Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Дефицит и облигации: как регионы России отреагировали на экономические реалии 2024 года

В 2024 году региональные бюджеты сталкивались с новыми вызовами. К концу 2024 года общая сумма дефицита во всех регионах составила 0,4 трлн рублей.

Фото: Анастасия Стяглова

Каждая область реагировала по-своему на происходящие изменения. Из-за увеличения затрат на заемные ресурсы, высокой инфляции, снижения цен на ресурсы и сокращения доходов от экспорта газа и нефти, а также напряженности на рынке труда, разбалансировка бюджетов усугубилась. Согласно исследованию Эксперт-РА, 50 регионов столкнулись с дефицитом в своих бюджетах.

Что касается долговых обязательств, то они снизились на 2,3% и достигли 3,1 трлн рублей. Это произошло благодаря списанию задолженности по бюджетным кредитам для 25 регионов на 25,9 млрд рублей и погашению ранее взятых кредитов. При этом регионы избегали привлечения новых займов на облигационном рынке, чтобы не фиксировать высокие процентные ставки. В начале 2024 года остатки на счетах региональных бюджетов составили 2,8 трлн рублей, что помогло некоторым регионам, включая Ульяновскую область, избегать привлечения дорогих банковских кредитов.

Также в прошлом году Ульяновская область наряду с такими регионами как республики Башкортостан и Саха (Якутия), Томская, Новосибирская, Амурская области, вышла на облигационный рынок. В 2025 году Ульяновский минфин выпустит облигации в форме именных документарных ценных бумаг с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга на 6 млрд рублей. Общее количество облигаций в данном выпуске – 6 млн экземпляров номиналом 1000 рублей за штуку.

На фоне высокой ключевой ставки наблюдается замедление экономического роста в российских регионах, однако это происходит не слишком быстро. Гособоронзаказ остается важным драйвером в некоторых отраслях. Основной рост экономики связан с увеличением промышленного производства, которое в 2024 году увеличилось на 4,6% по сравнению с 2023 годом, что немного превышает итоговые показатели 2023 года, когда прирост составил 4,3% в годовом исчислении.

В отраслевой структуре наблюдается снижение в таких секторах, как добыча полезных ископаемых (уменьшение на 0,9% в год) и в водоснабжении, водоотведении и утилизации отходов (снижение на 0,1% в год). В то же время обрабатывающая промышленность и сектора, связанные с обеспечением электрической энергией, газом и паром, а также кондиционированием воздуха, продемонстрировали позитивные тенденции с ростом на 8,5% и 2,3% соответственно.

Несмотря на общие положительные тенденции, в 21 регионе наблюдалась отрицательная динамика в промышленном производстве, главным образом в тех областях, которые наиболее пострадали от санкций. Наибольшее сокращение произошло в Камчатском крае, где снижение составило 15,9% из-за уменьшения объемов вылова водных биоресурсов в условиях рекордных показателей 2023 года.

Лидерами по приросту промышленного производства стали регионы с меньшими экономиками, такие как Курганская область и Кабардино-Балкарская Республика, где прирост составил почти 25% в год. В Курганской области основным фактором роста стали увеличение государственных оборонных заказов и производство импортозамещающей продукции. В свою очередь, Кабардино-Балкарская Республика показала положительную динамику благодаря росту обрабатывающих производств, увеличившимся на 32,3% в год, включая производство одежды, бумаги, резинотехнических изделий, строительных материалов и медицинского оборудования.

Промышленное производство в Ульяновской области приросло на 16%, что всего на 0,4% меньше, чем в г. Москва. В 2024 году уровень выпуска товаров и услуг в регионе увеличился на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что является вторым результатом в Приволжском федеральном округе (ПФО).

Темпы роста промышленного производства также остались на высоком уровне. За первые десять месяцев 2024 года индекс промышленного производства вырос на 14,3%, а обрабатывающие отрасли продемонстрировали рост на 15,4%, что превышает среднероссийские показатели

Средняя номинальная заработная плата в Ульяновской области за первую половину 2024 года составила 55 381 рублей, что на 19,2% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года, с реальным ростом доходов населения на уровне 10,3%.

Сельское хозяйство также показало положительные результаты: по итогам 2024 года аграрии собрали более 1,8 млн тонн зерна, что свидетельствует о росте объемов производства в этом секторе. Однако, несмотря на увеличение посевных площадей, урожайность зерновых сократилась.

Объем инвестиций в основной капитал за первые шесть месяцев 2024 года составил 50,2 млрд рублей, с преобладанием собственных средств ульяновских инвесторов.

Наибольшая доля рыночного долга (совокупного объема облигационных займов и банковских кредитов) в общей структуре обязательств годом ранее приходилась на более устойчивые в финансовом отношении регионы – Москву и Санкт-Петербург, но по итогам 2024-го рыночный долг, превышающий 50% в долговом портфеле, имеют в т. ч. субъекты РФ и менее финансово устойчивые – Мурманская, Новосибирская, Ульяновская, Архангельская области, Санкт-Петербург и Камчатский край. В 40 регионах долговой портфель полностью состоит из бюджетных кредитов. Согласно предварительным оценкам, совокупный долг в 2025 году составит примерно 3,1 трлн рублей, а долговая нагрузка, предположительно, незначительно снизится и составит около 17,4%.

По мнению экспертов рейтингового агентства Эксперт-РА, в 2025 году ситуация с региональными бюджетами станет более нестабильной, поскольку регионам предстоит выполнять свои социальные обязательства. Межбюджетные трансферты, которые и без того снижались в последние два года, скорее всего, не увеличатся и в 2025 году. Темп роста налоговых и неналоговых доходов замедлится до 7–10%. Накопленный запас ликвидности будет поддерживать бюджеты регионов, однако по итогам года ожидается агрегированный дефицит в размере около 0,6 трлн рублей.

Для финансирования этого дефицита регионы будут использовать остатки средств на своих счетах, инфраструктурные кредиты, банковские кредиты и облигационные займы. Ожидается, что в 2025 году на облигационный рынок выйдет 21 субъект Российской Федерации, что на один больше по сравнению с предыдущим годом. Общий объем запланированных размещений составляет около 525 млрд рублей, из которых почти 30% может привлечь Москва. При этом, по мнению экспертов, не стоит надеяться на появление новых бенефициаров ESG-сделок не появятся, хотя регионы, возможно, будут более активно привлекать средства через размещение зеленых, социальных и устойчивых облигаций.