Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Вторые руки» на колесах

В последние годы из-за сокращения присутствия многих международных марок на российском рынке значительно возрос спрос на китайские и подержанные авто. Кто вышел в лидеры, а кто стал аутсайдером автомобильного рынка second hand – в материале «Делового обозрения».

Фото: freepik.com

Исследование, проведенное банками ВТБ и «Открытие» совместно с компанией «Автомаркетолог», выявило, что на российском рынке подержанных легковушек в 2024 году наблюдается рост интереса к отечественным маркам. По итогам восьми месяцев этого года доля российских авто составила 28%, что позволило им занять первое место, опередив некогда популярных «японцев».

На фоне общего снижения продаж бэушных машин в России на 6,3% (до 4,2 млн единиц) спрос на них продолжает оставаться высоким, особенно среди тех россиян, которые предпочитают российские, японские и немецкие бренды. Продажи отечественных автомобилей б/у увеличились на 2%, достигнув 1,16 млн единиц, в то время как продажи японских легковушек упали на 13%, а немецких – на 11%.

В то же время спрос на подержанные автотранспортные средства из Великобритании и США также снизился (-14% и -13% соответственно). Тем не менее доля американских машин осталась на уровне 6,7%, аналогично показателям предыдущего года.

На первом месте среди российских автомобилей по перепродажам находится Lada, продажи которой возросли до 1,02 млн машин. Среди японских брендов наибольшее падение у Toyota, чьи продажи сократились с 495,4 тыс. до 421,7 тыс. авто, а среди немецких – Volkswagen, с 196 тыс. до 180,4 тыс.

– Укрепление российских брендов на рынке авто с пробегом – это предсказуемый тренд, связанный в том числе с их обширным парком в нашей стране, – прокомментировала Татьяна Акимова, исполнительный директор компании «Автомаркетолог». – Снижение показателей перепродаж можно объяснить и заметным ростом среднего срока владения автомобилем, который сейчас составляет 5-6 лет.

Агентство «Автостат» тем временем прогнозирует грядущее сокращение импорта в 2025 году в связи с увеличением объемов производства автотехники в России и повышением ставок утилизационного сбора. В сентябре правительство утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для автомобилей и специальной техники, где с 1 октября сбор был проиндексирован на 70–85%. В дальнейшем его будут индексировать на 10–20% с 1 января каждого следующего года. Размер утильсбора на импортируемые легковые автомобили в 2025 году составит в среднем 602 тыс. рублей на одну машину, в 2026 году – 716 тыс., а в 2027 году – 798 тыс. В следующем году бюджет получит 653,5 млрд рублей от поставок легковых автомобилей, в 2026 году эта сумма вырастет до 656,4 млрд, а в 2027 году составит 619,5 млрд.

Согласно сопроводительным документам к проекту федерального бюджета, объем импорта легковых автомобилей в 2025 году составит 1,085 млн единиц, включая 733,5 тыс. новых автомобилей, а остальные будут старше трех лет. В 2026 году предполагается импорт в количестве 916 тыс. единиц (в том числе 633,2 тыс. новых), а в 2027 году – 776 тыс. автомобилей, из которых 547,4 тыс. новых.

Минпромторг напомнил о стратегии развития автопромышленности до 2035 года, которая включает поэтапное наращивание объемов выпуска транспортных средств российскими производителями с увеличением доли отечественных автомобилей на внутреннем рынке. В министерстве предполагают, что сокращение импорта в ближайшие годы произойдет также благодаря расширению предложения от местных производителей.

Пока же на фоне спада продаж традиционных марок наблюдается резкий рост интереса к китайским автомобилям, продажи которых увеличились более чем в 1,5 раза, достигнув 140,5 тыс. единиц. Однако их доля на рынке подержанных автомобилей остается на уровне 3%. Алексей Бочарников из ВТБ отметил, что господдержка и субсидированные программы производителей будут стимулировать российских водителей покупать именно новые авто из КНР.

Генеральный директор ГК «Армада-Авто» Владимир Шурыгин, считает, что вторичку выбирают из соображений экономии, а также преследуя цель приобрести авто определенной марки и модели. Эксперт обращает внимание на высокий процент повторных покупок китайских авто, особенно среди тех, кто приобретал транспорт еще на «заре» захода Поднебесной на российский рынок. Также авто из КНР часто выбирают в качестве второй машины в семье. В качестве причин выбора, среди прочих, Владимир Шурыгин называет гарантийное обслуживание сроком до 7 лет у ряда брендов, качество сервиса и доступ к запчастям.

Последнее, учитывая данные обновленного рейтинга российских регионов по качеству дорожного покрытия, выглядит особенно актуальным – только 54,1% российских дорог соответствует нормативным требованиям.

Первые три места по количеству хороших дорог занимают Москва (97,6%), Ханты-Мансийский автономный округ (88,4%) и Краснодарский край (84,4%). На последних позициях находятся Волгоградская, Кировская и Архангельская области, где доля соответствующих стандартам магистралей колеблется от 15,7% до 29,7%. В 40 регионах доля качественных трасс выше среднего, в 45 – ниже.

Ульяновская область находится в категории «середнячков» и занимает 31-е место среди 85 субъектов по качеству дорог. На конец 2023 года доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, составляет 59,7%.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: