Ульяновск – Китай. Нам по пути
Фото: onlyyouqj, freepik.com
Младший брат стал старшим
В 2024 году Россия и Китай торжественно отметили 75-летие установления дипломатических отношений между странами: три четверти века назад СССР первым в мире признал Китайскую Народную Республику. С тех пор наша дружба прошла большой и временами непростой путь, а в последние годы вышла на принципиально новый уровень.
Как отметил председатель российской части Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития Борис Титов, «эта связь полностью наполнена духом сотрудничества и взаимопонимания. Оба государства надежно поддерживают друг друга, отстаивая идеалы мира, стабильности и глобальной безопасности».
Китай уже не «младший брат», сейчас это вторая экономика мира, у которой, по прогнозам, есть все шансы вырваться на первое место, так что внимание к Поднебесной со стороны мирового бизнес-сообщества вполне закономерно. Крупнейшая «фабрика» планеты интересна и российским предпринимателям.
Китай стабильно остается главным торговым партнером России, в 2023 году товарооборот наших стран побил рекорд, составил 240,11 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2022-м на 26,3%.
По данным «Авито Услуги», с марта 2023-го по март 2024 года спрос российских представителей МСБ на услуги посредников, помогающих закупать товары в Китае, оформлять их доставку и производить взаиморасчеты с производителями, вырос на 97%, а предложение таких услуг – на 112%.
На Поднебесную приходится львиная доля поставок в Россию потребительских товаров, техники, бытовой электроники (за последние годы качество продукции «made in China» существенно повысилось), правда, активно делиться с нами инновациями Китай, обладающий высокими технологическими компетенциями, пока не спешит…
А поучиться нашим производителям у Китая есть чему, так, восточный сосед – в тройке мировых лидеров среди самых роботизированных стран мира.
И, конечно, для отечественной экономики было бы выгоднее создавать на территории России совместные предприятия с Китаем, а не заниматься только покупкой готовой продукции.
Юань & доллар
По прогнозам экспертов, российский рынок розничных сбережений в китайской валюте в 2024 году может вырасти примерно на 25 млрд юаней, а портфель – достичь 90 млрд. У юаня есть все шансы стать второй по популярности иностранной валютой в России, заняв порядка 30% всех валютных сбережений населения нашей страны.
– Сам юань, как и любая другая валюта, нужен в первую очередь тем, у кого предстоят расчеты в нем. Инвесторам же он может быть интересен с точки зрения диверсификации валютных рисков, а именно риска ослабления рубля, – комментирует руководитель ульяновского филиала «БКС Мир инвестиций» Олег Сайгушев. – При этом важно помнить, что сбережения в самой валюте (в кэше) менее эффективны, т. к. не приносят процентного дохода. А после резкого роста и вовсе имеют потенциал на снижение локально.
Эксперт подчеркнул, что долгосрочным инвесторам в соответствии с их риск-профилем есть смысл обратить внимание на финансовые инструменты, дающие доходность в юанях потенциально бОльшую, чем просто в валюте или в депозитах: биржевые облигации, фонды денежного рынка, защитные инвестиционно-страховые продукты и пр.
– В отличие от других недружественных валют юань торгуется на Московской бирже, и купить его можно с гораздо меньшим спредом (разницей между ценой покупки и ценой продажи), чем в банках, – предупредил Олег Сайгушев. – При этом важно помнить и про риски, которые есть в любой валюте, отличной от рубля. По юаню – это риски замедления экономики и эскалации противостояния с США. Потому все свои сбережения хранить в валюте вряд ли стоит. А определить структуру и наиболее подходящие инструменты для вашего портфеля помогут профессионалы финансовых рынков.
Chery, Geely, Lada…
Автомобильный рынок в России – та самая сфера, где китайские производители в последнее время показали себя, что говорится, во всей красе. Красноречивый факт: в топ-10 крупнейших иностранных компаний в нашей стране вошли три китайских автоконцерна.
Российская аудитория знакомится с китайскими автомобильными брендами все ближе, и это касается не только частных автовладельцев, но и коммерческого сектора (грузоперевозки, каршеринг, такси…).
Если в 2020-2021 годах доля китайских марок на нашем авторынке не превышала 7%, то в 2023 году она выросла до 52%. Сегодня в топ-10 самых продаваемых марок в России в основном китайские бренды – Haval, Geely, Chery, Changan… Причем динамика продаж у «китайцев» мощнее, чем у первой «леди» рейтинга – Lada. Так, у Jetour рост 111% по сравнению с 2023 годом.
Эксперты подчеркивают, что автопроизводители из Поднебесной, организовавшие сборку в России, и в будущем будут в выигрыше перед конкурентами, яркий пример – Haval, который одним из первых построил свой завод в России, сегодня бренд на втором месте по доле продаж после АвтоВАЗа.
– Безусловно, китайские автопроизводители сделали огромный рывок в развитии за последние 2-3 года. Немаловажную роль в этом сыграли приглашенные из ведущих европейских автоконцернов топ-менеджеры, конструкторы и дизайнеры, значительные инвестиции в различные разработки и инновации, а также стремление вывести продукт на новый уровень, – рассказала «ДО» директор по продажам управляющей компании «Авторай» Александра Кварт. – Причем, если более привычные немецкие, корейские или японские бренды зарабатывали репутацию десятками лет, планомерно адаптируя свои автомобили под суровые российские условия, то у китайских коллег столько времени просто не было. Главным образом с учетом нашего климата улучшения коснулись зимнего пакета опций, антикоррозийной обработки кузова автомобилей, материалов отделки салона.
– Не нужно быть профессионалом, чтобы заметить, что дизайн и ходовые характеристики автомобилей также стали значительно лучше, – продолжает эксперт из «Авторая». – Статистика продаж говорит сама за себя. Как и по всей России, всегда в топе продаж бренд Chery, который уже 18 лет находится на российском рынке и предлагает великолепные по соотношению «цена – качество» кроссоверы линейки Tiggo: от компактного и бюджетного Tiggo 4 до полноразмерного, 8-местного Tiggo 8. Динамично развивается в последнее время бренд Changan, который обладает самым широким модельным рядом – 14 различных моделей: от бюджетного седана до пикапа. Премиальный бренд TANK в сегменте рамных внедорожников за последнее время обрел своих поклонников и с каждым месяцем обновляет рекорды по продажам.
Подробности – в интервью генерального директора управляющей компании «Авторай» Андрея Чигиряева.
Ульяновский бизнес. Поворот на Восток
А что в родных пенатах? Сегодня можно говорить о настоящем повороте Ульяновской области на Восток: власти и бизнес региона словно вышли из «демонстрационного» периода, когда уже не просто смотрим, но и действуем. Сегодня Китай – в топе основных партнеров области при экспорте, а по объему импорта товаров в наш регион занимает первое место (68,3% от общего объема импорта за год). Доля внешнеторгового оборота Родины Ленина с КНР (где, кстати, очень ценят нашего великого земляка) составляет почти 34% от общего объема с зарубежными странами, по итогам девяти месяцев 2024 года этот показатель превысил 168 млн долларов, или 1,2 млрд юаней. И нам есть куда расти.
Губернатор, побывавший в 2024 году в Китайской Народной Республике с бизнес-миссией, провел переговоры с тремя компаниями по локализации на территории ПОЭЗ «Ульяновск» новых предприятий в области станкостроения и производства насосного оборудования. Достигнуты соглашения о создании сборочного производства автокомпонентов мощностью 450 тысяч изделий в год.
Или, скажем, специалисты Ульяновского автозавода разработали новую модификацию автомобилей грузового семейства УАЗ «Профи» с 6-ступенчатой механической коробкой. Последняя – китайского производства. По словам главы компании «Соллерс» Адиля Ширинова, в будущем на автомобилях «Патриот» и «Профи» будут внедрять все больше китайских компонентов.
Давно «проторил дорожку на Восток» и ульяновский предприниматель Глеб Асташенков, который в 2022 году занялся производством электроскутеров после того, как вместе с единомышленниками провел международный форум Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей.
В своих соцсетях Глеб Асташенков то и дело поднимает «китайскую» тему, в частности, рассказывает о том, как опыт восточных коллег помогает ему развивать «электроскутерное» направление в Ульяновске.
И у других предприятий региона есть запрос на кооперацию с китайским бизнесом, на совместные проекты. Тем более что точек соприкосновения – масса. Потенциальных китайских партнеров интересует ульяновское авиастроение, производство автокомпонентов, автомобилестроение, станкостроение, транспортная логистика, сельское хозяйство. И вот уже первый экспортный поезд с грузом 1650 тонн (62 контейнера) масличного льна из Новоспасского района прибыл в город Циндао. Мощности крупнейшей логистической компании «Европак», с которой у региона есть договоренность о формировании новых экспортно/импортных составов, позволяют транспортировать в Китай с/х грузы, муку, масло, нефтехимию, виноматериалы и т.д.
Есть перспективы укрепления образовательных и культурных связей между регионами. В 2024 году Ульяновский педуниверситет и Хунаньский Первый педагогический университет КНР заключили соглашение о реализации программы обмена студентами, которое направлено на взаимное обогащение высококачественными образовательными ресурсами, инновационными образовательными методиками, развитие университетов и поддержку языковых талантов.
Летом 2024-го в Ульяновской области прошел Российско-Китайский молодежный бизнес-акселератор. А профессиональный художник и предприниматель Галина Камаева из Вешкаймского района показала свои картины на ярмарке «Сделано в России», которая прошла в провинции Сычуань.
– Китай – это на самом деле круто. Давно работаю с производителями из Поднебесной и развиваю свой бизнес на маркетплейсах именно в этом направлении. Уйма возможностей, – говорит ульяновская предпринимательница Марина Агафонова. – Мечта – слетать и познакомиться лично с этой замечательной страной и моими любимыми партнерами.
За Великой Китайской бизнес-стеной
По итогам первого полугодия 2024-го число взаимных поездок туристов РФ и КНР составило более 1 млн человек, а к концу года может достигнуть 2 млн! По данным Ассоциации туроператоров России, почти половина иностранных туристов в нашу страну прибывает из Китая, причем многим из них интересна жизнь сельской глубинки.
А для российских туристов самые популярные направления в Поднебесной империи – Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, а также провинции Юньнань и Сычуань. Россиян привлекает цивилизация с пятитысячной историей, древние памятники Китая, интересные обычаи, вкусная национальная кухня. Так, известный ульяновский предприниматель Александр Щербина, побывавший на конференции в Пекине, не преминул осмотреть Императорский дворец, Китайскую стену и… попробовать местную пекинскую утку.
Александр предупреждает, что в КНР не в ходу английский язык, и даже язык жестов не выручает. Кстати, по данным SuperJob, китайский язык на втором месте по популярности у экономически активного населения Ульяновска после английского, и чем выше уровень дохода человека, тем выше его интерес к китайскому языку.
Китайский язык нужен в первую очередь туристам, которые планируют побывать в Поднебесной с бизнес-миссией. Тем более сейчас это стало сделать куда легче: ведущие турагентства Ульяновска подготовили для своих клиентов специальные предложения.
– 2025-й для нашей компании будет «годом Китая», готовим серию авторских туров, в том числе для бизнес-туристов, – рассказала «ДО» владелица ТА «Одиссея» Динара Ефремова. – Первая поездка состоится уже в феврале нового года в Шанхай, куда организованы прямые перелеты из Казани.
– Китайский бизнес – это кладезь знаний и опыта, который может быть невероятно полезен для каждого предпринимателя, – считает и Надия Черкасова, председатель Комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРЫ России». – Если вы еще не были в Китае, думаете, как дальше развиваться, то обязательно надо ехать именно в бизнес-миссию. Встречаться с бизнесом, посещать производства, бывать на отраслевых выставках.
Надия Черкасова перечисляет причины, которые, по ее мнению, должны привлечь российских предпринимателей в КНР:
* Масштаб: Китай – это страна с огромным рынком и населением 1,4 млрд человек. Впечатляет способность китайского бизнеса масштабироваться быстро и эффективно.
* Инновации и технологии: здесь много стартапов, которые развивают инновационные технологии, продукты и услуги. Не на словах, а на деле. Задаются четкие ориентиры по экономическому, технологическому и инновационному развитию.
* Скорость и гибкость: китайская экономика находится в постоянном движении.
* Кастомизация и персонализация клиентского опыта. Сфокусированы на потребителях и стараются предложить лучший вариант.
* Эффективная логистика: Китай имеет развитую инфраструктуру, что позволяет компаниям эффективно доставлять товары и услуги по всей стране и за ее пределами. Доставка за 29 минут – это слоган одной из компаний.
* Умеют много работать. Упорные! Во многих компаниях упорство – это одна из ценностей.
* Социальная ответственность: все больше китайских компаний уделяют ей большое внимание. Поражает количество социальных программ, в том числе по поддержке женщин в бизнесе.
* Уникальный культурный и исторический контекст: Китай имеет богатую историю и культуру, которые оказывают влияние на бизнес, китайцы с огромным уважением относятся к тому, что сделано предками. Также чтут историю создания своей компании.