Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Дмитрий Стрелец: «Главная задача авиационной отрасли - возрождение полного цикла производства самолетов»

В августе в нашей стране отмечают День Воздушного Флота России. В интервью uldelo.ru Дмитрий Стрелец, глава дирекции института «Авиационная техника» Московского авиационного института (национального исследовательского университета), поделился своим видением будущего авиационной отрасли.

Фото: jannoon028, freepik.com

Дмитрий Стрелец

глава дирекции института «Авиационная техника» Московского авиационного института

- Дмитрий Юрьевич, как вы оцениваете текущее состояние авиационной промышленности в России? Какие достижения последних лет считаете наиболее значимыми?

- Текущее состояние авиационной промышленности в России можно охарактеризовать как сложное. Мы находимся в условиях серьезных ограничений, сегодня нам закрыт доступ к западным технологиям и комплектующим. Долгое время на нашем рынке доминировали иностранные самолеты, что не прошло бесследно. У нас есть проблемы с кадрами, особенно с рабочими специальностями. Также есть дефицит инженеров.

Что касается достижений, у нас есть линейка отечественных самолетов, которые должны заполнить образовавшиеся ниши после ухода западных компаний. Например, импортозамещенный Сухой Суперджет - первый российский самолет, созданный в новой России, завершающий сертификацию МС-21. В двигателестроении у нас есть отечественный ПД-14. Есть планы по возрождению авиации общего назначения. Но нам нужно восстановить отечественный парк самолетов, сделать их современными и конкурентоспособными, соответствующими всем требованиям, предъявляемым к современным самолетам.

- Какие, на ваш взгляд, кардинальные изменения произошли в отрасли за последние годы? Как повлияла новая геополитическая ситуация?

- Основное кардинальное изменение связано с тем, что мы оказались в условиях беспрецедентных санкций и ограничений. Это заставило нас пересмотреть подход к развитию отрасли. Раньше был лозунг, что мы сможем все купить, но ситуация повернулась в другом направлении.

Теперь наша задача - возрождение полного цикла производства самолетов, развитие авиационной отрасли. Это включает в себя создание собственных средств производства, станков, подготовку соответствующих кадров. Все это должно быть связано с новым техническим и технологическим уровнем, потому что на старых технологиях нельзя делать конкурентоспособные летательные аппараты.

- С какими основными проблемами сталкивается авиационная отрасль в России сегодня? Может быть, поделитесь своим видением решения этих трудностей…

- Основные проблемы, с которыми сталкивается авиационная отрасль в России сегодня, включают нехватку квалифицированных кадров, особенно рабочих специальностей и инженеров. Также остро стоит необходимость восстановления полного цикла производства. Мы сталкиваемся с отставанием в сертификации новых моделей самолетов - например, МС-21 проходит сертификацию уже 19 лет. Из-за долгих сроков разработки происходит устаревание технологий. Кроме того, существует проблема зависимости от импортных комплектующих, которая теперь осложняется санкциями.

Решение этих проблем требует комплексного подхода. Мы работаем над восстановлением отечественного производства полного цикла, включая создание собственных средств производства и подготовку кадров. Важно также ускорить процессы сертификации и внедрения новых технологий. Мы вкладываем большие ресурсы в двигателестроение. Все это должно быть на новом технологическом уровне, чтобы обеспечить конкурентоспособность наших летательных аппаратов.

- Как решается проблема импортозамещения в авиационной отрасли?

- Проблема импортозамещения решается путем восстановления полного цикла производства в России. Мы работаем над новыми материалами, отечественными компонентами летательных аппаратов, отечественным программным обеспечением и многим другим. Также ведется работа по подготовке соответствующих кадров.

Важно отметить, что мы не просто копируем старые технологии, а стремимся выйти на новый технологический уровень. Это необходимо для создания конкурентоспособных летательных аппаратов.

В двигателестроение вкладываются большие ресурсы. У нас есть отечественный двигатель ПД-14, также ведется работа над двигателем для Суперджета и новым турбовинтовым двигателем для авиации общего назначения. Процесс импортозамещения идет не так быстро, как хотелось бы, но работа ведется, и мы уверены, что все проблемы будут решены.

- Какие тренды в мировом авиастроении вы считаете наиболее важными? Как Россия следует этим тенденциям?

- В мировом авиастроении можно выделить несколько важных трендов. Прежде всего, это повышение экологичности воздушных судов - снижение вредных выбросов, разработка более "зеленых" самолетов, использование альтернативных видов топлива, таких как сжиженный природный газ или водород. Также важным направлением является развитие сверхзвуковой пассажирской авиации - разработка сверхзвуковых пассажирских самолетов второго поколения с прицелом на 2050-е годы.

Цифровизация и автоматизация тоже играют большую роль - это внедрение искусственного интеллекта, разработка беспилотных систем, в том числе для пассажирских перевозок, более широкое использование методов математического моделирования, предективная аналитика. Нельзя не отметить тренд на использование новых материалов - увеличение доли композиционных материалов, разработка "умных" конструкций, которые могут адаптироваться к условиям полета.

Электрификация также становится все более актуальной - ведется разработка полностью электрических или гибридных самолетов. И, конечно, важным трендом остается повышение комфорта и безопасности полетов пассажиров - развитие смарт-систем, человеко-машинных интерфейсов, VR - технологий и др.

Мы работаем над экологичными технологиями, развиваем беспилотные системы, инвестируем в разработку новых материалов. Однако из-за текущей ситуации с санкциями и необходимостью восстановления полного цикла производства, наши усилия в некоторой степени сконцентрированы на решении более насущных проблем.

Тем не менее, мы понимаем важность этих трендов и стремимся учитывать их в наших долгосрочных планах развития отрасли.

Расскажите о проекте МАГнит-2.0. Какова его главная цель? Кто его инициировал, что стало драйвером этого?

- Проект «МАГнит2.0 – все о науке и технологиях» представляет собой цикл из трех научно-популярных фильмов, посвященных значимым достижениям российских ученых и инженеров в области авиации, беспилотных технологий и ядерной медицины.

Главная цель проекта – повысить интерес к научным и инженерным профессиям, мотивировать молодежь к выбору научной карьеры и укрепить доверие к российским ученым. Проект направлен на привлечение внимания широкой аудитории, включая школьников и их родителей, студентов, аспирантов и профессиональное сообщество, к вопросам науки и технологий в России.

Автором и ведущим проекта является Александр Мажуга, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию. Проект реализуется при поддержке гранта Министерства науки и высшего образования России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».

Драйвером этого проекта стала необходимость популяризации науки и технологий в России, а также стремление показать достижения отечественных ученых и инженеров широкой аудитории, особенно молодому поколению, чтобы вдохновить их на выбор научной карьеры.

- Хотелось бы услышать о перспективах авиационной отрасли, точках роста…

- Несмотря на текущие трудности, перспективы авиационной отрасли в России достаточно оптимистичные. Мы активно работаем над решением существующих проблем.

Одной из ключевых точек роста является развитие междисциплинарного подхода в создании новых летательных аппаратов. Современные самолеты - это сложные комплексы, и их разработка требует интеграции различных дисциплин: аэродинамики, прочности, систем управления и других. Такой подход позволяет создавать более эффективные и конкурентоспособные летательные аппараты.

Важную роль в развитии отрасли будет играть математическое моделирование. Численный эксперимент становится практически таким же важным, как и натурный. Это позволяет сократить сроки разработки и повысить конкурентоспособность наших летательных аппаратов.

Мы также видим большие перспективы в развитии новых технологий, таких как аддитивные технологии, новые материалы, внедрение искусственного интеллекта и робототизированных систем.

Восстановление полного цикла производства и развитие отечественных технологий позволит нам не только решить текущие проблемы, но и создать прочную основу для будущего развития отрасли. Мы работаем над созданием современных, комфортабельных и конкурентоспособных летательных аппаратов, которые будут соответствовать всем международным требованиям. Хоть процесс идет не так быстро, как нам хотелось бы, но тем не менее, мы верим что все задачи будут решены.

- Наше издание – родом из Ульяновска. Расскажите, пожалуйста, подробнее о нашем региональном центре авиации. В чем его уникальность и значимость для отрасли?

- Исторически Ульяновск действительно является важным центром авиационной промышленности в России. Там располагается АО "Авиастар-СП" – большое самолетостроительное предприятие. Сегодня Ульяновск - это и крупный центр разработки композиционных конструкций с современным производством. Ульяновск также известен своим авиационным кластером и образовательными учреждениями, готовящими специалистов для авиационной отрасли.

Фото из архива Дмитрия Стрельца

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: