Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Проблема современных кадров с точки зрения психологии: поколения «ни-ни» и «гостинг»

Еще в 2014 году топ-менеджеры говорили о новых кадрах и очень ждали прихода поколения зумеров: считалось, что эти молодые люди будут более продвинутыми, технологичными, быстрыми, легко усваивающие информацию. Но в 2023 году в мире случился бум «гостинга»: работодатели стали терять новые кадры без предупреждения с их стороны.

Фото: freepik

Ксения Кожемяк

Gсихолог, эксперт моды и стиля

После найма молодого специалиста мог пройти день или месяц работы, после чего сотрудник просто исчезал. Он не брал трубки, выключал телефон и переставал выходить на связь. Вначале руководители и кадровые специалисты думали, что это разовый случай, но такие проблемы стали угрожающе регулярными. По статистике, в 2024 году каждый четвертый работодатель сталкивался с гостингом.

Гостинг – происходит от английского слова «привидение» и понимается, как исчезновение без какой-либо причины. Изначально этот термин использовали в романтических отношениях, когда партер пропадал, переставая отвечать на сообщения и звонки. Но постепенно гостинг добрался и до рабочих процессов, и теперь стал актуальной проблемой современных руководителей. Мировые психологи и социологи проводят множество исследований этого феномена, чтобы понять, как с этим жить и работать.

К основным причинам гостинга относятся:

- депрессивное состояние, эмоциональное выгорание и переутомление, проще говоря, психологически человек не готов к отношениям в коллективе и вообще к труду;

- защитная реакция - из-за слабости личности перед страхом, что человек не справится с работой и возможными конфликтами, от неуверенности в себе и своих способностях;

- низкий уровень эмпатии и способность к манипуляцим.

Суть гостинга состоит в том, что молодые специалисты часто морально не готовы к труду, и первая работа для них становится стрессом. Понятно, что стресс испытывают все молодые специалисты, независимо от поколений. Но зумеры - более изнеженные, им важны личные эмоции, они привыкли к чрезмерной опеке со стороны старшего поколения. В их школах учителя не повышали тон на детей, родители водили к психологам и постоянно пеклись об их психологическом состоянии.

Когда такие кадры приходят на работу и видят, как руководитель может повысить тон на сотрудника за ошибку в работе, они просто пугаются. А ведь школа отличаются от работы: тут есть ответственность за сроки, бюджеты и общий результат. В результате у молодых специалистов включается защитная реакция «беги» и отрицание работы. Зумерам проще сбежать, отключив телефон.

С другой стороны, зумеры могут использовать гостинг как манипуляцию, чтобы им платили больше за труд: они оценивают выход на работу с завышенным ожиданием зарплатного вознаграждения. Еще не озвучив то, что готовы делать в компании, они начинают складывать сумму, которую хотят получить от работодателя. Сумма исходит от их уровня жизни: обычно в мегаполисе от молодых людей звучат суммы месячной зарплаты от 60 до 100 тысяч рублей за первую свою работу без какого-либо опыта и образования. На меньшие деньги они выходить не готовы, и это еще не дошло до обсуждения функционала на работе.

Второй этап «ожидания и реальность» - когда они видят большой функционал и требования по поводу скорости выполнения работы: это их начинает пугать еще больше, они начинают просить снизить функционал и добавить время для выполнения тех или иных задач. Этим зумеры отличаются от предыдущих многозадачных поколений, которые запросто могли печатать текст на клавиатуре, параллельно говоря по телефону. Многозадачные дела - сложные, а зумеры привыкли быть сфокусированными на одной конкретной задаче.

Вторая проблема, на которую обратил внимание лично американский президент: Дональд Трамп бьет тревогу по поводу тех же зумеров, а также новой волны «ни-ни». «Нини» - это молодые люди, которые массово отказываются работать и учиться, хотят просто жить за чей-то счет, - родителей или партнеров. Все это приводит к тому, что «ни-ни» не видят смысла учиться для того, чтобы работать с утра до вечера.

Основные психологические проблемы «ни-ни»:

- мотивация - отсутствие смысла в учебе и работе, нет целей в работе;

- кризис идентичности, нет понимания, кем хотят быть в профессии;

- социальная изоляция – уходят в цифровой мир и избегают реальности;

- нехватка поддержки – в основном со стороны сверстников, реже от родителей.

У зумеров работать стало не модно, теперь все хотят снимать видео для социальных сетей без наполнения каким-либо смыслом. Кстати, изначально блогеры были специализированными и профильными, рассказывали о технике, программах, здоровье, фитнесе, красоте и т.д. Они были, по сути, специалистами с опытом в той или иной области, которые могли поделиться своими знаниями с другими. После появления коротких видео под музыку, блогеры превратились просто в прыгающих и танцующих человечков.

Дальше хуже - черный юмор, неадекватные и опасные видео, полная деградация и непонимание реальности. Популярные блогеры массово утверждают, что они зарабатывают миллионы, просто танцуя на видео. Вот вам современная реалия: молодым людям проще снимать видео с танцами и набирать просмотры и лайки, чем работать физически или умственно. «Ни-ни» пугают еще больше чем «гостинг», а вкупе - это просто ядовитая смесь.

Решение проблемы для работодателей и бизнесменов

Нужно заниматься популяризацией работы в классическом варианте. Понятно, что офис должен быть современным, где соблюдаются режим работы и отдыха, есть удобные зоны для отдыха плюс дополнительно - новые технологии для решения рабочих задач.

Популярность работы должна возрасти, нужно, чтобы сотрудники говорили всем вокруг о том, как классно работать в той или иной компании, о перспективах этой деятельности.

Еще важно:

Ежегодный рост зарплат, доплата за стаж в компании. Большая часть увольнений случается из-за низкой зарплаты: цены растут ежегодно на все, а некоторые работодатели привыкли экономить на сотрудниках.

Карьерный рост. Необходимо растить свои кадры, тогда в компанию придут молодые специалисты. Человеку проще вырасти внутри компании, добившись совместных успехов.

Создание материалов для социальных сетей о внутренней жизни в компании, например видеоролики о том, как сотрудники работают, отдыхают, рассказывают про свою трудовую жизнь (проекты и успехи).

Все это поможет вовлекать молодежь в трудовой процесс, покажет престижность работы, популяризирует личностный рост в трудовом коллективе, продемонстрирует реальность успеха!

Фото из архива Ксении Кожемяк

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: