Цифровизация: будущее промышленной России
Что это – цифровизация промышленных предприятий?
Стоит выделить три ее основные назначения.
Это в первую очередь контроль над эффективным использованием ресурса, в том числе над своевременным обслуживанием оборудования, его исправностью, соблюдением регламентов, устанавливаемыми руководством.
Во-вторых, это глубокая аналитика тенденций падения и роста эффективности. Это анализ в процессе, а не в моменте, она выявляет системные проблемы и показывает, как с ними справиться.
И третье – это персональный KPI для каждого сотрудника, участвующего в эксплуатации того или иного оборудования. Для чего это нужно? Для оптимизации процессов и повышения эффективности работы всего предприятия.
К сожалению, пока лишь малая часть промышленных управленцев в России (в стране на 2023 год насчитывалось прядка 20 тысяч промышленных предприятий, производств, фабрик, заводов, ферм – крупных, средних и малых) понимают, зачем им цифровизировать процессы. Этот термин у всех на слуху, о цифровизации говорится на высшем государственном уровне, реализуются соответствующие национальные программы для различных сфер жизни и т.д.
Но пока в России нет ни одного учебника, который исчерпывающе рассказал бы, какую выгоду получит завод при наличии систем цифровизации. Достаточно простой пример: предположим, есть предприятие, которое производит в месяц 50 единиц товара. Делает это стабильно, выполняя план. Такому заводу не нужно повышать производительность. Но можно повысить эффективность: то есть при сохранении темпов и объемов затраты на производство будут сокращены. Вот это и есть повышение эффективности, и добиться его можно с помощью внедрения цифровых технологий анализа и контроля.
Чего боятся производственники?
Согласно статистическим данным, в стране сейчас загрузка производства фиксируется на уровне не более 50% от возможного времени работы. В первую очередь причина тому – человеческий фактор. Но есть и иные важные причины, как, к примеру, несовершенство системы управления в целом. Туда же можно отнести и недостаток контроля над соблюдением регламентов, несовершенство технологических циклов.
Для устранения этих проблем существуют аппаратно-цифровые решения, разработанные для мониторинга загрузки оборудования и оптимизации производственных процессов. При внедрении цифровых технологий предприятие получит рост полезной работы станков, минимизацию простоев, мотивацию персонала и повышение его персональной ответственности.
Но изначально руководители заводов скептически рассматривают подобные решения. Они просто не понимают, как инструмент может «заглянуть внутрь» производства и узнать обо всех его процессах. Но как только управленцы соглашаются довериться цифровизации, они буквально начинают заново знакомиться со своим же производством. Это заставляет поменять вектор всей системы управления. В итоге корректируется производственно-технологический поток.
Если есть проблема в человеческом ресурсе и времени (а такая проблема есть практически всегда), то ни о каком эффективном контроле речи быть не может. Но именно этот пробел полностью закрывает «цифра». Состояние станков находится на круглосуточном контроле семь дней в неделю. Фактически в распоряжении руководства появляется цифровой двойник предприятия. И тут уже решается задача не только снижения издержек, но и в переходе к полной цифровой модели предприятия. На этой модели можно будет проводить тесты новых продуктов, создавать технологии.
Еще один важный момент – человеческий фактор, о котором уже говорилось. Возможно ли в течение всей рабочей смены контролировать каждого сотрудника? Это, безусловно, нереально. И вряд ли кто-то будет придавать особое значение, если, скажем, оператор станка запускает оборудование не в 8 часов утра, как положено, а в 08:30. Но именно такие моменты и создают эффект снежного кома, который потом вырастает до масштабов потери выручки. Цифровые решения мониторинга позволяют владельцу предприятия отслеживать каждую мелочь. Мы видели примеры, когда при внедрении такой технологии на конвейер по производству шприцов его производительность подскочила с десяти до 14 тысяч штук в день. Причем мы не говорим о том, что за каждым работником устанавливается слежка, которая выльется в штрафы. Напротив. Это будет поводом премировать эффективных сотрудников, что, на мой взгляд, абсолютно справедливо.
По моим прогнозам, скачок в сфере цифровизации промышленности мы увидим года через три. К этому моменту в России будет существенно больше игроков на рынке разработки подобных систем.
Есть перспективы, но нет ресурсов
Будущее – за AI-моделями для анализа данных производства и принятия решений на базе искусственного интеллекта. Одно из главных сейчас направлений, которое, как говорится, выстрелит, – это тренд. Однако проблема в дефиците человеческих ресурсов. Данные надо собирать и заниматься их обработкой, кроме человека никто их не обработает и правильно не структурирует. А уже потом обучать модели. Это достаточно затратно, поскольку опытный дата-сайентист – высокооплачиваемая должность. Не каждая компания может позволить себе нанять таких специалистов.
Что касается программ по обучению и профессиональному развитию IT-команд, то специалисты IT-служб, которые могли бы поддерживать серверную инфраструктуру, базы данных и т.д., на рынке труда есть. Но если мы говорим о пользователях систем, то здесь единого стандарта нет. И если мы возьмем, например, четыре разных программных продукта, в них 100% будут разные интерфейсы, и в 50% – разная логика представления данных, потому что данные можно интерпретировать очень по-разному.
Теперь о стандартизации программного обеспечения оборудования, разработке и внедрении корпоративных стандартов для ПО. Говорить о какой-либо стандартизации достаточно сложно, и вот почему. Представим разработчиков системы – таких, как мы, и наши коллеги. Мы начинали со сварочных процессов, у нас было свое видение, как это должно работать. Другие команды начинали с электроснабжения или, предположим, с автоматизации производств. Третьи – просто программисты, которые около производства находились. И вот у нас три варианта ПО: интерфейсов, баз данных, которые работают с некими системами мониторинга, уже физическими. О какой стандартизации можно говорить, когда у всех заложен разный принцип обработки и интерпретации данных? Ее просто нет.
То же самое и с данными о работе ЧПУ-станка. Их можно получить в разрезе огромного количества параметров, начиная от скорости кручения шпинделя, заканчивая маршрутами перемещения и режимами работы. И на протяжении восьми часов работы этого станка можно получить три листа неких размеченных параметров. А можно ту же самую работу ЧПУ-станка увидеть в пяти цифрах. В данных о том, сколько он простаивал, сколько он работал, какие у него были перерывы и какие участки работы. Это займет четыре строчки текста. Тут не может быть стандартов, поскольку логично говорить о заложенной идеологии. А она у всех разная.
Говоря о стандартах, лучше говорить о заложенной идеологии. У всех она сильно разная, поэтому на данный момент единых стандартов, получившихся в ходе естественного развития, нет.
Фото из архива Артема Сеника