический эффект область получает от развития международных экспортных связей?
- Структура современной экономики предполагает, что для развития, масштабирования и повышения рентабельности бизнеса требуется выход за рамки региона и страны – внутреннего рынка, внутреннего спроса не всегда хватает. Чем сложнее продукция и чем более она носит массовый характер, тем очевидней необходимость в международном масштабировании продаж. Например, производство транспортных самолетов, автомобилей, зерна, строительных материалов, удобрений, напитков.
Для малого и среднего бизнеса такое масштабирование при выходе на экспорт может иметь кратное значение. Поэтому меры по поддержке экспорта были зашиты именно в проект «Малое и среднее предпринимательство». Продажи за рубежом мебели, кухонных моек, пищевой продукции, изделий ручной работы дают возможность развивать производство от «гаражной» до «фабричной» стадии. Это касается также и сферы информационных технологий.
Перед нами стоит задача на треть увеличить объемы экспорта. Это даст пропорциональный рост заработных плат и налоговых поступлений в бюджет.
- Какие отрасли экономики региона наиболее пострадали от санкций, а какие улучшили свои результаты?
- Наиболее сильный удар санкций пришелся на промышленность и инвестиционную сферу региона. Но в целом индекс промышленного производства по итогам пяти первых месяцев 2024 года составил 115,5%, что свидетельствует не только о восстановлении, но уже и о дальнейшем росте. Эффект санкций преодолен. Быстро растут не только производства, связанные с «оборонкой», но и экспортные сферы, например, производство мебели, пищевых продуктов.
К сожалению, есть и такие направления, которые после введения санкций восстанавливаются медленнее: деревообработка, химическая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий. Там, где были западные производители, где были иностранные поставки, где была ориентация на западные рынки сбыта. Например, Инзенский деревообрабатывающий завод, который находится сейчас в процедуре банкротства. 90% его выручки была экспортной, предприятие не смогло перестроиться и вынуждено было прибегнуть к процедуре ликвидации. Сейчас большинство предприятий и инвестпроектов, которые были остановлены, перешли новым собственникам, происходит восстановление производства, поэтому к концу года мы ожидаем высокие показатели роста.
- Удалось ли провести полноценную замену части импортной продукции на региональную?
- Импортозаместить все, наверное, не удастся, да и такой цели ни в масштабах региона, ни в масштабах страны мы не преследуем. Какие-то ключевые отраслевые элементы удалось компенсировать в ходе нашей работы по выстраиванию кооперационных цепочек внутри региона, на межрегиональном уровне, а также с предприятиями дружественных стран. За два с лишним года такой работы было установлено почти 800 подобных цепочек, сотни из которых стали реальными кооперационными проектами. В 2023 году мы отчасти научились жить в условиях снижения импорта: зарубежные поставки сократились на 14,8%.
Пока есть проблемы с замещением радиоэлектронного оборудования и элементов химической промышленности. Для ускорения развития технологического суверенитета страны действуют программы поддержки предприятий от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, предоставляются субсидии на формирование парков электронной промышленности и так далее.
- Над какими перспективными проектами, направленными на развитие торговых связей, ведется работа в настоящее время в Ульяновской области?
- Продолжаем развивать логистический проект с КНР. Отмечу, что важным является вопрос выравнивания торгового баланса с Китаем – для того, чтобы удешевить логистику, необходимо не только принимать товар, но и экспортировать свой. Китай интересуют в основном товарные группы сельского хозяйства: льняное масло и семена льна, подсолнечное, рапсовое масло, мука. Есть трудности, связанные с достаточно сложной и долгой по времени процедурой сертификации в Китайской Народной Республике, но и они постепенно преодолеваются. Соответственно, в этом направлении у нас очень большие перспективы. Так, например, АО «Новоспасский элеватор» недавно отправил первый экспортный поезд в Китай. Надеюсь, что эта практика станет хорошей основой для того, чтобы другие производители выходили на новые рынки.
По поручению губернатора Алексея Русских мы работаем над логистическим проектом «Средняя Волга — Каспий — Персидский залив», который является составной частью МТК «Север-Юг». Являясь поволжским регионом, мы должны активнее пользоваться этим конкурентным преимуществом. На сегодняшний день речные и морские перевозки остаются самыми дешевыми в мире. Да, есть определенные ограничения, связанные с флотом, который может действовать на территории Российской Федерации. Необходимо сформировать единого оператора флота, который будет действовать не только на территории Ульяновской области, но и охватывать другие поволжские города. Но мы стремимся к тому, чтобы быть первыми в раскатке маршрута и стать центром логистики.
Ведем работу и по расширению железнодорожных перевозок. Это маршруты блок-поезда Ульяновск – Ашхабад – Инче Бурун/Серахс (восточно-каспийский железнодорожный коридор) и Ульяновск – Баку – Астара с дальнейшим выходом на иранский порт Бендер-Аббас (западно-каспийский железнодорожный коридор).
Важность развития таких проектов неоднократно обозначал президент России Владимир Путин.
- Такие проекты не могут быть реализованы без содействия со стороны государства. Ощущает ли Ульяновская область такую поддержку?
- Глубина проработки наших проектов, в том числе по железнодорожному сообщению, с Ираном и Азербайджаном была высоко оценена на международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum2024».
Кроме того, инициативы по развитию маршрутов и созданию зарубежной торговой инфраструктуры коллективного пользования учтены правительством Российской Федерации при разработке новой версии проекта «Международная кооперация и экспорт». При его перезапуске мы сможем получить дополнительные механизмы поддержки наших экспортеров и открыть для них новые рынки.
Задачи, поставленные президентом, будут выполнены.