Вместе сильнее
Фото: freepik
Кто. Где. Когда
Первые формы бизнес-партнерства начали возникать еще в древности, когда купцы и ремесленники объединялись для совместной торговли и производства. Примером таких совместных форм являются гильдии в средневековой Европе, которые возникли в XII-XIII веках. Такие объединения позволяли участникам защищать свои интересы, устанавливать стандарты качества и регулировать цены. В 1571 году в Англии была основана первая акционерная компания – Muscovy Company.
В России концепция бизнес-партнерств начала развиваться с появлением торговых и промышленных палат в XVI-XVII веках. Подъем торговли способствовал созданию купеческих союзов. Более формализованные виды партнерства стали появляться с введением Гражданского кодекса в начале XX века.
К самым успешным бизнес-партнерствам в истории относится, например, Procter & Gamble (Уильям Проктер и Джеймс Гэмбл), – компания, основанная в 1837 году и ставшая символом успешного долгосрочного сотрудничества. P&G сегодня – одна из крупнейших в мире. Apple и IBM, хоть и были конкурентами, в 2014 году объединили силы для создания мобильных приложений для бизнеса. Hewlett-Packard (HP) (Билл Хьюлетт и Дейв Паккард), основанная в 1939 году, стала пионером в области вычислительной техники.
Среди ульяновских компаний, успешно действующих в условиях партнерских отношений, можно назвать «ДомИнком» под руководством Любови Калясиной и Марии Варавки, WOODGRAND Рамиля Садеева и Евгения Бендюкевича, Estetica Room Рафаэля Исмаилова и Фаиля Зартдинова, а также пример семейного партнерства – ТД «Погода в доме».
Виды партнерских отношений
В России существует несколько распространенных форм бизнес-партнерств, каждая из которых имеет свои особенности и правовые аспекты.
Полное товарищество. Это форма партнерства, где все участники (товарищи) отвечают за обязательства компании неограниченно и солидарно. Все участники имеют право управлять бизнесом.
Коммандитное товарищество. В этом партнерстве существуют два типа участников: полные товарищи, которые отвечают по обязательствам неограниченно, и коммандитисты, которые рискуют только своим вкладом. Коммандитисты не участвуют в управлении, но могут получать часть прибыли.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Одна из самых популярных форм бизнес-партнерства в России. В таком обществе участники отвечают по обязательствам только в пределах своих вкладов. Управление осуществляется в соответствии с уставом общества.
Акционерное общество (АО). В акционерных обществах участники (акционеры) владеют акциями и отвечают по обязательствам только в пределах стоимости своих акций. Может быть как открытым (свободный оборот акций), так и закрытым (ограниченный круг акционеров).
Совместное предприятие. Данная форма сотрудничества создается для реализации конкретных проектов. Участники совместного предприятия делят риски и прибыль в соответствии с соглашением.
Франчайзинг. В этой форме партнерства одна сторона (франчайзер) предоставляет право другой стороне (франчайзи) использовать свою торговую марку и бизнес-модель. Франчайзи платит паушальный взнос и роялти за использование бренда и поддержки.
Соглашения о сотрудничестве. Это менее формальные формы партнерств, которые могут включать совместные маркетинговые инициативы, распределение ресурсов или технологий. Такие соглашения не требуют создания новой юридической структуры.
Лицензионные соглашения. Это форма бизнес-партнерства, где одна сторона предоставляет другой стороне право на использование своих интеллектуальных прав (например, патентов, товарных знаков) за определенную плату.
Также партнерские отношения можно разбить на несколько форматных групп. Так, коммерческое партнерство объединяет несколько юридических лиц под одним товарным знаком. Некоммерческое партнерство характерно для организаций в сферах здравоохранения, культуры и спорта, а социальное партнерство – это сотрудничество предпринимателей с государственными учреждениями. Стратегическое партнерство основывается на долгосрочном сотрудничестве и общей цели участников. Тактическое партнерство создается для быстрого решения конкретной задачи, такой как участие в тендере или привлечение клиентов, например, сотрудничество с популярными блогерами.
Как укрепить партнерские отношения
Согласно данным исследования «Партнерства и конфликты» (авт. Д. Гриц, М. Джиджоева), 66% совладельцев договариваются с будущим партнером самостоятельно и исключительно в устной форме, без заключения соответствующих соглашений. И очень часто это приводит к разного рода недопониманиям и даже конфликтам.
В своей книге «Совладельцы» Дмитрий Гриц приводит несколько способов укрепления деловых отношений.
На первом месте – честный разговор
– Обсудите с компаньоном все открыто, четко озвучьте свои мысли, выслушайте его. И не забудьте закрепить новые договоренности письменно. Неважно, сколько лет вашему партнерству – пара месяцев или четверть века, – никогда не поздно синхронизироваться с партнером.
Второй совет – придумать ритуалы
– Регулярные практики взаимодействия совладельцев помогают сблизиться, снизить накал страстей и даже вывести отношения на уровень выше, чем они были в начале. Ритуалом может стать по большому счету что угодно – лишь бы оно регулярно синхронизировало бизнес-партнеров и настраивало на позитивный лад.
Также действенными способами укрепления отношений автор книги называет создание стоп-сигналов, письма благодарности и привлечение третьей стороны.
Партнерство позволяет объединить ресурсы, что может привести к улучшению финансового состояния и доступу к новым рынкам. Каждый партнер владеет уникальным набором навыков и знаний, что позволяет работать более эффективно. Согласно данным опросов, больше всего бизнесменов и их партнеров вкладывают свою экспертизу, опыт и время. Материальные вложения – только на втором месте.
Русская рулетка против дедлока
Любое совместное дело в любой же момент может породить конфликт. Две или более сторон могут столкнуться с разными подходами к делу, что приводит к неразрешимым конфликтам и ухудшению отношений. Такую ситуацию называют дедлоком. Возникает дедлок в том случае, когда доли в бизнесе распределены поровну, а ситуация достигла такой точки разногласий, что прийти к соглашению не получается.
Основными причинами чаще всего являются разные цели и приоритеты, личные конфликты, неблагоприятные внешние факторы, недостаток информации.
Самыми простыми методами разрешения дедлоков являются коммуникация, привлечение третьей стороны для урегулирования спора, голосование, разделение проблемы на этапы, правовые меры.
В зарубежной юридической практике встречаются более экзотические методы.
– Русская рулетка. В этом способе каждый партнер предлагает другому выкупить его долю в уставном капитале. Второй партнер имеет два варианта: либо согласиться на предложенные условия, либо отправить встречное предложение. Основной минус – метод может привести к напряженности, а необходимость в постоянных переговорах может вызвать усталость и разочарование.
– Техасская перестрелка. Каждая сторона устанавливает свои условия по выкупу доли и присылает их в запечатанном конверте. Оба конверта вскрываются одновременно, и право выкупа получает тот, кто назначил максимальную цену. Этот метод создает элемент неожиданности и конкурентной борьбы и позволяет участникам проявить стратегическое мышление. Но есть риск, что один из партнеров может предложить чрезмерно высокую цену, исходя из эмоционального состояния.
– Голландский аукцион. В этом подходе также используются конверты, но выигрывает тот, кто предложит минимальную цену. Подход способствует снижению цен, поскольку партнеры стремятся предложить более низкие суммы, но может привести к тому, что оба партнера будут занижать цену, чтобы победить, что может вызвать недовольство. Сохраняется риск того, что один из участников не проявит должного интереса, что может затянуть процесс.
Договориться «на берегу»
Юридическое регулирование партнерских отношений в России осуществляется через гражданское право, налоговое законодательство и корпоративное право. В зависимости от типа партнерских отношений (например, партнерства, гражданско-правовые договоры, товарищества) существуют различные правовые нормы и правила.
– Отсутствие соглашения несет в себе риски, – комментирует бизнес-юрист Екатерина Калашникова. – Зачастую взаимные обвинения между партнерами возникают на почве недопонимания условий предварительных договоренностей.
Для того чтобы соглашения получили юридическую силу, необходимо оформить партнерское соглашение (учредительный договор, договор простого товарищества и т.д.) в письменной форме.
В нем обязательно нужно указать:
– Вид деятельности и ее цель – производство, торговля, строительство и так далее. Цели должны быть четкими, измеримыми и достижимыми, а также временно привязанными. Занимайтесь законной деятельностью, избегая создания притворных сделок, которые могут быть признаны нарушением законодательства.
– Вклады в общее дело. Это могут быть деньги, имущество, профессиональные навыки и связи. В соглашении важно прописать процесс и сроки внесения вкладов. Например, если партнер вносит нематериальные активы, также следует детально описать, какие действия он должен совершить и в каком времени.
– Права и обязанности в отношении общего имущества. Необходимо установить, будет ли имущество в общей долевой собственности или только в общем владении. Это критично для защиты интересов партнера, который вносит дорогостоящее оборудование или недвижимость.
– Порядок ведения дел – возможно ли передать полномочия одному партнеру или распределить обязанности между всеми участниками.
– Покрытие расходов и убытков совместного бизнеса и распределение прибыли. Вопрос распределения прибыли имеет значение, поскольку если его не урегулировать, каждый партнер получит долю в соответствии со своим вкладом.
Рекомендуется избегать излишних подробностей в соглашении. Четкость и краткость – залог успешных партнерских отношений.
Бизнес-партнерство предоставляет уникальные возможности для компаний, желающих расти и развиваться. Тем не менее важно тщательно взвесить преимущества и недостатки, а также разработать четкие соглашения для обеспечения успешной работы. Стратегический подход и взаимопонимание между партнерами играют ключевую роль в достижении цели и увеличении стоимости совместного бизнеса.