Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Цикл открытия

В издательстве «Бомбора» вышла книга Ярослава Шуваева «Менеджмент цифрового продукта. От идеи до идеала». Эта книга для тех, кто планирует или уже внедряет цифровые технологии в свою компанию. Все, что вы хотели знать про жизненный цикл цифрового продукта, под одной обложкой: от идеи и аналитики до дизайна, работы с командой и запуска. С разрешения издательства «Бомбора» публикуем отрывки из книги.

Фото: freepik.com


Фото предоставлено издательством «Бомбора»

Продуктовый менеджмент – это не только про то, как создавать и поставлять продукт, но и про то, как находить и решать проблемы клиентов и бизнеса. Для этого необходимо постоянно генерировать, тестировать и внедрять новые идеи, которые могут удовлетворить потребности и ожидания пользователей, а также приносить ценность и доход организации. Этот процесс называется циклом открытий.

Фаза открытия направлена на определение проблемы, формулирование гипотезы, проведение исследований и валидацию решения. Цель цикла открытий – минимизировать риски и увеличить скорость обучения, а также доставить продукт, который соответствует нуждам и желаниям клиентов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЕМ ИНИЦИАТИВ

Согласно модели «треугольник» Роберта Энтони, управленческие процессы в организации можно условно разделить на три уровня: стратегический, тактический и операционный.

На стратегическом уровне организация отвечает на вопрос «зачем» что-то делать. Многие компании, ведомые миссией, определяют, где они могут принести еще больше ценности клиентам.

На тактическом уровне организация решает, «что» нужно сделать, чтобы помочь клиентам. На операционном уровне – «как» это сделать.

Обычно руководство компании 1–2 раза в год проводит стратегическую сессию, на которой вырабатывает стратегические цели.

Цели, как правило, ориентированы на удовлетворение потребностей существующих клиентов, новых групп клиентов, новых потребностей или расширение доли рынка для существующих потребностей уже имеющихся клиентов. Позднее на основании этих целей определяется набор конкретных действий – бизнес-инициатив для их достижения.

Бизнес-инициатива – кампания, предпринимаемая организацией или ее частью для достижения стратегических целей. Понятие бизнес-инициативы (далее инициатива) относится к тактическому уровню управления.

В продуктовом подходе инициативы вырабатываются исполнителями. Это обеспечивает ответственность и самостоятельность исполнителей.

В Scrum-команде владелец продукта является источником ответа на вопрос «что», проводником в мир стейкхолдеров, а следовательно, логично, что именно он занимается разработкой инициатив на основании стратегических целей компании.

Стратегический цикл современных компаний составляет 1–2 года, значит, длительность инициативы должна быть не больше.

Операционный цикл (спринт) – 1–4 недели, следовательно, длительность инициативы должна быть больше. Во многих фреймворках масштабирования типа SAFe размерность сущностей уровня инициатив не должна превышать уровня квартала.

Результатом инициативы может быть создание нового продукта или улучшение существующего. По аналогии с продуктом к инициативе применимо понятие жизнеспособности, а следовательно, и понятие MVP (пилотная фаза), в ходе которой проверяются гипотезы жизнеспособности.

Инициативы могут затрагивать улучшение метрик существующего продукта, приток новых пользователей, оптимизацию расходов на инфраструктуру и персонал, например:

* Создание нового продукта;

* Доработка существующего продукта;

* Рекламная кампания по привлечению пользователей в новый продукт;

* PR-кампания для запуска новых фич в продукте;

* Миграция на облачное решение;

* Переход с аутсорса на внутреннюю разработку.

Жизненный цикл инициативы можно разделить на несколько этапов:

– Формулирование концепции инициативы. На этом этапе владелец продукта анализирует стратегические цели компании, внешние условия и выдвигает предложение относительно того, какая потребность какого сегмента может быть удовлетворена, а также сколько нужно людей или других ресурсов, чтобы выдвинуть гипотезу инициативы.

– Приоритизация концепций инициатив. Стейкхолдеры на основании презентации владельца продукта приоритизируют список концепций.

– Формулирование гипотезы инициативы. На этом этапе владелец продукта анализирует конкурентный ландшафт, строит финансовую модель, определяет гипотезы жизнеспособности, инвестиционные показатели, объем ресурсов, необходимый для реализации MVP и выхода на окупаемость.

– Приоритизация гипотез инициатив. Стейкхолдеры приоритизируют гипотезы, исходя из максимальной прогнозной доходности портфеля инициатив.

– Разработка пилотной фазы. На этом этапе владелец продукта совместно с разработчиками реализуют пилотную фазу инициативы, чтобы подтвердить гипотезы жизнеспособности.

– Мониторинг метрик. Период накопления данных для статистически достоверного подтверждения потенциальной жизнеспособности инициативы.

– Доработка инициативы. В случае, если гипотеза инициативы подтверждена, владелец продукта и разработчики дорабатывают инициативу до жизнеспособного состояния.

Для управления потоком инициатив лучше всего подходит Kanban.

Инициативы двигаются по этапам жизненного цикла, и на каждом этапе стейкхолдеры принимают решение о приоритете инициатив, которые отправятся далее.

События, в процессе которых владельцы продукта встречаются со стейкхолдерами, чтобы представить новые концепции и гипотезы и отчитаться по результатам мониторинга, принято называть продуктовым комитетом.

Для эффективного принятия решений на каждом этапе владельцы продуктов готовят презентации по определенной форме. Помимо этого, хорошей практикой является периодически проводить большое демо – мероприятие для стейкхолдеров, на котором демонстрируется инкремент по всем командам за период. Стандартная практика проведения большого демо в SAFe – раз в квартал.

Процессы цикла открытий требуют большого количества ресурсов. Иногда легче и быстрее провести проверку боем – протестировать MVP в реальных условиях, чем делать предварительные исследования, поэтому в компаниях внедряют различные процессы ускорения и оптимизации конвейера открытий в зависимости от предполагаемого бюджета эксперимента и инновационности.

Процесс управления инициативами в цикле открытия может называться по-разному в зависимости от организации.

Продуктовый конвейер (product pipeline). Обычно все инициативы проходят через продуктовый комитет, на котором рассматриваются изменения статусов инициатив и их приоритизация.

Конвейер перспективных разработок (R&D pipeline). Через цикл открытий идут только инициативы, связанные с новыми сегментами или новыми потребностями, а инициативы типа «существующий продукт для существующего сегмента» могут проводиться без комитетов по упрощенным схемам выделения бюджета.

Инновационный конвейер (innovation pipeline). Через цикл открытий идут только инициативы типа «новая потребность нового сегмента», а остальные могут идти по упрощенным схемам.

В больших компаниях могут сочетаться все три или больше различных конвейеров, используя более сложные критерии, чтобы различать, какая инициатива считается инновацией, а какая R&D. Каждый конвейер может иметь свои комитеты и даже дополнительный бюджет.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: