Чистый бизнес
Фото: freepik
Сегодня сфера клининга – мощная индустрия, которая активно развивается, в том числе в Ульяновске.
Фырчащий Билли справится лучше!
Люди, готовые платить за поддержание чистоты и порядка, существовали во все времена. Еще в древнем мире состоятельные граждане нанимали рабов для уборки своих домов и общественных мест, например в знаменитых римских термах.
В богатых домах уборкой занималась прислуга, а в XVII веке по немецким городам начали колесить уборщики на повозках со щетками и прочим инвентарем.
Родиной клининга (от англ. сleaning – чистота) считается Англия, где в начале XIX века были организованы компании для уборки различных помещений.
Спустя век в клининговой сфере произошло важное событие: в 1901 году инженер Хуберт Бут изобрел пылесос, назвав свое детище «фырчащим Билли». В 30-е годы в Италии мастер по изготовлению окон придумал водосгон для уборки окон. Еще одним важным событием в истории клининга было появление первых химчисток. В середине XX века появляется первая поломоечная машина. И до сих пор спектр технологического оснащения для профессиональной уборки только расширяется.
В нашей стране первые клининговые компании появились в 90-х, когда в российских мегаполисах стали открывать свои представительства западные фирмы. Для иностранных бизнесменов было обычным делом отдавать непрофильную работу на аутсорсинг. Российские предприятия стали перенимать этот опыт.
Соответственно, на этот запрос откликнулся отечественный бизнес. За последние годы рынок клининговых услуг, что в мире, что в России, демонстрирует стабильный рост.
Чистота на аутсорсе
Согласно исследованию NeoAnalytics, в 2023 году объем российского рынка клининговых услуг превысил 400 млрд рублей: рост по отношению к предыдущему году на уровне 11,5%.
А вот свежие цифры – исследование экспертов «Авито Услуг», которые посчитали, что в этом году спрос на генеральную уборку в России увеличился на 55% по сравнению с прошлым годом.
– На уборку всегда уходят силы и время, поэтому многие делегируют эту задачу специалистам. После нескольких волн локдауна люди стали уделять больше внимания порядку в доме. К тому же увеличился и объем предложений таких услуг – клининг стал доступнее для большего количества людей, – прокомментировал руководитель маркетинговых проектов «Авито Услуг» Иван Чулков.
По оценкам экспертов, сегодня каждый пятый россиянин пользуется услугами клининга, с каждым годом все больше граждан обращаются за помощью к частным клинерам.
Наиболее востребованные у соотечественников клининговые услуги: генеральная уборка, химчистка мебели и ковров, мытье окон и поддерживающая уборка.
– Спрос на услуги домработниц, клинеров в домашние хозяйства в Москве растет из года в год. Если всего 5–7 лет тому назад услугами клининга пользовались лишь богатые люди, то теперь любая семья время от времени позволяет себе оплачиваемые услуги приглашенного клинера. Это связано с образом жизни в мегаполисе: хозяйки не успевают заниматься бытовыми рутинами, потому что тратят много времени на дорогу на работу и с нее, а в выходные предпочитают больше времени проводить с семьей. Поэтому уборка (клининг), а также уход за гардеробом и приготовление еды все чаще поручается специально нанятым профессионалам, – рассказала «ДО» руководитель агентства по подбору домашнего персонала Светлана Тошич.
Спрос на услуги уборки растет не только в столице, но и по всей стране. Так, Ульяновск попал в топ городов, где произошел наибольший рост на клининговые услуги, наряду с Оренбургом (+132%), Калининградом (+88%), Астраханью (+48%), Ставрополем (46%) и Тольятти (45%). В нашем городе, где рост составил 37%, рынок клининга представлен в основном мелкими частными мастерами с «Авито».
Сфера «чистых» услуг распространяется не только на частных клиентов, сегодня очень распространен клининг коммерческий (офисы, торговые центры), индустриальный (заводы, фабрики), специализированный (медицинские учреждения, школы). Разумеется, такие заказы по силам только серьезным игрокам. В Ульяновске премиальный сегмент представлен буквально парой компаний, одна из которых NikaClean. Среди ее постоянных заказчиков – КПД-2 и его «Дом на Минаева», «Завод Николь-Пак», «Технониколь» и т.д.
Интересно, что некоторые компании, пытаясь сэкономить, переходят на собственный клининг, однако такая экономия, как правило, выходит боком.
Клиентоориентированное импортозамещение
Сегодня профессиональный клининг – это высокотехнологичная индустрия, использующая инновационные методы уборки, специальные средства и современное оборудование.
2,5 года назад из-за изменения геополитической ситуации для отечественных клинеров закрылся европейский рынок, некоторые иностранные бренды ушли из России. Клининговые компании перешли на российскую продукцию.
– Честно говоря, поначалу я была скептически настроена к российским моющим средствам, начали с ними работать потому, что деваться было некуда, однако выяснилось, что отечественная продукция ничуть не хуже европейской, а в цене еще и выигрывает, – рассказывает руководитель NikaClean Ольга Ращибина. – Кроме того, у наших производителей все в порядке с обратной связью. Например, когда на предприятии узнали, что нам неудобно работать с их порошковыми средствами, – оперативно изготовили жидкости. Кроме того, провели для нас прямо на объекте мастер-класс с использованием новых чистящих средств, записали обучающий видеообзор. Что касается оборудования, то сейчас мы в основном работаем с Китаем, и это общероссийский тренд на профессиональном рынке клининговых услуг.
– Сегодня в Россию стекается много передовых технологий, инноваций для сферы клининга, из Китая приходят интересные новинки, например поломоечные машины, инвентарь и т.д., – рассказал «ДО» директор по развитию бизнеса DAKO Professional Team Андрей Перегудов. – За последнее время даже форма для персонала стала более красивой, удобной.
- Хочу отметить, что клининг - это не только мытье откровенно видимой грязи. Есть задачи посложнее, когда в чистом доме нужно сделать еще чище, придать лоска, - добавляет руководитель ульяновской компании «Сфера клининга» Елена Падиарова.
Кто заменит молдаванку?
Сегодня в отрасли наблюдается сильный кадровый голод, и это основная проблема рынка чистоты в нашей стране.
– По моей экспертной оценке минимум в 8–10 раз недостает соискателей, чтобы удовлетворить фактический спрос на услуги клинеров, – сетует Светлана Тошич. – До 2022 года эту нишу на 85% традиционно занимали женщины из Украины и Молдовы. Они проходили специальное обучение и, будучи людьми трудолюбивыми и добросовестными, задали достаточно высокую планку чистоты. Еще 10% рынка занимали женщины из регионов, в основном из Поволжья. Но сейчас они могут найти работу с достаточным доходом у себя на родине, им нет нужды ехать в Москву на заработки.
В столицах, городах-миллионниках кадровая проблема в сфере чистоты решается с помощью мигрантов, высший пилотаж, конечно, это филиппинки.
В DAKO Professional Team был не слишком удачный опыт сотрудничества с афроамериканцами, сейчас есть возможность привлекать в клининг индусов…
Что касается мигрантов из ближнего зарубежья (таджиков, узбеков, киргизов), то они сейчас все чаще выбирают альтернативу: идут на более высокий заработок на стройку, в курьерскую доставку, в упаковщики.
И потом, как признается Андрей Перегудов, эти ребята приезжают, в основном из деревень, а значит, нужно много и долго с ними работать, чтобы научить работать с надлежащим качеством. Крупные клининговые компании пытаются найти решение кадровой проблемы, используя роботизированную технику, DAKO Professional Team, например, сейчас тестирует поломоечную машину в торговом центре.
– Отсутствие профессионализма приводит к непрогнозируемым и «случайным» поломкам дорогостоящей техники, порче поверхностей, – продолжает Светлана Тошич. – Вот лишь один из многочисленных примеров: домработница не знала, что закрытый слив в раковине открывается одним глубоким нажатием, и поцарапала никелированную поверхность кнопки, пытаясь открыть ее ножом. Или кашемировые свитеры постирала в горячей воде, необратимо их испортив.
Дефицит кадров актуален и для ульяновского рынка клининга.
– Для большинства соискателей наша отрасль как перевалочный пункт. Иногда даже не начинаю разговор о целях, развитии, обучении, потому что вижу, что человек не настроен на долгое сотрудничество, – рассказывает руководитель компании «Сфера клининга» Елена Падиарова.
Эксперты отмечают, что портрет клинера меняется. Сегодня это уже не пресловутые бабушки с железными ведрами (т.н. «технички»), а профессионалы, среди которых много молодежи, красиво и опрятно выглядящие (соответствующие уровню заказчика). И они высоко оценивают свой непростой труд, уже не соглашаются работать за «копейки», да еще и «вчерную».
– Клининг становится более чистый, более правильный, происходит «обеление» рынка, от этого контракты становятся чуть дороже, однако и заказчик меняется, понимает, за что платит. Если, скажем, в торгово-офисном центре качественно и бережно делать уборку пола, то и вид его останется презентабельным надолго, а это только на пользу бизнесу, его имиджу, – говорит Андрей Перегудов. – Раньше мы были «последним звеном» в бизнес-цепочке, сейчас ситуация улучшается.
Эксперт отмечает, что рынок клининга растет вместе с рынком недвижимости: современные жилые комплексы, офисные, производственные, торговые пространства – все это нужно обслуживать, и требования постоянно растут.
Судя по всему, рынок клининговых услуг продолжит расти, особенно в сегменте специализированных и высокотехнологичных услуг. Компании, способные предложить комплексные решения и инновационные подходы, будут иметь преимущество в конкурентной борьбе.