Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Лизинговые потребности

Лизинг остается одним из популярных видов сделок среди бизнеса. Инструмент часто используется компаниями для обновления оборудования или автопарка без его покупки.

Фото: snowing, freepik.com

Лизинг – это финансовая операция, при которой одна сторона (лизингодатель) предоставляет другой стороне (лизингополучателю) право использования определенного имущества (например, автомобилей, оборудования, недвижимости) за установленную плату на определенный срок.

Лизинг обычно заключается на длительный период, который может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет. Лизингополучатель осуществляет регулярные платежи – лизинговые взносы, которые, как правило, включают стоимость использования имущества, проценты и иногда – дополнительные услуги. По окончании срока лизинга у лизингополучателя часто есть возможность выкупить имущество по остаточной стоимости.

Согласно исследованиям рейтингового агентства «Эксперт-РА», лидерами лизинга за первое полугодие 2024 года стали легковые автомобили (36% от всего объема приобретаемой техники, 28% - у грузового транспорта, спецтехника - 14%, LCV - 10%. В денежном выражении по сумма договоров лидирует по-прежнему грузовой транспорт (41% от всех поступивших по сделкам средств). По статистике «Автостата», лидерами среди легковых авто являются: Lada (23%), Haval (15%), Geely (10%). Среди грузовых лидирую КамАЗ (15%), Sitrak (13%), Shacman (13%).

«Национальное рейтинговое агентство» в своем аналитическом обзоре отметило, что ключевыми движущими силами лизингового рынка в 2024 году остаются платежные и торговые ограничения, колебания курса рубля, жесткость денежно-кредитной политики, изменения в регулировании импорта, а также параметры государственных программ поддержки и национальных проектов.

Наибольшее сокращение по лизинговым сделкам наблюдается в сегменте железнодорожной техники (-25%) и водных судов (-48%). Эксперты связывает падение этой части рынка с уменьшением объема нового бизнеса в 2024 году. Наименьшее падение по лизингу в целом после Москвы и МО наблюдается у Приволжского федерального округа. Средняя сумма сделки в 2024 году составила 12,8 млн. руб.

Генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Вячеслав Спиров в своем комментарии к экспертному материалу «Эксперт-РА» отмечает, что снижение спроса в 2024 году связано с высокими показателями 2023 года. По его мнению, продажи строительно-дорожной техники замедлились относительно прошлого года в силу затоваривания дилерских складов.

Руслан Буранов, менеджер по работе с клиентами ЛК «РЕСО-Лизинг»:

- Рост лизинговых сделок по легковым автомобилям связан с высокой ставкой ЦБ, сокращением инвестиций в бизнес, связанный с грузоперевозками и одновременно за счет роста популярности каршеринга как вида предпринимательской деятельности. Также на уменьшение доли продаж в грузовом сегменте повлияли рост цен на технику, представители малого и среднего бизнеса последние полгода предпочитают малотоннажный транспорт за счет более низкой его стоимости.

Динамика лизингового бизнеса оказалась менее интенсивной по сравнению с общей динамикой российской экономики, что привело к снижению доли рынка лизинга в валовом внутреннем продукте (ВВП) с 2,6% до 2,5%. При этом на 1 июля 2024 года объем лизингового портфеля достиг 10,8 трлн рублей, что соответствует рекордному историческому росту на уровне 50% по сравнению с предыдущим годом.

Среди долгосрочных факторов роста эксперты «Национального рейтингового агентства» выделяют развитие лизинга недвижимости, вызванное потребностью в увеличении складских и производственных площадей; восстановление станкостроения и производства средств производства; лизинг оборудования для высоких технологий и цифровизации экономики. Еще одной возможностью для долгосрочного роста является ESG-лизинг, а также лизинг санитарных автомобилей и специализированной техники, предназначенной для борьбы с чрезвычайными ситуациями.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: